Перед праздником Пасхи

думаюСледующее событие, которое предлагает нам Иоанн, событие незадолго до Пасхи. Здесь, правда, есть так же сложность. Что имеет в виду Иоанн, говоря «перед праздником Пасхи»? Дело в том, что Пасха, сама по себе, празднуется целую неделю. А слово «праздник» может означать две вещи. Либо это целая неделя, либо последний день.  Потому что именно последний день Пасхи отмечается празднично. Остальные дни Пасхи, хоть и сопровождаются всю неделю специальными служениями, остаются рабочими.  Давайте прочтем, наконец, текст Евангелия. 

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
(Иоан.13:1-3)

Что мы можем здесь обнаружить еще? Мы видим, что это то время, когда Иуда уже решил предать Иисуса. А позднее мы находим знакомую нам картину, где Иуда начинает исполнять свой план. Другими словами, речь идет о Пасхальном ужине.

Если вы помните, мы говорили о причинах предательства Иуды. Мы тогда обнаружили, что дьявол «вложил в сердце Иуде» предательство тогда, когда его друзья, апостолы, не поддержали его в бунте против растраты дорогущего мира. Тогда же мы обнаружили, что именно апостолы подтолкнули Иуду к своему «выступлению».

И вот Иоанн рисует нам следующую картину. Он ничуть не сомневается в том, что читающий его текст знаком с каким то из Евангелий, будь то Марка или Матфея. И здесь он лишь указывает нам на обстоятельства, ожидая, что мы, вспомнив их, поймем все, что нам хочет сказать Иоанн. А обстоятельства следующие. Иуда, подзуживаемый апостолами выступил против «несправедливой» растраты мирра, что Мария вылила на Его ноги. Иисус прекрасно понял, чья это затея и был совсем не рад такому раскладу. И вот на вечере, а все это мы обсуждали при чтении Марка, Он, припоминая ученикам их предательство, фактически обвиняет их в желании пролития Его крови и преломлении Его тела. И дальнейшая история с этим вином и плотью, прямое следствие. То есть, на ужине, Иисус совсем не мирный. Как можно быть белым и пушистым, когда только что те, кому Он доверит Царство Божье, практически сдали Его. А когда нужно было покаяться, признать свою вину, они промолчали. И весь гнев достался Иуде. Именно в таком состоянии Иисус производит следующий акт, который сами апостолы не посчитали важным.

Кроме этого, у Иисуса только что был нерадостный разговор с народом, где люди явно не желали верить Его слову. И это тогда, когда Иисус понял, что машина смерти уже запущена. Его час пробил. Все бы ничего, но во всей этой истории оказались замешаны все ученики. Просто все промолчали, а Иуда оказался крайним. Но, не буду больше повторяться. Все эти размышления можно вспомнить, обратившись к статьям «Продал», «Человек с кувшином» и «Не я ли» в работе «Евангелие от Марка». И вот в таком тяжелом состоянии сердца Иисус решил явить ученикам, что «до конца возлюбил их».

Итак, вот история, о которой забыли Марк и Матфей. Указания Иоанна здесь крайне важны. Смотрите, он говорит, что Иисус уже знает, что «Отец все отдал в руки Его». Т.е. Иисус прекрасно понимает, какое положение Он занимает. Представьте себе, Отец передал Иисусу ВСЕ! Т.е. это абсолютный правитель вселенной. Важнее и выше Иисуса нет никого и никогда не будет. И Он, Кто занимает такое положение, одевается как раб и моет ноги ученикам.  И вот во время этого действа, происходит диалог с Петром.

6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
(Иоан.13:6-10)

Петр всегда ставит Иисуса высоко. В его сознании, Иисус – настоящий Мессия. Он Сын Бога. Помните? Именно Петр произнес это сокровенное определение в ответ на вопрос Спасителя: «За кого вы меня почитаете?».  И в Его понимании, такой Человек должен быть в почете, а не вести себя как раб. Но я не об этом.

Никто не возмутился, кроме Петра. Именно он, Петр, говорит фразу, которую, как ни странно, сегодня повторяют многие христиане, даже не замечая того. Итак, что же он сказал? А его определяющая фраза звучит так: «…не умоешь ног моих вовек». Знаете, что это такое? Петр смотрит на Иисуса как религиозный человек. Он чтит Иисуса. Он Его превозносит. И это замечательно. Но его восприятие Иисуса не позволяет ему принять от Спасителя чего-то очень важного.  Как такое возможно? Оказывается можно. Если нам кажется, что какое-то действие недостойно Христа, и поэтому мы не принимаем его (действие), мы рискуем получить Христов ответ. Как вам понравится следующее: «…если не умою тебя, не имеешь части со Мною»?

Вы когда-нибудь думали над этим ответом? Поймите, Иисус не сказал: «Если ты не умоешься ради Меня». Он сказал: «Если Я, Мессия и Сын Божий не умою тебя». Возможно, для кого-то это неприемлемо. Возможно, вы всеми силами стараетесь отмыться, заслужить право быть одним с Иисусом. Вы так сильно стараетесь быть хорошим, вы постоянно каетесь, исправляете свою жизнь и т.д.. И все это ради того, чтобы Иисус сказал: «Вот теперь ты можешь иметь часть со Мною». Но Иисус сказал ровно противоположное: «ЕСЛИ Я…». Не ты, не церковь, не родители. А Он Сам. Т.е. чем больше ты стараешься сам, тем больше у тебя шансов услышать: «Не имеешь части со Мною».

Мы именно потому не можем принять эту аксиому, что всю жизнь смотрели через грязное стекло религии. Не ты, а Он. Как бы ты не умывался, как бы не отбеливал свою одежду, она все равно остается запачканной. Потому что у нас нет такого «стирального порошка», который способен отбелить все наши язвы и кровоподтеки.  Мне так хочется, чтобы каждый услышал это послание. Но, все, что я могу, это повторить слова Иисуса.

… Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
(Иоан.13:8б)

Итак, можешь делать что угодно. Можешь доказывать свою чистоту, сколько хочешь. Но пока Иисус Сам тебя не умоет, у тебя нет шансов. Вот Петр оказался догадливым. Ему так хочется дружить с Иисусом, что он готов менять все что угодно. Нужно отречься от своих убеждений ради Иисуса, пожалуйста! И вот, не прошло и секунды, как он говорит обратное:

Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
(Иоан.13:9)

Вот Петр молодец! Лучше все потерять ради единения с Учителем, чем умничать и остаться ни с чем. Иисус же говорит странные вещи:

10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты.
(Иоан.13:10,11)

Во-первых, Иисус заявляет, что уже омыл Петра. Судя по всему и всех остальных, кроме Иуды. Петр даже и не заметил того, что Иисус сделал это. Когда? Как? Это не важно. Важно, что Иисус уже это сделал. Они уже чисты. Но почему же стопы снова нужно мыть? И тут пора еще раз вспомнить всю историю с предательством Иуды.

Ученики ходят с Иисусом уже почти 3 года. Все это время Иисус что-то с ними делает. Он их учит, вкладывает в них какое-то иное мировоззрение. Пусть оно для них еще неестественно. Но факт остается фактом. Они их принял такими, какие они были на момент встречи.  Поменял всю их жизнь. Т.е. они от многого избавились. О многом забыли. Их интересы изменились. И все это еще до рождения свыше. Он перетряхнул все их ценности и приучил к другой жизни, другому распорядку и другим правилам. Мы бы сказали, что Он их изменил, если бы не знали, что это пока еще не изменение, так как перерождения еще не произошло.

И вот все это Иисус называет – омытием. Искренний ученик – омытый ученик. Это ученик, избавившийся от всего мусора прежней жизни. И все это сделали не апостолы. Все это сделал Сам Иисус. Это Он сказал: «следуйте за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Это не они сделаются, это Иисус их сделает. Это не они омылись, т.е. они не сами себя мыли. Это Он их омыл.

А вот Иуда, судя по словам Иисуса, остался не омытым. Знаете, сами дети не умеют мыться. Их моют родители. Но есть дети, которые убегают, как только узнают о банном дне. Есть другая иллюстрация. Они как псы, которые возвращаются на свою блевотину.

Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи.
(2Пет.2:22)

Они не любят чистоту. Им нравится грязь. Судя по словам Иоанна, Иуда был одним из таких. И евангелист называет его просто вором.

Итак, все, кроме Иуды, приняли Христово омовение и повиновались Учителю, оставляя все свое прошлое позади. Однако на своем пути люди спотыкаются. Ученики так же постоянно вляпывались во что-то. И каждый раз Иисус что-то делал, чтобы исправить их суждение, решение, ошибку. Т.е. они пачкали свои «стопы», а Иисус каждый раз, образно выражаясь, подвязывался полотенцем и принимался мыть им ноги. И вот то, что Он делал периодически, когда ученики этого не замечали, теперь Учитель сделал явно.

Ученики, как мы и говорили  выше, в очередной раз «отличились». Они осудили Иисуса за Его расточительное отношение к дорогущему мирра. Они отослали «посла», Иуду. Иисус сильно разгневан на них за это. Они ведь предали его этим поступком. И вот, что Он делает. Он сажает их за праздничный стол и преподает им Свою кровь и тело. Он встряхивает их ветхое сознание, заставляя пересмотреть свой поступок. А потом показывает им, что же Он сделал только что.

Причастие, это и было настоящее омовение ног. Он подарил Себя тем, кто только что осудил Его. И когда Учитель показал омовением ног, что же на самом деле произошло на ужине, Он заповедал ученикам поступать точно так же.

13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
(Иоан.13:13-18)

Вы видите, что 18-й стих является продолжением истории. И заканчивается тем, что тот, кто ест с Иисусом, решил предать Его. Понятно, что речь идет об Иуде. Однако это некоторый итог и для урока с омовением. О чем мы говорили выше.

Перед праздником Пасхи: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.