Человек с кувшином

думаюЗнаете, никогда не обращал внимания на этого странного человека. Сколько раз читал это место, проповедовал, слышал проповеди, но не замечал этой странности.  Я имею в виду одну странность, о которой говорит Иисус, когда посылает своих учеников найти комнату для праздничной вечери в первый день праздника.  Давайте посмотрим на текст. 

12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
(Мар.14:12-15)

Но прежде некоторый комментарий. «В первый день опресноков», это днем перед наступлением заката, т.е. на самом деле в предыдущий день. Это потому, что первый праздничный ужин делался как раз при наступлении первого дня. И вот, накануне, перед ужином, т.е. 14 нисана, перед ужином 15-го нисана (март-апрель) режут ягненка. И каждый еврей должен в этот вечер, после заката, т.е. с наступлением первого дня пасхи, должен есть этого агнца. Соответственно и Иисусу с учениками нужно было помещение. Да, и если интересно, то 14-е ниссана приходится на понедельник. 15-е ниссана наступает с закатом в этот понедельник, и продолжается во вторник до следующего заката.

Мы должны понимать, что в это время в Иерусалиме крайне трудно было найти свободное жилище.  Однако в еврейской традиции есть кое-что любопытное. Евреи обязаны были помочь тем, у кого нет возможности в этот день праздновать песах (пасху) как положено. Для этой цели собирались финансы и отдавались неимущим, чтобы они могли полноценно участвовать в празднике. И, соответственно, люди предоставляли свои дома для каждого такого верующего. Конечно, так поступали не все, но все же.

Но вот что меня удивило. Иисус сказал как найти свободный дом. И признаком правильного выбора он сделал «человека с кувшином воды».  Причем с самим этим человеком не нужно было заводить разговор. Нужно было лишь проследить, куда он идет и там уже найти хозяина дома, с которым и нужно было договориться.

И вот вопрос. Чего такого странного или необычного в человеке, несущем кувшин с водой? Разве в тех городах это редкость? Ведь в любом городе Израиля люди хотели пить. В любом городе вода бралась из колодцев. И люди постоянно ходили то к колодцу, то от него. Чего здесь странного? Может быть, нужно было проследить за первым попавшимся? И тут конечно я могу ошибаться, но мне показалось, как-то, неестественным, что в Иудее за водой пошел «человек».

Вы спросите: «А что, за водой должна была обезьяна идти?». Да нет, конечно. Просто в греческом тексте четко прослеживается, какого пола этот человек. И здесь под словом «человек» подразумевается человек МУЖСКОГО пола.  Далее, это слово содержит оттенок пренебрежения. Это слово так же  содержит понятие слуги. Итак, речь идет о человеке мужского пола низкого сословья, возможно слуги.

Меня же смущает то, что кувшин с водой в Иудее несет мужчина. Да, пусть он слуга, низкого сословья, однако это мужчина, а не женщина. И действительно, на протяжении всего Писания, будь то Ветхозаветные тексты или Новозаветные, мы встречаем в качестве водоносов только женщин. И вдруг мы обнаруживаем мужчину. Само по себе это уже странно.

В этом есть что-то любопытное. Например, если вспомнить, как Авраам выбирал невесту своему сыну Исааку, то обнаружим, что его слуга должен был особым образом определить избранницу. Она должна была отличаться своим поведением от других. Это не было пророчеством, это была характеристика достойной девушки. И слуга нашел ее по этим признакам. Писания нам не говорят, как долго слуга искал ее, по тексту создается впечатление, что сразу по приезду слуги в город. Но это может быть обманчивое впечатление. Просто автору Писаний не интересны эти подробности. Он их просто игнорирует, оставляя только то, что действительно важно.

И я подозреваю, что Иисус использовал похожий прием. Нужно было найти не просто свободную комнату, а комнату, где должны были бы собраться ученики Иисуса вместе с Ним Самим. И тут любопытно, почему хозяин дома посылал для такой работы именно слугу мужчину? Может быть у него вообще не было женщин в услужении? Или, этот человек как-то иначе относился к женщинам? Может он их больше оберегал? А может быть, он вдовец, и не желает видеть рядом с собой никаких женщин, переживая свою утрату? Мы этого уже никогда не узнаем.

И, понятное дело, встретить мужчину с кувшином воды, само по себе уже странно.  Правда есть одна мысль. Я в чистом виде дохожу до уровня бреда, просто мысли вслух. Смотрите, с Иисусом хотят разные женщины. И мы иногда видим, что подготовкой к столу занимаются именно они. Достаточно вспомнить диалог Марии и Марфы. Помните? Тогда Марфа возмущалась, что она одна накрывает на стол, а Мария в это время прохлаждается у ног Учителя.

И вот тут Иисус посылает учеников (!) чтобы они приготовили пасху. Мало того, ученики сами спрашивают у Иисуса, где им (!) накрыть пасху.  Мы вдруг обнаруживаем, что у Иисуса пасхой занимаются исключительно мужчины! А почему не женщины? Я не знаю всех этих тонкостей, но сильно подозреваю, что в плане Закона, именно так должно было все делаться. И Иисус определил «достойный» дом именно по такому признаку. А именно «кто готовит пасху». Вне дома это можно увидеть исключительно по тому, кто несет воду. Если женщина, то она задействована в приготовлении. Если мужчина, значит, для хозяина дома важно, чтобы этим занимался именно мужчина.

Выделить такой дом по тому, кто готовит барана, невозможно. Потому что этим всегда занимаются только мужчины.  Интересно, я сильно ошибаюсь, или в этом есть какой-то смысл? Это, конечно, вопрос к знатокам древних Иудейских традиций.

Правда, нужно признать, Марк на этом не зацикливается. Все, на что указывает евангелист, что человек был выбран неким странным способом. И, судя по всему, Иисус с хозяином дома знаком не был.

С другой стороны, если Иисус не знаком с хозяином дома, то это совсем не означает, что хозяин дома не знаком с Иисусом! И тут нужно учитывать еще один момент. По всей Иудее рыскают посланники книжников с целью как-то незаметно схватить Спасителя и убить. Значит, нужен был такой дом, который не выдаст своего Гостя. Единственная гарантия такого отношения к гостю – это отношение хозяина к Богу, которого он старается чтить точно по Закону. А это можно было проверить на улице, опять же, только по тому, кто причастен к приготовлению пасхи. Несет ли воду женщина, как принято и является нормой в обычный день, или мужчина.

Конечно же, это всего лишь предположения. Но, что-то странное в том, что кувшин несет мужчина, мне кажется, есть. В общем и целом, надо понять, было ли какое-то особое отношение к приготовлению пасхального ужина в плане пола тех, кто готовил.

Однако, Марк знает, что его читатели, бывшие язычники, вряд ли знают еврейские традиции. Тогда, что именно они должны были заметить в словах Иисуса? Единственное, что они могли заметить, это все того же мужчину, который делает женскую работу.

Но, может быть, Иисус и хозяин дома были знакомы?  Конечно, такое возможно. Однако, в этом случае, Иисус направил бы их по точному адресу, а не говорил бы им искать мужчину за женским занятием.

Удивительным для нас также может показаться странное смирение хозяина дома. Почему он не сказал ни одного слова против? Я бы, например, хотя бы, спросил, что это за Учитель, и знакомы ли мы вообще. Этот же человек не обмолвился ни единым словом, которое было бы достойно указания в тексте.

Отчасти, конечно, это объясняется Законом, указывающим евреям содействовать всем иудеям, независимо от статуса, содействовать в совершении Пасхи.  Но, тут мы сталкиваемся с традицией, а язычники этого знать не могли.

Пришлось еще и еще раз перечитывать приведенный выше текст. И единственное, что приходит сейчас в голову, следующее. Судя по этому тексту, Иисус собирается праздновать пасху не со всеми Своими последователями, а только с 12-ю учениками.  Это, так сказать, камерное, закрытое празднование.

17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
(Мар.14:17)

Марк не зря уточнил этот момент. Это собрание было не для всех. В остальное время с Иисусом ходило много людей. И последователей у Него было так же много. Кроме того, мы знаем, что к этому дню у Иисуса уже были еще 70 учеников. Однако для принятия пасхи Он решил собраться в «узком кругу» своих двенадцати апостолов.  Точно так же, вместе с Иисусом ходили и женщины. Но здесь Иисус их исключил. 12 апостолов, как мы знаем, все были мужчины.

Кстати, тут можно вспомнить, что мы современные люди, и знаем про остальные евангелия. Так вот, и Лука, и Матфей, с упорством повторяют, что на этой вечере Иисус был только с 12-ю учениками, и никого больше.

Так, может, именно по этой причине нужно было найти помещение без женщин? То есть, всеми возможными способами ограничить присутствие других людей, и, гарантировать нераспространение информации о собрании.

Ситуация такова, что в атмосфере охоты за Учителем, надо выбирать такое место, где меньше свидетелей, раз, и где меньше шансов у предателя, два. То есть, чем меньше людей знает, тем сложнее скрыть измену. Но, повторюсь, я тут растекаюсь мыслью по древу, исключительно примеряя разные версии к ситуации, так как не имею откровения по этому поводу.

Любопытно, так же, что даже хозяина дома мы на этом ужине не видим. И, вот еще одно. Может быть, нужно было обеспечить Иуде путь для его дела. Главное, что должно было произойти на этом ужине, это последний срыв Иуды. И важно, чтобы никто этому не мешал. Но, оставлю все это под вопросом. Может кто-то из читающих получит достаточный ответ и поделится со мной откровением. Фундамент же для него я постарался заложить.  Так что, милости прошу, пишите, обсудим.

Человек с кувшином: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*