Иисус сказал, что людям нужен свет и, буквально, «отошел и скрылся от них». Прежде чем продолжить, задержусь здесь немного. Вообще, я обнаружил, что среди христиан ходит гораздо больше разных мифов, чем у язычников. В общем, язычники основывают свою веру на мифах. Это норма для них. Но ведь для христиан норма – слово Божье. Причем тут мифы? И, все же, очень много мифов угнездились в нашей среде. И один из них, очень живучий, который вещает нам, что Иисус становился невидим.
На самом деле это не более чем миф. Он появился в следствии непонимания простого высказывания, которое говорит о том, что Иисус каким-то образом, совсем не имеет значения каким, укрылся, избежал, спрятался и т.д. Однако, нигде «в лоб» не говорится, что Он до Своей смерти становился невидимым. Но так хочется верить, что Иисус делал такое!
Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
(Иоан.8:59)
Здесь в греческом тексте стоит слово «был скрыт». Вот набор его значений: закрывать, прикрывать, покрывать; скрывать, укрывать, прятать; хоронить, погребать; скрывать, утаивать.
В общем и целом, никакого намека на что-то сверхъестественное. Даже, наоборот. Все, что я здесь вижу, что Иисус совершенно видимым образом проходил МЕЖДУ людей, которые хотели в Него бросить камни. Первое – Он как-то чем-то прикрылся. Может даже руками. Второе – ни один нормальный человек не будет кидать булыжник в толпе. Сам же и получит от товарищей. Т.е. тот факт, что Он шел среди них, уже может являться этим «прикрытием». Обычно люди убегают, чтобы защититься. Иисус, вместо побега, пошел прямо в гущу. И это их смутило, остановило. А ведь главное погасить первый порыв, продолжения уже не будет.
Теперь вернемся к нашему тексту. Здесь так же есть указание на «удивительное» сокрытие. И, угадайте, какое слово здесь употреблено! Совершенно такое же! И здесь третье доказательство обыденности, то есть, отсутствия сверхъестественного «исчезновения». Если в первом отрывке Иисус сначала «скрылся», а потом ушел, то здесь Он сначала ушел от них, а потом «скрылся». Если слово совершенно то же самое, что и в первом случае, и если оно означает становление невидимым, то зачем «скрываться» если ты уже ушел? Итак, Иисус ушел и тем самым скрылся. Он не исчезал у них на виду. Он просто оставил их со своими глупостями и неверием, и спрятался.
Наконец, вспомним, что этот разговор начался с того, что Иисус скрывается, Его хотят видеть греки, апостолы, посоветовавшись друг с другом, сообщают об их просьбе Иисусу, и Он выходит из укрытия. Логично, что после некоторой фразы Он вновь «прячется». Т.е. куда-то уходит. Но вот что происходит дальше. И это уже более интересно.
44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.
46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.
(Иоан.12:44-50)
Итак, Иисус уходит, т .е. скрывается, и вдруг «возгласил». Если вы посмотрите в словаре, какое слово здесь использовано, то будет понятнее. Возгласил, значит закричал. С чего бы это вдруг? И вот тут нам на помощь в разъяснении ситуации приходит комментарий Иоанна. Который помещен сразу после описания ухода Иисуса и перед его «криком».
37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
(Иоан.12:37-43)
Иисус уходит с горьким сердцем. Чего Он только не делает для них, они не верят. Все Его чудеса и слова на этих людей не имеют никакого эффекта. Этот народ «ослепил глаза и окаменил сердце свое». И здесь Исайя очень хорошо передал эмоциональную окраску. Фраза «… да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их», это фраза гнева. Это всплеск ярости. Это фактически проклятие. Исайя, по словам Иоанна, сказал эти вещи тогда, когда «видел славу Его». Иначе говоря, Исайя фактически сам в полной мере переживал все переживания, все чувства, всю горечь и боль, какую Иисус переживал в минуты Его отвержения. И за это им будет так. И дальше Исайя объявляет Его волю: «…да не видят… не уразумеют…не обратятся…». Вот это «да» в начале, это объявление воли. Это то же самое, если бы Иисус сказал: «Вот мое решение. Эти люди с данного момента никогда и ничего больше не увидят глазами, и их сердце останется на всю их жизнь пустым и неразумным».
Но Иоанн не останавливается на описании этих пророческих текстах Исайи. Он еще обращает наше внимание и на тех, кто, вроде бы, друг. Они не против Иисуса, однако, и на них Спаситель смотрит с тем же… … как бы помягче подобрать слово… …огорчением. Почему? И ответ прост. Эти люди не мудры, как думают. Эти люди, дальше по тексту: «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию».
Знаете, если Дух Святой делает что-то в вашей жизни реальное, а в церкви вам говорят: «Делай это дома, а в церкви не надо, не поймут», у вас остается выбор, возлюбить славу человеческую или Божью. Вроде бы пастор и не против, но боится мнения людей. Правда прикроется он, конечно же, эффективностью евангелизации. Но это пол беды. Он и вас попытается сделать подобным себе. Вот и выбор.
И вот от всех этих переживаний Иисус встает и уходит от слушающих Его людей. Вот все это Он чувствует в их адрес. И вот почему, когда Он уже скрылся, Он вдруг «закричал». Вы замечаете, что Иисус не совсем такой, как мы Его себе нарисовали. Он не безэмоциональный, Он не спешит сдерживать свои чувства! Вот прямо здесь мы читаем, что Он, уже скрывшись, спрятавшись, все же «закричал». Давайте еще раз прочтем, что же Иисус закричал, будучи исполненный гнева к людям, фактически уже прокляв тех, кто «окаменил свое сердце» духовной слепотой и сердечной глупостью. А по факту, лишил их возможности спасения. Потому что они НЕ ОБРАТЯТСЯ.
44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.
46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.
(Иоан.12:44-50)
Знаете, что я вижу? Я вижу Иисуса в ярости. Ему начихать на мнение людей. Он буквально исполнен ненависти к этим, здесь стоящим, сидящим и лежащим глупцам, которые пытаются основывать свою жизнь на Писании, ничего в Нем не понимая. Упрямо отказываясь от Божьей руки помощи. Я вижу картину, которая знакома нам по бытовым ситуациям. Когда человек, устав доказывать глупцам какую-то простую вещь, выходит из дома, хлопнув дверью. Но через минуту возвращается и уже не пытаясь убедить, просто констатирует факт: «Не хотите, как хотите, но будет, как я сказал».
Вот точно так же и здесь. Иисус скрылся уже, ушел от них, и исполненный целым букетом гневных переживаний, возвращается, чтобы поставить точку. И снова, это не тихая размеренная речь. Это не разъяснение за столом. Это не учитель с учениками. Это парламентер перед городом, не пожелавшим сдаться, объявляющий об их глупости, потому что они живы лишь потому, что завоеватель решил дать им шанс. И разговора с этим городом больше не будет. Дальше начнутся финальные боевые действия, против которых у города нет шансов. Давайте же посмотрим, что Иисус объявляет им. В чем же слушающие заблуждаются, упорствуя перед Мессией. Если мы помним, там была претензия к Иисусу, что по тексту Писания, Мессия должен пребывать всегда. А Иисус говорит, что умрет.
Итак, первое заявление: «верующий в Меня, не в Меня верует». Он буквально тыкает их носом в тот факт, что Его цель, не отвернуть людей от Бога, а, как раз наоборот. Пока ты не поверишь Иисусу, ты не веришь Богу. Ты хочешь веровать в Единого Бога, отлично, единственное как это можно сделать, поверить в Того, Кого Он послал.
Второе заявление: «Видящий Меня видит Пославшего Меня». Здесь слово «видеть» описывает, скорее, не способность детектировать объект, а способность понимать, судить об объекте, наблюдать, созерцать его. Такое слово часто относится не к глазам, а к сердцу. Буквально смысл такой. Если ты понимаешь учителя математики, ты понимаешь математику, которую он преподает. Ты не сможешь понимать математику без кого-то или чего-то, кто тебе ее пояснит, разжует, поможет увидеть, уяснить, понять и поверить. Учитель по своей природе не обязан быть математикой, но он должен быть математиком.
Иисус здесь предстает как Тот, без кого человек никогда не сможет понять Бога, и, конечно же, поверить так, как нужно. И в этом смысле Он Тот, кто проливает свет на тайны. Кто-то скажет, что можно без человека. Сегодня есть много литературы. Но, не забывайте, эту литературу написали все те же люди. Без авторов учебников, без авторов статей, треннингов, обучающих видеороликов, ваше обучение становится невозможным. Всегда нужен этот «кто-то». И в плане веры в Бога и Его понимания, таким Человеком стал Сын Божий.
Он Учитель. Он стал светом для тех, кто поверит в Него. И без Него нельзя ни поверить в Бога, ни понять Его. И если вы не понимаете Бога, разве вы в свете? Любое непонимание – это тьма. Вот для того, чтобы человек больше не был во тьме, Иисус и пришел. Следующие слова Иисус очень иллюстративны:
47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
(Иоан.12:47,48)
Если прочесть 47-й стих без 48-го может показаться, что это мирные слова. Действительно, Он так и говорит, что не судит даже тех, кто услышал и не поверил. Но 48-й стих нам показывает, откуда взялся такой «мирный» тон. И ответ прост. Действительно, зачем судить тех, кто в ужасе и с великим сожалением будет вспоминать слова Иисуса, и то, как он на них отреагировал. Как ему будет до кошмарных колик обидно за глупость и упрямство, когда можно было все изменить. Я не буду повторять свое суждение о «последнем дне», говорил это много, так что просто примите как есть, последний день – это страшный день, день огня, день, когда рушится все, что было не от Бога, все, во что верил и на что надеялся.
49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.
(Иоан.12:49,50)
Итак, когда поймешь, что надо было верить, слушать и следовать, будет поздно. Только тогда тот, кто отверг слова Иисуса с величайшим сожалением и болью поймет, что слова этого странного Плотника были словами Бога, а не очередного религиозного фанатика. И если бы тогда он поверил, то этот черный день был бы пройден с честью и успехом. А, возможно, и никогда не наступил бы, такое тоже может быть. По русской поговорке: «знал бы где упаду, соломки бы подложил», и знал бы и подложил бы. А теперь, только пустота и осознание глубочайшей глупости и самого гадкого бессилия что-либо изменить. А ведь то, что Иисус говорил – жизнь вечная. И не просто жизнь, а жизнь заповеданная, обещанная, гарантированная. Но, не для них.