Мы уже читали о том, что Иисус ничего не делает Сам от Себя. Здесь Он повторяет эту мысль. Но повторяет Он ее уже в связи с другим утверждением. Если предыдущее утверждение касалось в большей степени исцелений, то здесь, то же утверждение относится к суду. Точнее к Его полномочиям судьи и самому процессу, или правильности Его суда.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
(Иоан.5:30)
При чтении этих строк часто возникает вопрос вокруг фразы Иисуса: «Как слышу, так и сужу,…». И здесь сразу несколько непониманий. Первое – это суд. Все христиане знают фразу «не судите, да не судимы будете». Эта фраза находится в 7-й главе Евангелия от Матфея. И параллельное место есть у Луки, в главе 6-й.
Все этот текст знают. Все его активно используют. Проповедники очень любят эту тему. Но главная проблема этого текста в том, что никто не отдает отчета, кому и зачем это было сказано. Мы просто говорим: «Так говорит Иисус». И этого достаточно, чтобы каждому человеку, посягнувшему на мое право поступать по благодати, заткнуть рот этой фразой.
Если вы заглядывали в мою работу по Матфею и исследовали вопрос «Нагорной Проповеди», то быстрее поймете мое внимание к этому тексту. Статья находится в работе «Евангелие от Матфея» и называется «Не судите». Я не буду приводить все свои доводы. Озвучу лишь некоторые выводы. Повеление «не судите» дано исключительно ученикам, как условие успешного обучения. Это не заповедь и заповедью никогда не было. Соответственно, Иисус не противоречит Себе, когда судит.
С другой стороны, существует-таки некое указание о суде. Но звучит оно несколько иначе:
Не судите по наружности, но судите судом праведным.
(Иоан.7:24)
Вот это можно назвать заповедью, хотя, на самом деле, и это утверждение таковым не является. Так как сказано оно врагам Христа, только что осудившим Спасителя. Сильно сомневаюсь, что сказанное врагам, можно воспринимать как заповедь для последователей. Важно запомнить одно. Иисус не учит нас НЕ СУДИТЬ, но, если мы судим, то делать это нужно правильно. Все, с судом разобрались.
Второе – слышу. То есть «Как СЛЫШУ, так и сужу». В греческом тексте этот глагол первого лица, единственного числа, который стоит в настоящем времени. Но снова вопрос. Какое именно понимание должно нами восприняться из совокупности значений данного глагола, так как он не прост.
Слышу (191): 1.слышать, слушать; 2.выслушивать, прислушиваться, внимать, понимать; 3.слушаться, повиноваться; 4.услышать, узнавать; 5 (страд) слыть, считаться.
В общем и целом предложенные Стронгом грани этого слова совпадают с использованием этого слова древними. Так что, не буду отвлекаться на излишние подробности. Так вот, как видно из набора значений, данное слово может пониматься не просто как способность восприятия информации, но и как подчинение (слушаться). Иначе говоря, это слово означает в какой-то степени повиновение тому, что воспринято. У древних есть даже еще одна грань –«внимать». Это слово, наверное, более всех описывает полноту значений. Здесь и способность слышать, и доля повиновения.
Так как же нам перевести на русский это слово в данном тексте? Чтобы это понять, нужно просто сопоставить два основных варианта с самим текстом. Но не с коротким его вариантом, а с более полным. Итак, вот грубо два варианта – слышать (слушать) и слушаться (подчиняться, повиноваться).
Первый вариант мы уже имеем в синодальном переводе. Здесь, судя по переводу, получается, что при каждом факте производимого Иисусом суда, Он сначала получает от Отца некое указание. И Иисус, исходя из этого указания, делает свое суждение. Такая постановка вопроса немного ставит в тупик. Потому что противоречит всему тому, что Иисус говорил только что, несколькими секундами ранее:
Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
(Иоан.5:22)
Если Отец отдал ВЕСЬ суд Сыну, то почему Сын выносит суд только по указке Отца? Ведь в этом случае, никакого суда Отец не отдал Сыну, а продолжает судить всех и вся Сам. Сын лишь в данном случае исполнитель Его воли и не более. Судит все еще Отец, а Сын не имеет никакого права на самостоятельность. Суд ни в коем случае не в руках Сына.
Второе противоречие – это следующий текст. Т.е. текст, который находится прямо внутри расследуемого предложения, но нами еще не озвученный. Давайте же прочтем его.
Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
(Иоан.5:30)
Здесь есть два момента. Иисус говорит тут странную вещь. Он заявляет, что… О нет! Это не может быть!!! Он говорит: «ищу… воли… Отца»!!! Как такое возможно!? Ведь Иисус ЗНАЕТ волю Отца. Он ее исполняет? Почему Он здесь говорит, что ИЩЕТ!
Ищу(2212).
Если посмотреть на греческое слово, использованное здесь, то увидим следующие грани значения: искать, разыскивать; стараться, добиваться, стремиться; спрашивать, требовать; исследовать, изучать; ощущать отсутствие, не иметь; заботиться, думать.
Наверное сейчас знатоки Писания судорожно ищут логическое объяснение этому слову. Но объяснение одно – то, о чем здесь говорит Иисус, Ему не известно. А именно в момент, когда Иисус судит кого-то, он не знает воли Отца. Но производя суд, Он ищет ее. Он буквально ощущает «отсутствие» воли на каждый случай, и заботится о ней, ищет, разыскивает, старается попасть в точку.
Можно обвинять меня в чем угодно. Но это не мои слова, это слова Иисуса. Если вам не нравится, то пусть я в вашем сознании останусь еретиком. Закрывайте этот текст и разойдемся как в море корабли. Если же вы верите Писанию, знаете, что исследуемый нами текст изначально был написан на древнем греческом, то вам не составит труда проверить мое утверждение.
Итак, судя по тексту Иоанна, в тот момент, когда Иисус судит кого-то, он не знает воли Отца. Свой суд он делает исключительно Сам. Но производит этот суд так, чтобы Отец был согласен с Его выбором.
Таким образом, мы оказываемся у второго значения слова «слышу». Т.е. мы переходим к значению – слушаться ( повиноваться). Подставляем это значение в текст и получаем следующую странную фразу: «Как слушаюсь, так и сужу, и суд Мой праведен (правильный); ибо не ИЩУ Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
Кого слушаюсь? Конечно же, единственный, кого слушается Сын – это Отец. Другими словами. Сын имеет опыт послушания Отцу. И он в соответствии со своим опытом послушания, судит других. Он исходит из того, что и как оценивает Отец в Его жизни. И то, что Отец в Его жизни оценил высоко, то и Иисус оценивает в людях высоко. И, наоборот, то, что оценено Отцом в жизни Иисуса не так, как бы хотелось, Иисус оценивает в людях так же. Иначе говоря, Иисус исходит из опыта суда Отца в отношении Сына. И, там, где Сын никогда не позволил бы себе поступить так, как поступают враги Христа, там Иисус оценивает (судит) жестко, с гневом, даже с ненавистью.
Теперь, если Иисус каждый раз судит Сам, а опыт Его отношений с Отцом является точкой отсчета, благодаря чему Он может «предузнать» волю Отца, то утверждение, что Отец весь суд отдал Сыну, работает в полной мере.
Слава Господу, что Он позволил мне понять этот текст. Он останавливал меня каждый раз, как я брался за продолжение темы. Каждый раз я упирался в стандартное прочтение, но внутри знал, что смысл искажен. Аллилуйя, теперь можно идти дальше.
Отец то первее… Далее сын. Потом св. Дух! Вот и получается вертикаль! Огромное спасибо автору!!!
Прикольно то , что Иисусу нужно было искать свою волю??)))Интересно если нужно было найти свою и волю отца , то какую он имел???. Иисус имел волю отца и не искал своей , о чем и написал. Но при разборе можно согласиться с Алексеем, но тогда правда с чьей же волей Он ходил,если обе нужно искать?
Элементарно, Ватсон Искать воли, это устоявшееся выражение, которое можно объяснить как желание делать только того, что хочу (в случае своей воли), или хочет (в случае чужой воли). То что ХОЧУ, я и так знаю, что ХОЧЕТ, не всегда известно.
другими словами: твое суждение верно, если ты послушен Господу — так?
не совсем. Не от того, что ты послушен Господу, а от опыта, в котором Иисус был послушен Отцу. В этом опыте он точно знает, как Отец реагирует (судит) на поступки сына, те или иные.
Если перенести это на себя, то можно сказать, что мой суд праведен, если я сужу так же, как Отец судил меня за что-то. Однако это очень грубо. Потому как надо быть уверенным, что тот суд был действительно от Бога. Под судом я понимаю не только «наказание», но и похвалу.
Мне кажется , нет я в этом уверен. Что правильный и праведный суд все же имеют различия. Вернее нуждается в пояснение. Суд праведный это суд оправдания. а суд правильный это суд по правилам . И тогда нужно обьяснить эти правила. (Благая весть). Если судить по правилам Благой вести , то это и есть суд оправдания. И тогда нет никаких противоречий. Не суди !!!! или суди судом оправдания. (праведным)
Все бы ничего, но и правильный и праведный в греческом одно и то же, так что все изыски по этому поводу не имеют основания.
!!!!!!!!!