Что-то есть особенное в этом «не судите», сказанном сразу же после указания не заботиться. Либо мы читаем, как принято. Т.е. начинаем с первого стиха 7-й главы, либо, не замечая разделения на главы, продолжаем читать с шестой. В первом случае получим отдельное наставление. Во втором, продолжение мысли. Что я имею в виду. Я имею в виду вот эти слова Иисуса:
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Матф.7:1-5)
Мне не интересна та трактовка, что подается всеми проповедниками. Мне любопытно рассмотреть второе. Потому что я верю, что все Евангелие является монолитом, а не собранием разных высказываний. Рискну предположить, что уже в словах о «светильнике для тела» можно увидеть связь с последующими словами о суде. Давайте я попробую пояснить свою мысль.
Как уже раньше сказано, «око», это не форточка. И оно не окно к свету, оно само или светится, или нет. По словам Учителя именно «око» является СВЕТИЛЬНИКОМ. И тут же вспоминаем, что в обычном разговоре людей разных стран можно встретить выражение, которое звучит как-то так: «Человек с ясным взором». Или: «У него глаза сияют». Параллельно с этим всплывают слова из Писания:
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
(Тит.1:15)
Как вы понимаете, аналогия с окном тут не подходит. Ведь, если говорить о чистоте, как о чистоте окна (если «око» это окно к свету), то получается, что, чем чище окно, тем меньше грязи вы видите. Именно так, обычно и трактуется. Но позвольте не согласиться. Если у вас перед окном свалка, невозможно от нее избавиться тщательной обработкой стекол чистящими средствами. Но Павел говорит Титу, что для «чистого» свалка исчезает. Как-то не складывается головоломка.
Итак, око, как мы уже выяснили, это не окно, которое повернуто либо к чистому либо к грязному. И не окно, от чистоты которого зависит, что у нас будет перед окном. Т.е. что именно мы будем наблюдать, глядя в него.
Око само по себе является светильником. И оно освещает тело или нет. Так вот. Мы можем говорить о жадном взоре, осуждающем, потухшем, радостном, грустном, лучезарном и злобном. И все это мы связываем с «оком», т.е. взглядом. С одной стороны мы говорим, что глаза – это зеркало души. Т.е. глаза отображают то, что чувствует сердце. И об этом мы так же говорили.
Так вот, если я смотрю с вожделением, это говорит о том, что я уже согрешил. Я смотрю – я согрешил. Понимаете связь? Мой взгляд – это уже действие. Это уже поступок. Мысль, еще не поступок. Мысль – это просто мысль, на которую я как-то реагирую. Либо отгоняя, либо соглашаясь. Но если я смотрю в соответствии с какой-то мыслью, я уже действую. И это действие расценивается с точки зрения Закона, как преступление. Почему мы и говорили, что Закон невозможно исполнить.
Сразу после слов о том, что «око» — светильник, Иисус говорит о служении двум господам. Нельзя одновременно угождать Богу исполнением Закона, полагаясь на себя, и одновременно, ждать милости. Ты уж либо нарушил и ждешь милости, либо еще пытаешься доказать свою лояльность делами.
Мой взгляд направлен на то, как мы и говорили, что для нас важно. Если мне важно мнение людей обо мне, я смотрю на это мнение. Это значит, что я уже раб мнения. Мы так и говорим обычно: «Что ты на это смотришь?». Я смотрю на то, что для меня важно. Я хочу быть «праведным». И смотрю на мнение людей, чтобы понять, соответствую я их представлению о праведности или нет.
Я усиленно стараюсь соответствовать, а потом замечаю тех, кто НЕ соответствует. И я на них опять смотрю. Это тоже для меня важно. Я же силы положил на «праведность». А этот человек не хочет или не может сделать того же. Я смотрю на этого человека уже с осуждением. И мой взгляд уже светит не светом, а, как это ни странно, темнотой.
Так вот, что освещает твое тело, т.е. тебя, твою жизнь. Кто-то смотрит на чужое имущество говорит: «Вот бы мне такое». Какой свет в этот момент наполняет человека? Потом он смотрит на зарплату и говорит: «Нет, я этого никогда не получу». Что за свет в этот момент наполняет человека? Что за дух поселяется в нем?
Потом, судя по тексту Матфея, человек может посмотреть на сезон и необходимость заготовок. Надо больше зарабатывать. Надо то, надо се. И в этот момент, какой свет наполняет человека? Иисус старается убедить «светильник» ученика не светить этим светом. Чтобы ученик не наполнялся излучением «необходимости». Чтобы он не смотрел на это. И сразу после этого, Он говорит: «не судите».
Это тоже вид взгляда. О нем уже немного было сказано. Человек смотрит на того, кто в отличии от него не так праведен. И человек говорит: «Я же смог стать праведным… ну, хотя бы немного. А этот даже не старается! Я же не наркоман! А этот, почему колется?» Что в этот момент излучает наше око? Т.е. чем мы наполняемся?
Совсем для христиан скажу. Каким духом мы исполняемся в этот момент? Святым? Вы уверены?
11 … Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
(Лук.18:11б)
И все это делает Закон. Вот настоящий «свет» буквы.
Возвращаемся к тексту. Хочу обратить внимание еще на одну вещь. В некоторых переводах прямо сказано, что если ты будешь судить, то тебя будет судить Бог. Так, например, написано в издании «Новый Перевод». Однако в Синодальном издании и переводе МБО (Международного Библейского Общества) смысл таков, что в ответ на наш суд мы будем судимы кем-то другим, не Богом.
Надо сказать, что в самом греческом тексте объяснений искать не следует. В нем нет намеков (имею в виду сам текст) ни на Бога, ни на людей. Т.е. переводчик сам решает, кого тут поставить в качестве ответного судьи. Отсюда и разница в понимании.
Но, давайте порассуждаем. Дорогие братья христиане, ответьте на прямой вопрос, если я верю во Христа, буду ли я судим? И вы совершенно правы, приводя место Писания:
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
(Иоан.5:24)47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
(Иоан.12:47)
Итак, после этого всего, если я кого-то осудил, слова Иисуса становятся бессильны? Я сделал грех и все, моя вера не спасла меня? Но ведь так работает Закон, а не благодать. Это если ты живешь по Закону, то любой грех – это нарушение всего Закона. Но вера в Иисуса освобождает меня от суда. Так как же можно понимать Иисуса, когда Он говорит, что тот, кто судит, будет осужден?
Почему любому хаму в церкви можно действовать безнаказанно только потому, что все остальные, нормальные христиане, не могут судить его? Мы подходим к человеку с обличением, чтобы его спасти, а нам в ответ: «Не суди». И тут же христиане смущаются, затыкаются и прячутся в норку. А хамло поднимает голову! Он здесь в полной безопасности. Никто не имеет права ему сказать слово. Если пастор останавливает такого, то этот пастор плохой, он судит людей, он нарушает заповедь Иисуса. Может, хватит ходить на ушах?
Всего одна фраза. И ее понимание сбивает с толку христиан на протяжении 2000 лет. Однако даже в синодальном переводе написана другая трактовка. И это удивительно. Ведь все современные протестанты в России основывают свою веру, опираясь, в первую очередь, на этот вариант. Правда, на этот вариант в букве текста так же нет намека. Но вывод мы делаем из сопоставления с другими местами Писания.
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
(Матф.7:1,2)
А МБО предлагает такой вариант, что по сути подводит к тому же пониманию:
1 — Не судите, чтобы и вас не судили.
2 Так же, как вы судите других, так будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам.
Обратите внимание на «множественное число» некоторых глаголов, предложенное переводчиками этих изданий. Как я уже сказал, на это множественное число нет намека в самом тексте, однако переводчики, видимо имели другое понятие. И мы, если не забыли приведенных мест выше (кто не приходит на суд), так же понимаем, что речь не о суде Богом, а о суде людьми.
Но это не вся трудность в этом отрывке. Дело в том, что мы привыкли воспринимать этот текст как заповедь. Его, конечно, можно так понимать, но с некоторой натяжкой. Надеюсь, я говорю с людьми, которые уже уяснили, что настоящего служителя Христова не должно волновать отношение к нему других людей. Тем более это не может войти в заповедь Иисуса. Но здесь, как и в любимом нами месте писания «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»(Лук.6:31) на первое место ставится «как хотите».
Евангелие учит, как быть послушным Богу (а не людям), однако здесь и еще во многих местах мы обнаруживаем другое. И тут есть наша ошибка. Мы думаем, что это заповедь, а это не заповедь. А что это? Вот с этим и надо сейчас разобраться. Давайте попробуем.
Не могу, так же, согласиться с утверждением, что это учение любви. Нет тут никакой любви. Какая любовь в том, что ты себе создаешь условия. Ты ведь не от любви к людям так поступаешь, а чтобы тебе было хорошо! И какая тут любовь? Т.е. чтобы вас не осудили. Понимаете? Ты не судишь, чтобы избежать суда в ответ. Это любовь? У нас все нормально с головой?
Бог есть любовь! Да и аминь. И если Он любит, то отдает свою жизнь, а не обустраивает ее. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди…» — это любовь? Читайте широко открытыми глазами! Это наставление, как обеспечить собственный комфорт. Ты поступаешь с другими хорошо не потому, что наполнен к ним любовью, а потому, что хочешь в ответ получить такое же отношение! Проснитесь, не надо извращать слова Иисуса.
Эти слова никакого отношения не имеют к любви. Но вот слова, которые говорят о настоящей любви:
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
(Иоан.13:34)
И эта заповедь повторяется дважды. Надеюсь мне не нужно объяснять, что значит, повторение чего-либо в словах Иисуса.
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
(Иоан.15:12,13)
Вот — это настоящая любовь. А поступать с другими, чтобы с вами поступали хорошо, это совсем из другой оперы. Вот теперь, когда вся подготовка закончена, можно вернуться к тексту. Давайте еще раз прочтем первые два стиха:
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
(Матф.7:1,2)
Теперь, вспомним, что перед этим говорил Иисус. Он говорил о невозможности служить двум господам, мнению людей и мнению Бога, воле людей и воле Божьей. Если ты поступаешь по воле Бога, тебя будут судить. Не так ли?
Что мы читали раньше? Если ты не будешь показывать свою жизнь правильно, о тебе будут судить как о неправильном человеке. Ты не молишься так, как «надо», ты вообще не любишь молиться, значит не любишь Бога и т.д. «О! Мы никогда не слышали, чтобы этот человек постился! Вот откуда у него проблемы!» Почему? Потому что никто не слышал. И не важно, постишься ли ты больше всех или не постишься совсем, тебя уже записали в отряд «плохих парней (или девушек)».
Конечно же, когда ученики слушали Иисуса, у них возникал законный вопрос: «Ведь, если мы будем так жить, как учит Иисус, нас не поймут!».
И, понимая этот скрытый, но так легко читаемый вопрос, Иисус отвечает несколькими словами. Первое – это требование настолько важно (скрытность праведности), что ты либо Божий, либо нет. Это жесткий ультиматум, не правда ли. Ученикам придется делать серьезный выбор. Второе – если уж так важно, чтобы вас не судили, то делайте иначе. Не нужно изображать праведность. Не надо показывать свою религиозность и т.д. Просто сами перестаньте судить других.
Вас будут судить в первую очередь не потому, что вы не будете явно делать что-то, а потому, что вы сами кого-то осудили. Так что, каким судом судите, таким и получаете.
Я часто у себя в церкви привожу один пример из своей практики. Когда-то очень давно, так давно, что кажется, будто это из другой жизни, я и еще один брат, поехали на консультацию к глубоко уважаемому мной наставнику. Имя наставника я могу назвать с удовольствием, а имя брата, конечно же, нет. Если кто знает, в то время в Москве служил Сергей Станиславович Витюков.
Так вот. Мы приехали на консультацию. А брат, с кем я приехал, в то время работал на рынке. И его проблема была следующей. Он, работая на рынке, много говорил о церкви, о христианах, об Иисусе. О том, как правильно жить и как не правильно. Но самому часто приходилось идти на компромисс с совестью. Все соседи по рынку, конечно же, видели и слышали, как проповедь их соседа, так и его проступки. В результате отношение к нему стало не очень хорошим.
Сергей Станиславович ответил очень ясно: «Перестань рассказывать, как надо жить, рассказывай только о Христе». Суть в том, что уча других, как жить, этот брат, сам, возможно, того не замечая, произносил суд. Он обличал соседей своими рассказами о «святых христианах» в их, соседей, неправедности. В результате он получил, что посеял. А ведь мог и не получить.
Осудил ли его за это Бог? Не думаю. Его осудили люди. И правильно сделали! Ты либо сам будь святым, либо не пудри людям мозг тем, как жить. Иисус не дал нам права учить грешников праведности. Он дал нам БЛАГУЮ весть о спасении. И эта весть о Царстве Божьем через Христа. Подумайте над этим.
Все это не влияет на то, как Бог думает о нас. Все это влияет на наши условия жизни. А теперь главное. Есть вещи, которые мы ДОЛЖНЫ выполнять, если мы хотим быть учениками Иисуса. Есть вещи, которые мы можем выполнять, а можем и не выполнять. Только в результате мы либо имеем лишние проблемы, либо нет.
Глупо махать руками перед собакой. 40 уколов не самое радостное событие в жизни. Дай ей что-то вкусное. Достаточно «для каждого дня» своих проблем. Не надо создавать лишние. Это не заповедь. Это пожелание Учителя к ученикам. Ведь Он не хочет, чтобы мы с вами тратили силы на второстепенное. Он так же не хочет, чтобы разные глупости тормозили работу Евангелия.
В том, что мы прочли, главное – это свобода от Закона и мнения людей в отношении вашей праведности. Второстепенное – это мнение людей на наш суд. Если это поможет, вот еще одна иллюстрация. Она достаточно умозрительная.
Мудрый разведчик достигает своей цели тем, что в обычных поступках, не важных для «истины» поступает как все. В том же, что важно, он непоколебим. Если же он будет непоколебим и в том, что не важно, его сразу раскусят и его миссия будет провалена.
Для учеников Христа важно сохранять служение Богу, т.е. жить так, чтобы только Он мог похвалить за сделанное. Если начинаешь получать «благодарности» от людей, ты уже предатель. Это важно. Хорошей иллюстрацией здесь может, как ни странно, послужить произведение А. Гайдара «Тимур и его команда».
При этом, исполняя главное, можно избежать лишних проблем тем, что обеспечиваешь свой тыл, не создаешь лишних напряжений вокруг себя разными глупостями. И одна из них – суд. Не суди, и никто не будет тебя судить.
Иисус имел полное право судить каждого, кто приходит к Нему за исцелением. Но не только Он сам не судил никого из нуждающихся, но и ученикам своим не давал. Помните? Когда ученики спросили, почему один из больных болен, Иисус ответил, что причина болезни не родители и не он сам. Т.е. не нужно искать ответы в грехах.
В то же самое время, там, где касалось истины, Он был непоколебим. Фарисеи получали от Него по полной программе. И первые христиане научились этому у своего Учителя. Так что в Деяниях мы читаем следующее:
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:46,47)
Текст 47 стиха должен многих в современной церкви заставить задуматься.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Матф.7:3-5)
Если еще не понятно, спросите себя, когда апостолы научились никого не судить? И обнаружите, что никогда. Они были с Иисусом и постоянно между собой грызлись. Даже когда Дух Святой сошел, когда многое исправилось, все же, конфликты происходили. Павел обличает Петра. Варнава уходит от Павла.
Вы скажете, причем тут конфликт и суд. Самым тесным образом причем. Вот один из примеров:
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня [зависит], но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
(Мар.10:37-41)
Почему начали негодовать? Потому что решили, что Иаков и Иоанн неправы. Т.е. поступают неправильно. Эти десять осудили этих двоих. Отсюда и конфликт. Точно так же и в других случаях. Вспомните ту женщину, что разбила алавастровый сосуд. Как повели себя ученики?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
(Мар.14:5)
И это к концу трех лет с Иисусом! Но это не помешало ученикам получить обещанное от Отца!
Вторая причина, зачем Иисус это говорит, чтобы им самим было легче жить друг с другом. И третья, в этом так же есть указание на характер Бога, Иисуса Христа и Духа Святого. Знакомство с этими чертами нужны будут им, когда они будут ждать своего «Дня Пятидесятницы».
Игорь, написано хорошо и правильно
Спасибо, Петр. Но, мне кажется, Игорь не спорит, как раз наоборот.
правильно кажется *yes*
да уж «кто ты, осуждающий чужого раба» — интересно, что не написано «раба Божьего»
*rofl*