Размышления о Власти по Иоанну (часть 2)

думаюВступив на территорию Иоанна, начинаю сознавать, что этот текст явно сложнее предыдущих. И все из-за поэтического стиля. Но, от этого есть предчувствие, что здесь возможно обнаружить что-то очень важное, что до сих пор было потеряно. Конечно, если Бог позволит.

 

Добравшись до третьей главы, я не встретил еще ни разу искомое слово (власть) в том смысле, в каком оно часто встречалось у Матфея. Но, основываясь на том же Матфее, я понимаю, что нужно ориентироваться не только на это слово (власть, в греческом exousian), но и на выражение «Царствие Божие». Итак, вооружившись этими ориентирами и руководством Духа Святого отправляемся дальше.
И вот, хорошо известное имя всем, рожденным свыше братьям и сестрам:

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
(Иоан.3:1-21)

Сложность, все время помнить, что исходник написан в стихах. Это, на самом деле сложно, потому что читаем то мы в прозе. А стиль прозы заставляет забыть о поэтическом подходе. Но, чтобы правильно понимать Иоанна, все же нужно напрячься и представить, что мы читаем стихи, пусть даже и белые.
Я понимаю, что такая ситуация похожа на прием Папы Карло, который, когда ему было очень голодно и холодно, смотрел на нарисованный очаг и тем самым согревался. Но, у Карло совсем не было никакого очага, а у нас есть, на самом деле есть, только замаскирован под картину. Надеюсь, аллегория не очень заморочена.
Ладно, проехали.
Итак, наш текст.

Начнем анализировать…

К Иисусу тайно приходит один из тех, кто публично спорит с ним и унижает его. Из его слов ясно, что таких «любопытных» и трусливых немало в среде фарисеев. И его утверждения и вопрос предельно ясны.

Утверждение – мы знаем, что ты от Бога, так как… … дальше по тексту.
Вопрос – Чудеса, как ты их делаешь?
Откуда я взял вопрос о чудесах? Не забывайте – это стих. Здесь вопросы задаются не обязательно в лоб, но через намек. Да здесь даже и намеком то назвать это сложно, так как только знака вопроса не стоит.

С другой стороны, не видите здесь вопроса о чудесах,… …сочувствую. Но я иду дальше. У меня нет задачи, доказать, что я прав. Это не учение и не теологический спор, это мое исследование, которое я делаю открыто.

Итак, вопрос, по крайней мере, мне совершенно очевидно, задан о чудесах.
Иисус отвечает. И вот вопрос. Если задан вопрос о Чудесах, возможно ли, что Иисус будет отвечать на другой вопрос? В реальности, вполне возможно, когда человек спрашивает одно, а получает ответ на другое. Но, это обычный человек, а мы говорим о Господе, хотя по физиологии, Он и обычный. Кроме того, мы имеем поэму. В поэмах каков вопрос, таков ответ, правда, я могу и заблуждаться на счет этого.

Вообще, проблема толкования текстов писания, кроме чисто научной заключается в том, что большую часть этого толкования нужно искать Духом, это на уровне интуиции. А эту часть редко можно доказать. Доказывается это лишь тем, что открытие должно быть в гармонии со всем Писанием. Согласитесь, это так же сложно. Потому как для православного видима одна гармония, а для пятидесятника совсем другая. Иоанн видел одну гармонию в Писании, по этому он сам был жестким и требовательным, без милости. А Иисус видел в Писании совсем другую гармонию, которая полностью противоречила гармонии Иоанна. По всей видимости, это тоже недостижимо – доказывать общей гармонией. Остается лишь одно – по плодам узнаете их. Каковы должны быть плоды? Плоды открытий должны соответствовать помазанию Иисуса, которое он прочитал в синагоге и являл в жизни.

18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
(Лук.4:18,19)

Это не были «духовные» действия. «Измученных на свободу» – это не о психологии, а о больных и физически измотанных людях.

Видимо все остальное шатко и не основательно. Смотрим на плоды наши сегодня, до какой степени наши знания и жизнь соответствуют этому помазанию? Все ясно, наша гармония далека от истины.

Извините за такое отступление, возвращаюсь к тексту.

Иисус был спрошен о чудесах, как Он это делает. Кроме того было утверждение, что есть группа людей, которые верят, что Он от Бога, благодаря тем же чудесам.

Господь отвечает на поставленный вопрос и на уверенность в Божественности.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Если бы текст был изначально прозой, то речь Иисуса была бы немного длиннее, так как нужно было бы одно связать с другим и потребовались бы разные пояснения. Что я часто и делаю. Но, так как это поэзия и очень сложная поэзия, даже сегодня такой стиль (хиазм) это нечто из высшего пилотажа. Иоанн же все Евангелие писал таким стилем. Раз так, то здесь, в этих словах уже все вложено.

Никодим спросил о чудесах. Иисус отвечает, фактически, что все чудеса – результат действия Царства Божьего, т.е. действия Божественной Власти. И если Никодим и его друзья хотят творить такие же чудеса, нужно исполнить одно условие.

истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Мы еще помним, что это поэзия? Смотрите, здесь Иисус использует слово «увидеть», а через стих он уже использует слово «войти». Следуя логике надо понимать, что это описание одного и того же, но в комплексе.

Увидеть гр. Idein – видеть, созерцать, знать, познавать.
Войти, гр. Eiselqein – входить, приходить, прибывать (как поезд на станцию), поступать (как вода по капиллярам), проникать, появляться на сцене, выступать, возникать (как хохот, икота или тошнота), овладевать (как страх овладевает человеком).

Итак, условие овладения, вхождения, достижения, созерцания и т.д. Царствием Божьим – Рождение Свыше. Только такое Рождение может дать человеку власть творить все то, что творил Иисус и даже больше.

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
(Иоан.14:12)

На непонимание Никодима Иисус отвечает уточнением. Дело в том, что в греческом, то что у нас переведено как «свыше» имеет два значения, и второе значение – снова, от начала.
Фразу, сказанную Иисусом, Никодим мог понять приблизительно так – кто сначала не родится, тот не увидит, или, кто СНОВА не родится. По этому и непонимание Никодима.
Итак Иисус поясняет, что идет речь не о «снова». Снова рождаться не надо. Не нужно забираться в утробу матери.

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Иоан.3:5-8)

Здесь опять Иоанн использует два разных слова для описания одного и того же. В одном месте он говорит «от воды», в другом «от плоти». И это не разные вещи – это взаимно-дополняющие описания.

«от» в этом месте гр. Ex – предлог употребляющийся со значением движения изнутри наружу, происхождения, источника, отделения, выделения, причины, средства, состава: из, от, с.
«воды» гр. Udatos – вода, просто вода. Древние греки еще вкладывали в это слово значение времени, так как использовали в суде водяные часы.
«плоть» гр. Sarx – 1. Мясо, 2. Тело, труп, 3. Человеческая греховная природа.

Итак, в данном тексте ни в коем случае нельзя воду сравнивать с Божьим Словом, как это часто делают братья. Ни о каком Слове здесь нет речи. Здесь идет речь о плоти, т.е. об обычном человеческом рождении. Это становится более понятно, когда мы вспомним, что рождение ребенка начинается с «отходом вод». Любое рождение начинается с той самой воды. Сначала отходят воды, потом, через некоторое время рождается ребенок. И до отхода вод, ребенок живет в воде. Он и рождается не «от», а «из» воды, что полностью соответствует сказанному Иисусом.

Фактически Иисус утверждает, что для входа в Царство Божье, для овладения Божественной Властью, нужно сначала (вода на первом месте) родиться как обычному человеку, что Никодим уже много лет как исполнил. А потом, родиться от Духа. И, обратите внимание, слово Дух, в обоих случаях неизменно. Этот термин для христианина четок и не требует отступлений. По крайней мере, я так думаю 😉 .

Он Сам поясняет, что то, что родилось как человек (от плоти) и есть обычный земной плотской человек. А обычный простой человек не способен творить Божественные чудеса. А тот, кто родился из Духа, будучи рожден как человек, тот уже, по сути, не человек, а дух.

Кстати, большие или маленькие буквы – это работа переводчиков, точнее, результат их понимания. Не ориентируйтесь на это, не факт, что они правы.

Но на этом Иисус не останавливается. Видя удивление и непонимание Никодима, Господь говорит ему –

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Иоан.3:7,8)

И вот в чем отличие и преимущество человека, рожденного от Духа. Если человек, теперь уже и не человек вовсе, а дух, то и его жизнь меняется полностью. И это изменение Иисус описывает очень интересно.

Тут нужно учесть, что слово «от духа», по гречески «to pneuma» означает не совсем то, что мы понимаем под этим. Наш испорченный мистикой разум видит в Духе лишь что-то мистическое, неких призраков. Иисус использует для сова дух, другое слово – его значения такие: 1) ветер, дуновение, веяние, 2) дыхание, дух жизни, душа, 3) дух. Синоним для этого слова – вдохновение, настроение.

Предлог to – как определенный артикль в английском языке, показывает, что мы говорим о том же духе, о котором говорили мгновение до этого. Можно перевести как «этот же самый».

Итак, нужно родиться от ветра, дуновения, дыхания жизни, дыхания Бога. И тот, кто родился сам становится ни много ни мало «дыханием, дуновением, Божьим». И как направление и источник дуновения ветра, без специальных приборов, флюгера или флажка, не определить. Кстати, обратите внимание – не шторм и сильный ветер, а дуновение.

Можно определить сторону, с которой дует ветерок, но не знаешь источника. Не можешь найти то окно, из которого дует ветер на улице, чтобы сделать его по шире или совсем закрыть. Эта аллегория к тому, что нельзя проследить логику поведения ветра. Не в силах это ни одному человеку.

Кто-то скажет, сегодня мы научились предсказывать погоду, ты не прав. Глобально да, но, во-первых, с изрядной долей ошибки, а во вторых, даже когда мы знаем глобальные движения воздуха, в конкретном дворике, это уже совсем другие потоки. И их направления могут быть совсем иными.
Но это все мусор.

Идея же в том, что человек, рожденный свыше, ставший по сути этим самым дуновением и ведет себя соответственно.

так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Очень важно понимать, здесь речь идет не о способе рождения, а о том, каким становится человек, после этого рождения. Он, человек, становится во всем подобен дуновению, дыханию Бога. По этому он способен выполнять Его Волю. Малейшее дыхание и человек в действии. Чудеса потому происходят, что человек верный исполнитель Воли Отца, как Его дыхание.

Хочешь творить чудеса – стань дыханием Бога.

9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
(Иоан.3:9,10)

Возможно, сказанное Никодимом сейчас звучит и вашем сознании. Но, претензия Иисуса явно не для вас. Никодим – учитель. Он себя так позиционирует. Он думает, что может учить верующих. И по этому Иисус задел его за живое.
Фарисеи должны были это знать. Они не только должны были это знать, но и учить этому. Их задача была учить людей исполнять волю Бога. А здесь этот учитель удивляется таким простым вещам, как исполнение воли Отца!?

До этого момента Иисус достаточно снисходителен к Никодиму. Но с этой минуты Спаситель начинает гневаться.
Перед ним стоит УЧИТЕЛЬ Израилев, который ничего не знает и не понимает в том, чему учит. Фактически Никодим объявил, что он САМОЗВАНЕЦ. Это так же, как учитель математики не знал бы таблицу умножения. Такого учителя нельзя на пушечный выстрел подпускать к школе.
А здесь вот, УЧИТЕЛЬ ИЗРАИЛЕВ!

Но, дальнейшие разборки, в рамках нашего исследования нас не интересуют. Идем дальше…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.