Письмо в Ефес

думаю

Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:

(Откр.2:1)

Вот только что Иисус показал, что все ангелы церквей находятся в его руке. Причем в одной. Как в старом анекдоте из советского времени, когда на ВДНХ в Москве человек встречает японца, который спрашивает у русского: «Угадай, что у меня в руке?». Тот ради хохмы говорит, что телевизор (в то время они были громадными). На что японец отвечает: «Правильно! А сколько?».

Итак, после небольшой разгрузки, вернемся к звездам, т.е. к ангелам церквей. Как мы поняли, они в руке Иисуса. И это сообщение можно воспринимать, как положительный знак, говорящий о том, что они, звезды, в надежном месте. Так и в качестве отрицательного сигнала, говорящего о том, что эти звезды о себе сильно возомнили, и потому, Иисус, как бы говорит, вытягивая вперед свой кулак: «Вот они у меня где! Если им что-то не нравится, то Я им…».

Но мы уже поняли, что Иисус в гневе на этих самых ангелов. Так что, в деле, явно, второй вариант.

Первое послание Ефеской церкви. Как мы уже говорили, на пути посланника, этот город встретится первым. И именно к ним относится его «кулак». Обращение именно к Ефесянам сопровождается напоминанием, от кого они все зависят. И это совсем не хорошо. Если еще не поняли, повторю. Перед главным текстом послания Иисус упоминает что-то из своего образа. И это упоминание не на пустом месте. Оно само в себе уже несет сообщение. И, судя по всему, такое сообщение для Ефеса, не радостное. То есть, все, что дальше будет говорить автор послания, надо воспринимать, как речь гневную. Великий Автор крайне не доволен действиями церкви в Ефесе. А значит, если что-то «хорошее» звучит в начале, то это следует воспринимать не как прямое одобрение, но как сарказм.

2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

(Откр.2:2,3)

Из всего выше сказанного мы уже понимаем, что ничего хорошего в словах Иисуса о том, что Он знает их дела, нет. Скорее наоборот, если у них еще и были какие-то попытки оправдаться перед Иисусом, то теперь возможности закончились. Первосвященник ерничает по поводу их заслуг. И это плохой сигнал. Все их заслуги — пшик!

Еще одна причина, почему я так думаю, это все то же заявление, о том, что Он держит их всех в своей руке. То есть, они думают, что они такие хорошие, всего добились, но вот это указание на руку говорит о том, что все их успехи появились исключительно благодаря Иисусу. И не нужно их приписывать себе, будто они все сделали сами. Где бы они были, если бы ни Иисус?

Итак, нет смысла перечислять все «заслуги». Суть ясна. Идем дальше.

Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

(Откр.2:4)

Самая частая ошибка, читающих данный стих в том, что они путают любовь, о которой говорит Иисус, с любовью безусых юношей к своим сверстницам. Данная путаница относится не только к приведенному здесь тексту, но к большинству мест Нового Завета. Сколько раз я слышал о том, что Бог есть любовь. И это правда. Но люди, повторяющие это представляют себе доброго, всепрощающего дедушку на небесах. А кто-то прямо так и говорит: «Когда я понял, что Бог есть любовь, до меня дошло, что я всегда в Него верил». И все, мы сразу ушли в сторону. О какой же такой особой любви идет здесь речь?

Слово, переведенное в большинстве мест Нового Завета словом «любовь» и ему однокоренными словами, в греческом имеет корень «агапе». И здесь начинаются чудеса перевода. Помню, как какое-то длительное время от многих проповедников слышал, что это слово переводится как безусловная любовь. Я не знаю, из каких источников они это взяли. Но ни о какой безусловной любви речь не идет в принципе. Ни слово это не означает смо по себе, ни в Новом Завете про безусловную любовь ничего нет. Кто-то выдает желаемое за действительное. А это, по сути, подмена. Или, попросту, ложь. Хотя бы потому, что условия есть, и они прописаны ясно. И главное из них — вера в Иисуса.

Далее, эта любовь, никаким боком не связана с отношениями между мужчиной и женщиной. Ни в плане сексуальном, ни в плане родственном. Для описания сексуальной любви используется другое греческое слово — эрос, а для родственной или братской — филиос.

Но перед нами слово «агапе». Да, это слово можно переводить как «любовь». Однако, какая? И здесь появляются некие другие параметры. Это слово описывает такие вещи, как почитание другого. То, как мы поднимаем человека на шкале ценностей выше себя. Это слово, которым можно описать отношения воинов на поле боя, когда один прикрывает другого от пули, встает вместе с ним плечем к плечу в трудную ситуацию. Как хотите, так и переводите теперь это слово.

Итак, если до сих пор у вас было представление о первой любви здесь, как о первой любви молодого паренька к однокласснице, то вы критически ошибаетесь. Речь идет о предательстве друга, того, кто за тебя отдал жизнь, а ты забыл об этом и ведешь себя так, будто жив благодаря своим способностям и стараниям. Еще раз. Ефесская церковь предала Иисуса. Все приписала себе. Все Христовы заслуги приписала себе. Что же предлагает ей Спаситель?

Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

(Откр.2:5)

Он предлагает им «покаяться». Не прочитать молитву покаяния, а покаяться. То есть отречься от глупости, осознать свою вину и вернуться. Иисус предлагает предателю восстановление. Но если не изменит своего отношения, он «сдвинет светильник его с места». Что это значит? Светильник в Храме означает тех, кого Бог опекает. Кого Бог считает своим народом. Сдвинуть, значит отвернуться и закрыть уши. Иисус грозится убрать церковь с Его ежедневной опеки. Он прекратит общение с ней. Лишит блага и защиты. Да, он не вынесет светильник из святилища. Но он уже не будет больше гореть. В него не будет заливаться масло. Он покроется пылью. Станет бесполезным и беспомощным.

Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

(Откр.2:6)

Пару стихов выше мы читали, как нам изначально казалось, хорошие слова о Ефесской церкви. Там и терпение и труд без устали. Но вот мы дошли до 6-го стиха и тут нам Иисус говорит, что у этой церкви есть только одно хорошее, что он (ангел Ефесской церкви) ненавидит дела Николаитов. Если не поняли, повторю. Это единственное, что в Ефесе осталось хорошее. И это так же намекает нам на то, что все дифирамбы, сказанные до этого, не более, чем сарказм.

А кто такие Николаиты? Здесь теологи не находят одного единого мнения. В действительности у нас нет исторических документов, по которым мы могли бы однозначно установить, что это за ребята. Поэтому кто-то опирается на мнения авторов ранних веков, которые говорят о том, что Николаиты, это ученики одного из «семи дьяконов», о которых сказано в Деяниях. Но, как уже сказано выше, для этого нет никаких оснований.

Как бы там ни было, многие утверждают, что речь идет об учении некоего Николая, кто бы он ни был, которое гласит о том, что спасенная душа не связана с телом. Поэтому, если человек искренне верит, то если тело грешит, то дух невиновен. Буквально, я чистый и хороший, а то, что в это время мое тело убивает или ворует, меня не касается.

Если подумать, то такая логика вообще была невозможна для ранних христиан, так как подобная логика могла появиться исключительно на почве философских учений древних греков, тогда как иудейская идея не разделяла тело от души, всегда рассматривая человека «целым», отсюда и слово «исцеление».

Другие теологи предпочитают найти объяснение о Николаитах в самом откровении. И действительно, здесь же, в семи посланиях церквям есть не мало данных для понимания сути. Мы не будем здесь подробно рассматривать данное исследование, чтобы не раздувать и без того большой текст. Просто скажу, что в результате исследования мы приходим к выводу, что речь идет о людях, которые «учат есть идоложертвенное и любодействовать». Если кратко, то речь идет о неких учениях, которые оправдывают грех в том или ином виде.

Итак, единственное, что осталось хорошего в Ефесе — это ненависть к такого рода учениям. Перед нами церковь, у которой от успехов вскружилась голова. Христиане возомнили себя великими. Приписали себе все, что для них сделал Иисус. И единственное, что у них осталось — ненависть ко всему, что приводит человека к измене Богу.

Судя по посланиям того же Иоанна, которые были адресованы все той же Ефесской церкви, дело дошло до того, что в Ефесе не принимали настоящих апостолов. Да и в других церквях, таких как Коринфская или галатийская дела обстояли ничуть не лучше. Можно уверенно говорить о том, что вся церковь времени написания Откровения — церковь, состояние которой описывается письмом к ангелу Ефесской церкви. И это дает нам один из поводов признать историцистскую теорию толкования Откровения верной.

Но это не означает, что все остальные теории не верны. Прежде всего, как я уже говорил, все, описанные проблемы церквей, к которым обращается автор, действительно существуют. И, так же, эти проблемы в разное время возникали в жизни разных церквей в Мире. Однако важным для нас будет именно историцистская позиция.

Итак, перед нами первый этап истории после церкви первых апостолов. И это важно. Это не церковь первых апостолов, это то, что к концу первого века нашей эры пришло ей на смену.

Иисус, глядя вперед, через апостола Иоанна передает им Свою волю. Он сообщает, что если кто победит, то есть, вернется к тому, что было вначале, когда церковь была действительно на стороне Иисуса, тому Он что-то подарит. Здесь, правда, прямо указывается на то, что речь построена в виде некоторого намека: «Имеющий ухо да слышит». То есть, далеко не все поймут, о чем говорит Иисус. Но, тот, кто еще не потерял способность слышать, услышит и восстав, победит.

Так вот, тому, кто победит ситуацию, тому Он даст вкушать от древа жизни. И здесь мы вспоминаем, что древо жизни, это древо, плоды которого дают жизнь. И мы знаем одну Личность, Которая однажды сказала:

33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.

35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

(Иоан.6:33-35)

Мы явно видим прямую связь между хлебом с неба, который дает жизнь миру, и древом жизни. По сути, это и есть Иисус. А это значит, что в послании ангелу Ефесской церкви, когда Иисус говорит, что даст победителю вкушать от древа жизни, речь идет о Нем Самом. Если проще, Иисус обещает стать источником жизни, власти и могущества Небесноо для победителя. То есть, сделать человека Своим апостолом.

А указание на то, что оно «посреди Рая Божия» напоминает нам о том, что человек потерял свое Божественное положение однажды. А это значит, Иисус обещает победившему возвращение утерянного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.