Смирна

думаю

Следующая церковь, если идти по дроге от Ефеса, находится в городе Смирна. И, прежде всего, посмотрим, с чем к ним приходит Иисус.

 

И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:

(Откр.2:8)

Первое — Он позиционирует себя как «Первый и Последний». И мы тут же вспоминаем разницу в языках. И понимаем, что здесь нам озвучивается Божественный статус. И тут же, как одно целое нам сообщается, что Он был мертв и, «вот, жив». Здесь нет ничего такого, что призвано напугать читающего. Скорее наоборот. Он как бы говорит: «Ребята, смотрите, Я — обладающий статусом Бога, всеми возможностями Бога, но даже Меня убили. Но, вот, посмотрите, я жив!». И, в противоположность первого письма, перед нами письмо поддержки.

Отсюда мы делаем первое предположение. Если это письмо поддержки, то уже нет никакого сарказма. И если Он говорит о чем-то хорошем, то это действительно что-то хорошее. Читаем.

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

(Откр.2:9)

Смотрите, в предыдущем послании, автор говорит, что их дела — их терпение, они не могут сносить чего-то, они всех испытали. Прямо герои! Но теперь, во втором послании, совсем обратные дела. Их «заслуги», скорбь и нищета. Это не значит, что скорбь и нищета, дела хорошие. Но в первом случае, это был повод гордиться, возноситься, над другими, здесь же гордиться нечем. Они сознают свою нужду. Им нечем хвалиться. Но они крайне нуждаются в реальности Божьей. Они страстно ждут Иисуса. Поэтому Иисус говорит: «…впрочем ты богат». То, что потеряла первая церковь, вторая держит. Первая — предатели, вторая верна.

Что еще знает говорящий? Он знает «…злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское». Вот здесь у нас срабатывают стереотипы. Надо понимать следующее. Для первых христиан, все христиане — это иудеи. Иудей, это тот, кто был избран Богом, а теперь, когда он открыл объятия для язычников, они так же вписываются в иудейское гражданство. Однако, благодаря отступническим церквям позже христиане открестились от иудеев, и с тех пор мы воспринимаем их, как кого-то другого.

Но Иоанн — иудей. И все христиане для него — иудеи, для которых исполнились все пророчества и Мессия пришел. И под иудеями подразумеваются именно христиане. И вот перед нами картина маслом. В Смирне есть церковь, которую осуждают, т.е. злословят другие христиане. И этих «других» храистиан Говорящий называет «сборищем сатанинским». И тут мы обнаруживаем следующую панораму. На втором этапе, церковь явно разделена на 2 лагеря. Первый лагерь находится в небрежении, бедности и скорби. Второй — церковь успешная. Но эта «успешная церковь» прямо называется сборищем сатанинским. Мы видим церковь, чужую среди своих. Находясь во враждебном мире, церковь еще и своих гонит, возможно, пытаясь хоть как-то выжить.

Итак, церковь Смирны получает от Иисуса поддержку. Вопреки их представлению о том, что они в нищете, Господь утверждает, что они богаты. И дальше дается предупреждение, что им придется пройти какие-то трудности (претерпеть). И даже указывает, что кто-то из них окажется в темнице. И это будет происходить не потому, что они в чем-то виноваты, но для того, чтобы «искусить» их, то есть, сбить с пути, чтобы они отреклись от своей веры. Скорбь будут иметь «дней десять». Тут пророчество причудливым образом пересекается с реальностью.

Как мы уже поняли, все эти церкви в действительности существовали во время написания апокалипсиса, как и проблемы, описанные в посланиях семи церквям. С другой стороны мы так же поняли, что все сказанное к ангелам церквей актуально и в исторической перспективе.

Что мы уже видим с этой самой исторической перспективы? Первая церковь, т.е. церковь времен Иоанна приписала все достижения себе, своим стараниям, труду и терпению. Однако сохранила ненависть к ложным учениям, к подделкам и оправданию греха (Николаиты). Вторая церковь, это церковь Христа, в окружении врагов. С одной стороны перед нами Римский император со своими гонениями на христиан, с другой ложные христиане, которых Говорящий называет «сборищем сатанинским». Возможно это ложное христианство пытаясь выжить в трудных условиях пытается заигрывать с властями и сама становится гонителем той церкви, которая не прогнулась «под изменчивый Мир».

И вот эта, последняя, которая не прогнулась, конечно же, имеет массу проблем. От нее открещиваются «хорошие» христиане, ее прессует власть. Значит у них всюду проблемы. Отсюда и нищета. Но для Бога они ценны. И если предательская церковь лишена всякой милости Божьей, то верная ею богата.

Сейчас трудно сказать, о каких 10 днях скорби идет речь. Возможно в реальности, во время Иоанна, та церковь в действительности была вынуждена претерпеть дней десять особенных трудностей. Но в исторической перспективе это может означать так же некоторый срок гонений. И 10 дней здесь — вполне условное число.

Давайте посмотрим, где в Писании используется число 10. прежде всего число десять мы встречаем в разговоре Авраама с Богом. Где десять праведников, это минимальное число, ради которого Бог мог бы сохранить Содом от разрушения. Затем мы находим число десять, как выражение чего-то постоянного и назойливого. Когда дядя Иакова Лаван «10 раз менял награду свою» (Быт.31:41). Затем мы встреаем 10 во многих местах. Но в большинстве своем 10 всегда выдается как что-то слишком долгое или слишком большое.

Но когда мы читаем послание ангелу Смирнской церкви, нам кажется, что автор подает 10 дней, как что-то маленькое, недолгое. Перевод достоверный. Никаких подвохов. Как мне кажется, вывод здесь простой. С одной стороны Иисус в историческом плане сообщает о каком-то длительном периоде трудностей, но подает это как что-то короткое. И еще более очевидным это становится при чтении продолжения: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». То есть, хоть и подается испытание как что-то такое несерьезное, всем ясно, что вопрос будет стоять о жизни и смерти. И призыв Иисуса стоять до смерти. И тогда тот, кто выстоит до смерти, получит венец жизни.

По поводу венца. Очень популярна сегодня теория о том, что венец, это награда на соревнованиях. И, вроде бы, все логично. Там награда, и здесь награда. Но мы забываем о том, что хоть в то время и были популярны состязания, где победитель получал венец, Иоанн использует символы иудейские. А у иудеев никаких спортивных состязаний по типу олимпийских не было. И венец у них, это всегда символ власти.

Отсюда посыл Смирнской церкви можно понять так. Если ты будешь верен до смерти, то дам тебе власть над жизнью. То есть, ты будешь ее давать, кому за хочешь, как и отнимать. И тогда это полностью согласуется с апостольской властью.

Данное послание заканчивается тем же намеком: «Имеющий ухо (слышать) да слышит…». То есть, если ты все понял правильно, то, если ты все правильно исполнишь, то что?

Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

(Откр.2:11)

Что означает это «не потерпит вреда от второй смерти»? Здесь мы встречаемся с указанием на некоторую особенность Христова учения о 2х смертях. Первая — смерть обычная, которую проходит большинство людей, кроме тех, кто застанет приход Иисуса. Вторая — смерть в результате суда Божьего, когда человека осуждают на огонь вечный. Вот про этот вечный огонь и идет речь. Выстоишь, не потерпишь вреда от второй смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.