Какое преимущество?

Напомню. Павел пишет письмо в Рим, потому что терпеть, уже нет сил. Ситуация уже критическая. Конфликт стал достоянием «всей земли». Суть конфликта — спор двух «великих народов». Одни — гордые потомки великих философов, другие — народ Божий, люди, кому дано Писание, учителя неразумных.

За время первых глав послания Павел старается лишить как греков, так и евреев их повода для гордости, потому как философия греков — не что иное, как безумие, а евреям нечем гордиться, потому, как они сами все разрушили своим поведением. И вот перед нами третья глава апостольского письма.

1 Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому [рассуждению]).
6 Никак. Ибо [иначе] как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
(Рим.3:1-9)

Я намеренно привел такой большой отрывок из текста. Он начинается и заканчивается одним и тем же вопросом, но разным ответом. Что такое? Может быть, Павел противоречит сам себе? Ничуть. Синодальный перевод несколько убивает иронию апостола, потому мы ее и не замечаем. А она есть. Вообще, если проанализировать послания Павла, то можно заметить одну из его черт. Он очень часто в своей письменной дискуссии с читателем цитирует его неверное мнение. Нам часто сложно это уловить потому, что он пишет не нам лично. Его послания отправлены тем, кто делает подобные утверждения. Когда они читают его слова, то безошибочно узнают свои, там, где Павел их приводит. Когда же мы читаем его послания, то, не подозревая подвоха, цитаты с глупостями воспринимаем как утверждение Павла. А потом пытаемся на этом всем построить учение.

Есть моменты, когда Павел прямо указывает на то, что данные слова их цитата, в других случаях он цитирует их без предупреждения. Но это лишь придает остроты, поднимает эмоциональный накал. Например, такое место из послания Коринфянам, которое все прекрасно помнят:

34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
(1Кор.14:34,35)

О, если бы апостол знал, как будут использовать данный текст христиане… А интересно, чтобы он тогда сделал? Написал как-то иначе? Наверное, нет. Думаю, его мнение простое: «Вы так поняли? Ну и сами виноваты!». То, что он цитировал, как неправильное понимание, перед тем как процитировать доказывал совершенно противоположное, теперь подается как его собственное мнение, как учение апостола.

Вот и здесь, как я вижу, происходит та же история. Целых 7 стихов нами воспринимается как учение апостола, тогда как все эти семь стихов — стеб. Он издевательски цитирует евреев Рима. Это они так думают, а не Павел. Павел, даже, подытоживая все семь стихов, говорит: «…как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (стих 8).

Мы ошибочно думаем, что данные слова, что я привел выше, относятся лишь к фразе: «не делать ли нам зло, чтобы вышло добро…». Но ключ к пониманию кроется в том, что данная фраза не является самостоятельной. Она — итог предыдущих семи стихов. Весь этот текст Павел сводит к данным последним словам. Давайте же проследим ироническую логику апостола. А точнее, доведем глупую логику Римских евреев-христиан до логического завершения.

Итак, Павел начинает с вопроса о преимуществе, после чего он цитирует авторов Римского иудео-христианского учения. Они на вопрос о преимуществе отвечают, что имеют «великое преимущество во всех отношениях». Далее Павел цитирует их доказательства. Еще раз, не Павлово доказательство, а доказательство христиан из евреев. Они полагают, что имеют преимущество перед христианами из язычников лишь потому, что им, евреям было вверено слово Божье. Кстати, обратите, как говорит еврей апостол о евреях христианах. Он говорит о них в третьем лице. То есть, хоть Павел и еврей, но он гнушается их учения. Иначе он сказал бы «…нам вверено слово Божье».

Следующее утверждение, которое я часто слышу от пастырей современной церкви, так же является ошибочным. Это не мнение Павла, это слова заблуждающихся. Они доказывают преимущество перед язычниками тем, что даже при неверности самих евреев, Бог, конечно же, Свою верность сохранит. И они, а не Павел, приводят следующие доказательства: «Бог верен, а всякий человек лжив», и даже приводят отрывок из Писаний.

Если следовать такой логике, то следует, видимо спросить, а как же быть с теми ситуациями, когда при неверности народа, Бог предавал их в рабство, отдавал буквально на уничтожение, оставляя лишь малый остаток? Разве такое отношение Бога является Его неверностью? Или, все же, те евреи, кого высмеивает апостол, ошибаются в своем понимании верности и неверности Божьей?

Но Павел идет другим путем. Его логика несколько отличается от нашей сегодня. Он цитирует евреев так, что это сегодня мы можем понять глубину его насмешки, а евреи, пока не прочтут восьмой стих, даже не подозревают, к чему ведет Тарсянин.

Итак, апостол идет по логике евреев Рима. А по их логике, раз Бог верен, то физиологическая принадлежность к «избранному народу» дает очевидное преимущество. Ну, а то, что некоторые  (буквально все до одного) были неверны, так что же? Некоторые?! Забегая вперед, хочется сказать: «Павел, ну не надо так уж жестко-то над ними издеваться». Они, то есть, евреи полагают, что сама их принадлежность к иудаизму дает какую-то гарантию и преимущество. Они считают, что неверность каких-то «некоторых» ничего не изменит. Но уже во второй главе своего письмо апостол сказал о них о всех, что они воруют, прелюбодействуют и святотатствуют. О каких некоторых идет речь? Так и говорите: «Все согрешили». А когда все до одного согрешили, то кому быть верным? Если уж, как Павел говорит, рассуждать по человечески.

Ну да, ну да: «Бог верен, а всякий человек лжив». Но тут же они сами приводят в доказательство слова пророка: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем». То есть, получается, что каждый раз, когда народ Божий грешит, правда Божья становится все ярче и ярче. Больше греха, больше славы Богу?

О! Так это же круто! Вот почему Павел в начале своего послания говорит, что их вера эпохально шествует по всей земле! Он уже тогда начал свой стеб над евреями. Так что же получается. Действительно, чем больше грешат евреи, тем лучше! Ну, раз так, то, действительно, за что же тогда наказывать то? Вообще, на будущее, христиане. Отличную религию придумали евреи. Жаль Высоцкий этого не знал, иначе увековечил бы в своем шедевре. Вот и получается, чем больше грешат, тем больше славы. А давайте так ставить Бога? Нет? А что так?

Да и вообще, Прав Павел. Зачем вообще Богу судить Мир, если все, что ни делается, все к лучшему. Но, слава Богу, Павел здесь издевается над логикой Римских еврейских христиан. Иначе бы пришлось уже у нас спрашивать: «не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?». И еще раз, слава Богу, апостол не сошел с ума, в отличии от Римлян. Потому он и говорит: «…праведен суд на таковых».

Павел уверен, что те, к кому было письмо, почитав его, поймут всю глубину его еврейского сарказма. И он ожидает, что те согласятся-таки с апостольским уже выводом, что христиане из евреев не имеют никакого преимущества: «…имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом».

И вот теперь апостол приводит свое доказательство, эдакий сборник цитат и выводов из Писания:

10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
(Рим.3:10-18)

То есть, если евреи привели в доказательство какое-то одно место, то Павел приводит сразу тучу мест и знакомых им, евреям, утверждений, которые они же сами любят повторять. Как и прежде, во всем этом апостол еще даже не заикнулся о благодати, подаваемой во Христе. Речь пока шла исключительно о законных преимуществах.

Прочтемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.