Не извинителен ты…

Продолжаем чтение Римлянам в ключе обнаружения смысла такого понятия, как «молитва». В первой главе становится понятно, что часть верующих, пришедших ко Христу из язычников, гордятся своими «корнями». Превозносятся над христианами из евреев, опираясь на своих предков философов. И своими подобными «фишками» Римляне прославились по всей земле. Павел же предупреждает их, что, если они пойдут по такому пути и дальше, то придут туда же, куда пришли и их, так называемый «великие» философы. А именно к разврату, гомосексуализму и прочее.

Глава закончилась тем, что Павел, говоря об их предках, заключает, что они знают «праведный суд Божий», но действуют вопреки этому суду. В греческом тексте, правда, здесь стоит слово, означающее не суд, а, скорее, предписание или заповедь. Можно, так же, перевести как «правду».

И сразу за этим заключением Павел восклицает:

1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие [дела].
(Рим.2:1,2)

К сожалению, данные стихи, как правило, цитируются без учета контекста. Никого, почему-то не интересует, почему именно Павел здесь это написал. Есть фраза, и из нее вытягивается целое учение. Однако, эта фраза  не начинается со слова «неизвинителен», но со слова «итак». Оно есть в греческом.

Итак, данный текст преступно читать в отрыве от контекста. Всякий раз, когда кто-то его цитирует без учета содержания — искажает истину, становится преступником, лжет против Христа. Честно говоря, уже достали «великие проповеди с глубинным смыслом». Не надо никакого глубинного смысла, дайте тот, что был изначально! Извините, что слюнями забрызгал монитор. Уже накипело.

Нет, ну действительно. Вчера послушал несколько таких умных учений. Человек, не буду говорить имя, по отвечает на вопросы христиан. Но суть в том, что вместо ответа он дает тот самый «глубинный смысл». То есть, буквально дает что угодно, только не то, о чем его спрашивали. И вот, в комментариях, народ просто в восторге. Читаешь и думаешь: «Ребята, но на вопрос то он ничуть не ответил! Что вы так радуетесь!?»

Ладно, оставим великих. Вернемся к скромному апостолу. Как я уже сказал, начинается вторая глава со слова «Итак» или «потому». А рез есть такое «итак» и «потому», значит, оно является прямым следствием предыдущего предложения. А оно, в свою очередь, является логическим выводом всей предыдущей речи Павла.

Так вот, говоря о христианах из язычников, которые кичатся своими мудрыми праотцами, он их предупредил, что они могут с великой вероятностью оказаться там же, где и их батьки. Потому что они, зная то, чего хочет Бог, вместо выполнения Его воли, встали на сторону противника. Именно поэтому Бог «предал их постыдным страстям». Вот эта фраза очень емкая. В ней сразу схвачена суть вещей.

Есть страсти, которые порабощают человека, если Бог не защитит их. И человек, даже умом понимающий, что делать этого не нужно, не способен противостоять «зову». Так вот, Бог, который изначально дал власть человеку над любым животным влечением или страстью, взял и таких как языческие отцы, бросил во власть страстей, сняв с них всякую защиту, лишив их любой заботы. И теперь, даже когда они не хотят делать что-то они будут. Потому что, как сегодня говорят, Бог от них отвернулся.

Вот это и есть предупреждение Павла. Если Римские христиане из язычников не изменят своей линии поведения, то и от них Бог отвернется, как когда-то отвернулся от Израиля, сказав: «…оставляется дом ваш пуст». А потом добавил: «Не останется здесь камня на камне». Фразы мной приведены по памяти, если что, не судите.

Итак, если ты хвалишься такими прародителями, и считаешь, что они являются достойным образчиком, и на основании этого судишь о других людях, то нет тебе уже никакого «извинения». В данном случае, христиане из язычников, гордясь своими предками, возносятся над евреями, судя их за их предков. То есть, они судят евреев за то же, за что сами должны быть судимы. То есть, судят они не поведение, не чистоту мыслей. Они судят евреев за их еврейство. Могу предположить, что повод к суду появился благодаря Христианскому учению. Ведь Бог осудил евреев, отвернувшись от них на время. Вот он — повод поиздеваться над еврейскими беженцами. Получается, как бы, еврейские праотцы (цари и пророки) были недостаточно мудры, чтобы научить своих потомков «хорошим манерам». А вот греческие папашки оказались, по их мнению, лучше. Ведь еврейский Бог, отвернувшись от своего народа пришел к ним, к грекам.

Вот и весь суд, о котором говорит Павел. Они решили, что решение в предках. Именно поэтому Павел и вспоминает истинную суть языческих отцов. Они все — извращенцы и нечестивцы. И, конечно же, им нечем гордиться. Они судят о еврейских  предках, имея своих, которые на фоне еврейских — монстры.

1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие [дела].
(Рим.2:1,2)

Важно понимать, что данный текст не является универсальным, как его подают. Речь не вообще о суде, а о суде конкретном, о суде, на который указывает апостол в первой главе. Итак, если ты судишь человека за то же, что творишь сам, тем более, когда речь идет о гордости предками, которыми стоило бы стыдиться, то ты должен знать, что у Бога есть на это свое наказание (стих 2).

Возможно, еще не поняли, о чем речь. Поясню. Вот яркий, как мне кажется, пример. В 2014м году, с событиями на Майдане незалежности в Киеве, большинство (возможно ошибаюсь) христиан Украины стали вдруг поборниками справедливости. Причем они оправдывали Майдан Писанием. И все бы  ничего, но именно христиане Украины стали жестко высказываться в сторону российских христиан унижая их за их «русскость». Более того. Мне пришлось заблокировать ряд таких «верующих», потому что они стали провозглашать свои политические взгляды «во имя Христа» и желать расправы русским. Я не буду приводить подробные речи таких горе «детей божьих» (бог с маленькой буквы умышленно, так как я не знаю, что за бог там у них). Но у одной такой христианки я спросил: «Дорогая, вот после всех этих речей, когда все закончится, как ты мне будешь смотреть в глаза, когда приедешь в гости? (конечно, если приедет)». На что она ответила: «С любовью». После этого я просто потерял дар речи. Она буквально только что во имя Христа проклинала всех, а потом приедет и с любовью будет смотреть в глаза тем, кого поливала проклятиями?

Суть в чем? Увлекшись своей национальной идентичностью, христиане других стали судить за их национальную идентичность. И уже льются разговоры с обеих сторон: «Вот ваш президент такой-то». Дорогие. Наш президент, раз уж мы христиане — Христос, а все остальные лишь выполняют плохо или хорошо Его волю. Если честно, не знаю ни одного земного президента, который хорошо выполнял бы волю Бога. Так себе, конечно. Но Он с них спросит в свое время. А вот нам, христианам, делить нечего. Мы служим тому, кто над всеми президентами и царями.

Вот что-то подобное происходило в Римской общине. Поэтому Павлу пришлось вмешаться. И я понимаю, как страстно он желал оказаться в Риме, чтобы как можно быстрее исправить ситуацию. Но, похоже, исправить ему уже ничего не удалось.

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же?
(Рим.2:3)

Честно говоря, меня каждый раз удивляют верующие, которые выдают что-то такое: «Вы все врете! Первая церковь была идеальной! Там же апостолы были!». Увы, первая церковь была очень далека от того, что мы сегодня могли бы посчитать идеалом. Вот и апостол пишет к церкви, спрашивая у нее: «…неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия…».

Если бы то же самое Павел говорил, что называется «с трибуны», то мы бы услышали, если не крик, то крайне жесткую речь. Нам бы от нее  стало очень и очень неуютно. Именно с такими словами обращается апостол к верующим Рима. И это, по сути своей, угроза. Бог угрожает им божьим судом. И не просто угроза, но и обвинение. Да, да. Апостол судит. Вопреки всем нашим убеждениям, что фраза «не судите да не судимы будете» относится к христианам. Он совсем не смущается не только судить, он без колебаний выносит им приговор.

Где? Да вот же: «Неизвинителен ты». Или вот: «неужели думаешь,.. …что избежишь суда…». А вот еще: «А мы знаем, что поистине есть суд Божий на такие дела». Здесь, в греческом тексте стоит слово, означающее «приговор» или «осуждение». То есть, все это уже есть!

Да, Павел перед нами предстает, как человек, доведенный до гнева. Он похож на отца, который вынужден говорить со своим сыном, что называется, на громких тонах. И он приводит то один довод, то другой, лишь бы достучаться до упрямого сердца непокорного и неразумного дитяти.

Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
(Рим.2:4)

Думаю, многим знаком такой оборот, когда после жестких наставлений звучит: «Или ты думаешь, я все это будут терпеть?». Здесь, правда, апостол не на себя стрелки переводит, а на Бога. То есть, Тарсянин обращается к церкви (к человеку), обвиняя ее членов и угрожая наказанием, которое уже приготовлено: «Вот, видишь, что в моей руке? Знаком тебе этот ремешок?». А потом еще больше ужесточает, когда обвиняет не только в самом факте проступка, но и в «пренебрежении богатством благости, кротости и долготерпения».

Вопрос Павла, конечно, риторический. Он понимает, что «человек» не пренебрегает никаким богатством. И ответ ясен: «Нет, я ничем не пренебрегаю». Но это психологический прием. Немного «перегнуть палку», чтобы дошло до мозга костей.

Да, «человек» не понимает. Кстати, вот такое обращение «человек», это еще один пример, указать на место нерадивым верующим. Дело в том, что обращение «человек» здесь противопоставляется суду Божьему. И в таком сравнении, первое однозначно проигрывает.

5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.
(Рим.2:5-8)

Павел совсем не заигрывает с Римлянами. Он им говорит все так, как есть. Он не играет в толерантность. Не ведет дипломатических бесед. Он сразу расставляет точки над «и». Либо жив, либо мертв. И, кстати, апостол здесь, да и вообще нигде не говорит об аде или рае. Он говорит о суде «от Бога». После которого одни получают жизнь вечную, другие ярость и гнев. Да, здесь еще пара неудобных слов. Бог, который современной религией подается как добрый, белый и пушистый, в действительности может быть в ярости и гневе. Многие сегодня почему-то верят, что Бог всех спасет. Многие, может, и верят, а вот апостол Павел совершенно точно в это не верил. И он знает Бога, как Того, кто гарантировано будет в отношении некоторых «товарищей» в ярости и гневе.

При всем этом Павел называет суд Бога праведным. Тут нужно всеми силами отшатнуться от религиозного понимания праведности. Праведный во времена Павла, это то же самое, что сегодня правильный, справедливый, заслуженный. То есть, Павел совершенно четко говорит, как человек своего времени, что суд Бога однозначно правильный, без сомнения справедливый и заслуженный.

Итак, кому все это пишет апостол? А пишет все это он церкви. Той самой первой апостольской церкви, как сегодня модно ее называть в христианской среде. Той самой, о которой многие думают, что она, т. е. церковь, была идеальной и совершенной. Все  это он пишет верующим во Христа людям. Причем таким людям, которые весть о Христе, получили не через две тысячи лет, когда уже сложно разобрать, где правда, а где разного рода добавки, а еще тогда, когда в ходу настоящие оригинальные послания апостолов, написанные на их родном языке и их современниками. То есть, церковь Рима, к которой обращено послание Тарсянина, крайне далека от совершенства и очень близка к тому, о чем предупреждает еврей Савл. То есть, к тому самому праведному суду от Бога, по которому они вполне могут заработать те самые  ярость и гнев.

Но не стоит думать, что Павел скатился в закон. Если он говорит о суде «по делам», то данная фраза не относится к делам закона. И тут снова стоит вспомнить начало послания. Ведь Римляне прославились какой-то особой верой. Такая о них шла слава, что апостол не смог больше терпеть и был вынужден написать свое письмо. И сейчас пока речь идет о превозношении одних христиан над другими, основанном исключительно на том, какие у кого предки.  В данном конкретном случае Павел именно на это ставит акцент. По крайней мере, пока каких-то других ориентиров он не оставил.

Давайте посмотрим, на какие два лагеря разбивает апостол «подсудимых». С одной стороны люди, которые, как мы читаем, ищут славы, чести и бессмертия постоянством в добром деле. Другие, те, кто «упорствует и не покоряется истине, но предаются неправде. Давайте начну с последних. Опять же, если бы мы не знали контекста, то рассматривали бы текст шире. Как это обычно и делается.

То есть, мы бы решили, что речь идет о любой непокорности истине и упорстве. Да и о любой неправде. Так обычно и объясняется данный текст. Причем под истиной здесь понимается, почему-то, свод Новозаветных законов. Которые называются здесь заповедями Христа. Такие толкователи считают, что если закон Новозаветный, то это уже благодать. Нет, ребята, к благодати закон, конечно, имеет отношение, но совсем не так, как вы думаете. И старозаветный или новозаветный закон есть закон.

Итак, мы знаем причину написания послания. По крайней мере, часть причины. Ту, которую Павел уже озвучил. И это превозношение греческих христиан над христианами еврейскими, основанное на предках. У первых, якобы, предки мудрые (философы), потому к ним Иисус и пришел, а у последних нет, потому от них Бог и ушел. Вот такое положение и разбирается здесь апостолом. Вот эта глупость апостолом и подразумевается, когда он говорит об упорстве, не желании покоряться истине и преданию неправде. Вот за такие «делишки» они получат достойное воздаяние. А не за нарушение какого-то из пунктов закона. Хотя, конечно, никакого Новозаветного закона не существует.

Прочтемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.