Такое благовествование

К чему все это время ведет Иоанн? Да все к тому же. К возвращению общения. Как с самого начала послания он начал говорить о том, что ребятам нужно вернуться в общение с апостолами, которых они отвергли, так и сейчас, о том же. Отсюда и последние слова того стиха, что мы прочли в прошлый раз.

Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
(1Иоан.3:10)

В греческом тексте, правда, нет слова «равно», оно добавлено для понимания переводчиками. Но сути это не меняет. Мысль апостола ясна. Тот, кто сейчас стал учителем тех, к кому пишут друзья Громовича, учат лжи, через эту ложь разорвалась связь с апостолами. А это значит, что разорвалась связь и с Иисусом, и с Богом. Ведь, как говорит Иоанн, у них, у апостолов, и только у них есть эта самая связь, или, его же словами, общение. И вот, эти учителя — не от Бога. Но «не от Бога» становится и всякий, кто не любит брата своего. А это уже указание на адресат. Они, следуя за лжеапостолами, становятся «не от Бога». И такое утверждение Иоанн подтверждает следующей фразой.

11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12 не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
(1Иоан.3:11,12)

То есть, апостолы напоминают христианам, что с самого начала они говорили читающим строки послания, что суть учения в том, чтобы они… …что? И вот тут есть кое-что любопытное. Вы, скорее всего, тут же продолжили фразу: «…чтобы мы любили друг друга». Но у нас проблема. И опять, она кроется в том, что текст разбит на стихи. И даже когда мы в конце стиха не видим точки, мы все равно, заканчиваем мысль. Это серьезная проблема в современном христианстве. Мы многие вещи трактуем исходя из такого подхода. Но приглядитесь. На конце одиннадцатого стиха стоит не точка, а запятая.

Почему это так важно. Да потому, что в действительности данные стихи прямо связаны. Обычно, читая так, как мы привыкли, все, что мы видим, это то, что мы должны любить друг друга, и то, как Каин не любил брата. Но здесь не так. Если посмотреть все тот же  греческий текст, обнаруживаем, что апостол даже не сомневается в том, что Каин любил брата. Но благовествование не в том, чтобы любить или не любить, а в том, чтобы любить, но не как Каин. То есть, и Каин любил брата. Только совсем не так, как нужно было.

То есть. Сегодня, когда пастор или духовник у православных говорит своему подопечному: «Люби брата». Подопечный спокойно отвечает: «Люблю я его». И, вроде все закончено. Но любовь любви рознь. Смотрите. Даже Иисус, обращаясь к своим ученикам под конец служения говорит: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Даже Иисус акцентирует их внимание не на любви вообще, а на той любви, которая нужна: «Как Я возлюбил вас».

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
(Иоан.13:34)

И потом еще  раз повторяет то же самое в пятнадцатом стихе. Кстати, эта фраза Иисуса есть только у Иоанна. И его же послание мы сейчас читаем. Видимо, для Громовича это был один из важнейших пунктов его понимания Евангелия.

Итак, апостол в водит в беседу имя Каина. Зачем? А затем, чтобы мы увидели одного из героев Библии, которые были «от лукавого». В греческом тексте, правда, не совсем так. Тут мы снова сталкиваемся с ангажированным переводом. Если переводят христиане и для христиан, тут все время приходится ожидать таких сюрпризов, и мы за время нашего общения уже набрали целую библиотеку таких ангажированных переводов. Древние греки никогда данное слово не использовали в качестве наименования дьявола или «лукавого». Но наши то! Наши в каждом кусте его видят. Вот и получили мы то, что получили. Но Иоанн здесь хотел как-раз показать связь одного с другим. А благодаря переводу «в лоб» эта связь потерялась.

Так, древнее слово, которое здесь переведено как «лукавого» у древних греков в качестве существительного означало негодяя, мошенника или плута. Но и это еще не все. Все в том же греческом тексте не стоит предлог «от», как бы что-то исходящее от чего-то. Например, фраза «от начала» имеет совсем другое греческое слово на месте предлога «от». Но тот предлог, что мы видим в читаемом нами тексте, говорит не о происхождении от, но о стороне, то есть, с какой стороны. Например, такой предлог можно было использовать в предложении, где человек смотрит с вершины горы на что-то. Вот это «с» и будет нашим предлогом. Или что-то движется со стороны чего-то. Вот это «со» — наш предлог. То есть, речь не о происхождении, но о занимаемой стороне. Так же точно составлена фраза «не от Бога». То есть, опять, не о происхождении, но о том, что люди не на Божьей стороне.

Так вот. Есть в современном обиходе высказывание: «Сделал не со зла». То есть, не специально. В данном контексте, фраза о Каине, что он был «от лукавого», звучит несколько иначе. Каин, который со зла, который от злобы был. То есть, был в негодном состоянии. От этого и убил Авеля.

Припомните, пожалуйста, текст Бытия. Надеюсь, для вас не секрет, что перед преступлением к Каину приходил Бог. И Бог что-то говорил брату Авеля. Что говорил, помните? Может Он как-то намекнул Каину на его «папу» дьявола? Или, может быть, Он сказал: «Отпрыск змея, надо было тебя удавить, пока ты в люльке лежал»? Ничего Бог такого ему не сказал. Почему, потому что не было никакого смысла в таких речах. Каин не был рожден от дьявола.

Вот интересно. Почему Ева, когда родила Каине, сказала:

…приобрела я человека от Господа.
(Быт.4:1)

Почему-то все решили, что тут Ева жестоко ошиблась. Да нет. Почему она должна была ошибиться? Кто-кто, а она Бога знает не просто по вере. Она Его видела. Она Его знает. Мало того, она и  змея знает. Ну не было у них со змеем ничего. Честно, честно.

Шутки шутками, но никакого такого семени от дьявола Каин не имел. И он любил Авеля. Но, что называется, в состоянии гнева, и из желания слукавить, не примешивайте сюда дьявола, Каин сделал, что сделал. И Бог, когда приходил к Каину, не говорил ни о чем, как только о его, Каина, ответственности. Есть грех и есть ты,  не пускай его через порог. С другой стороны плоть, природа что-то советует. И Каин выбирает сторону природы. Выбрав природу, он убивает брата, которого любит.

И Громович объясняет почему. Потому что дела Каина были делами, сделанными по причине злобы. Злобы от того, что дела брата идут лучше. Брат все делает правильно (праведно), и он получает правильные результаты. А у Каина все как-то не так. И, правильное решение было бы, наверное, найти ответ, исправить дела. Но Каин находит более простое решение. Чтобы стать лучшим на деревне, надо убрать того, кто в деревне лучше тебя. Вот и вся любовь.

То есть. Любил Каин брата? Да, любил. Но природа оказалась в нем сильнее. Сильнее потому, что Каин так захотел. Не потому, что природа такая всемогущая, просто кому-то очень не хочется решать проблемы. Видимо, как он привык их решать, так решил и с братом.

Теперь, когда стало что-то понятно с Каином, апостолы переносят внимание на мир, то есть, на людей извне. Тут прямая параллель с предыдущей историей. Как каин любил брата, так и мир любит своего брата Христа, а значит и всех христиан.

Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.
(1Иоан.3:13)

То есть, понятно, что здесь прямое указание на историю с Каином. И на то, что, вполне возможно, стало одной из причин ухода от общения с апостолами. Они ожидали, что будут купаться в славе, а мир, почему-то, не хочет их носить на руках. Наверное, апостолы были в чем-то не правы. В общем, на этом история с любовью Каина и заканчивается. И апостолы переходят на любовь «не как у Каина». Теперь речь только о той любви, что нужно. А та, что не правильная, теперь уже и не любовь вовсе. То есть, следующий текст уже нужно читать как разговор о правильной любви, какой Иисус возлюбил Своих апостолов.

Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
(1Иоан.3:14)

Итак, для неразумных братьев Иоанн предлагает такой «индикатор». Знаете, когда надо проверить, есть ли напряжение в сети, можно сунуть пальцы в розетку. Если появилась цветомузыка вокруг, значит все нормально, а если нет, значит ищи поломку.  Так вот, апостол предлагает ребятам простой тест: «Хотите знать, спасены вы или нет? Все очень просто. Если вы любите друг друга так, как Иисус возлюбил своих апостолов, значит все в порядке». То есть? Иоанн! Ты разве не знаешь, что достаточно верить в то, что ты спасен! Видимо апостол этого не знает. Он почему-то с полной очевидностью издевается над такой точной зрения.

На самом деле. У всего есть свои признаки. Даже у какого-то камня, если он падает в воду, есть признаки — круги по воде. Если он не упал в воду, а лежит на дороге, тоже есть признак — выбитый палец. Каждый раз, говоря о чем-то реальном, мы видим реальные проявления. Но, почему-то, когда мы говорим о спасении, то нам достаточно веры. Прямо как в старом христианском анекдоте, где сидит такой верующий в аду и говорит: «А я верю, что в раю».  Да что, анекдот. Сегодня масса христиан, имея болезни, умирая, отходят в вечность со словами: «Я верю, что исцелен». Думаю, ни что так не радует дьявола, как такие верующие. Такие «голые короли». У всего есть проявление.

И апостолы христианам пытаются внушить, что даже у спасения есть проявление. Если ты спасен, то есть, перешел от смерти в жизнь, то у тебя есть явный, заметный признак. Не вера, что ты спасен. Не аутотренинг, постоянное повторение или мантра: «Я спасен». Но четко прописанное действие. И апостолы говорят, что они знают о своем спасении по причине видимого признака. И этот признак следующий: «Потому что любим братьев».

Если еще не поняли, о чем он, можно перечитать слова чуть выше, где апостолы показывают разницу между любовью Каина к своему брату и той любовью, которую ожидает Иисус. Я, прямо, слышу, как большинство читающих сказали: «Да, я люблю братьев своих». Но давайте не торопиться отвечать на заданный себе вопрос.

Итак, апостолы знают, что спасены, то есть, перешли из смерти в жизнь, потому что в их жизни что-то ярко, заметно изменилось. Они заметили в себе конкретные и ощутимые трансформации. Они стали любить братьев. Тут важно, что это не они сделали над собой усилие, чтобы любить. Они обнаружили в себе, увидели. Не сложно догадаться, что речь о том, что Иисус с ними сделал. Но до того, как Иисус с ними сделал это, они были в смерти.

Кто был? Как кто был? Они — апостолы. Или вы не помните, как они себя вели до дня пятидесятницы? Как делили места в «парламенте»? Как унижали и подбивали на подлость Иуду. А ведь он повесился не только от своей глупости, но и отчасти благодаря отношению апостолов к нему. Это потом, после дня пятидесятницы с ними произошло то, что теперь Иоанн называет переходом из смерти в жизнь. И пятнадцатый стих, это не только о тех, кто тогда читал послание, но и о них самих, когда они еще ходили с Иисусом до Его распятия.

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
(1Иоан.3:15)

Если не понятно, скажу еще раз. Вот эти слова о тех, кто ненавидит брата, это не укор читающим. Это признание того, что было до спасения. До того, как они перешли от смерти в жизнь. Потому что до этого, никаких признаков любви братской, той, которую от них ждал Иисус, они не проявляли. Да и не знали они ее. Не понимали. А вот увидели, поняли, буквально, познали ее лишь тогда, когда Иисус отдал за них жизнь. Тогда до них что-то дошло.

Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
(1Иоан.3:16)

Прочтемся.

Такое благовествование: 2 комментария

  1. «Они стали любить братьев. Тут важно, что это не они сделали над собой усилие, чтобы любить. Они обнаружили в себе, увидели. Не сложно догадаться, что речь о том, что Иисус с ними сделал. Но до того, как Иисус с ними сделал это, они были в смерти.» АМИНЬ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.