Всякий пребывающий в Нем.

После длительной речи вразумления, Иоанн с друзьями снова делает свой «выкрик», как попытку докричаться, достучаться. Каждый раз, когда мы видим Иоанново «Дети», нужно понимать, что в этом самом выкрике собрана вся его любовь к ним, все его долгое терпение и некоторая усталость от необходимости снова и снова объяснять, как кажется, очевидные вещи. Итак, Иоанн снова выкрикивает свое «Дети».

7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
(1Иоан.3:7-10)

В первом предложении слово «обольщать», это перевод слова, которое имеет следующие грани: заставлять блуждать, уводить в сторону, сбивать с пути или с толку, вводить в заблуждение. Как мы и говорили раньше, причина написания данного послания кроется именно в том, что христиане уже сбиты с толку. Они уже заблудились, так как среди них появились некоторые апостолы, которые нам совсем не апостолы. Все послание нацелено на «отрезвление» верующих, на их пробуждение от дурмана. Вот и звучат слова Иоанна: «…да не обольщает вас никто».

После долгих рассуждений апостол подводит черту, выдавая простые формулы. Эти формулы не что-то новое. Он все время в своем тексте подводил к ним. Это выводы всех предыдущих рассуждений. Так и нужно их понимать. И его формулы предельно просты, понятны даже ребенку.

7 … Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
(1Иоан.3:7)

Казалось бы, что может быть проще? Делаешь правду, значит ты «праведен», то есть, правильный, тот, кому можно верить, за кем идти. А неправда тех, кто ребят вводит в заблуждение, как кажется апостолу, уже раскрыта, расписана по пунктам. То есть, Иоанн предлагает взглянуть на своих христианских учителей и сравнить их учение с тем, о чем сказано здесь, в послании. Очевидно, они творят неправду. Отсюда и продолжение.

8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
(1Иоан.3:7-10)

Давайте еще раз. Речь не о каком-то частном грехе. Хотя, конечно, формула апостола верна во всем. Она универсальна. Но здесь, все же, речь идет о тех учителях, которые засели в церкви и учат ошибке, заблуждению, сами будучи его рабами ( ошибка — перевод слова, которое переведено как «грех»). Иоанна и его друзей апостолов не очень волнуют какие-то частные грехи. Они обеспокоены главным — учением, способным увести от Христа в сторону.

Здесь есть одно выражение, которое может некоторых ввести в недопонимание. Апостол говорит, что тот, кто делает грех, а в оригинале здесь стоит «творящий», то есть тот, кто делает постоянно, тот от дьявола. И тут же я слышу толкования, что речь о рождении. Но, почему-то, те, кто так объясняет не читают дальше. А дальше говорится: «…потому что сначала дьявол согрешил». Как вы думаете, зачем апостол говорит такую банальную вещь? Может те, к кому пишет Иоанн не знают этого? Не думаю. Знают. И очень хорошо знают. Значит, если Иоанн говорит такую фразу, он именно на это и рассчитывает. Зачем? Думаю, все проще некуда. Это «поправка на ветер». Иоанн не мог не понимать, что те, кто научился у врагов учению о том, что они все уже рождены и являются детьми по рождению, перенесут понимание о рождении и на словосочетание «от дьявола». Он понимал, что читающие могут подумать, что здесь речь о тех, кто от дьявола рожден. Именно поэтому он дает свою поправку. Она означает, что речь не о рождении, а о  том, что просто дьявол тот, кто сделал это первым. Они от дьявола, в том смысле, что они его последователи, а не дети в буквальном смысле.

Но, как и говорит Громович дальше, Иисус для того и пришел, чтобы вот эту порочную связь разорвать, разрушить отработанную систему. Где впереди идет дьявол, а люди идут за ним. И, вот, наконец, новый выпад Иоанна в сторону учения о рождении от Бога.

9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
(1Иоан.3:7-10)

А теперь вспомним слова апостола в самом начале этого послания. С точки зрения читателя того времени, слова, сказанные Иоанном пару, тройку минут назад.

8 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
(1Иоан.1:8-10)

Вы можете спорить со мной о том, что Иоанн не имел в виду только апостолов. Но с тем, что и апостолов он имел в виду тоже, вы спорить не можете. Итак, апостолы а) имеют грех. Обратите внимание, не «имели», а имеют (настоящее время). Далее б) фраза «простит нам грехи» указывает на будущее действие, то есть, как что-то, что еще не завершено. И это тоже об апостолах. Хотя я вижу, что именно об апостолах и речь. Ну да ладно. Сути это сейчас не меняет. Далее в) «очистит нас» — снова та же история, что и в предыдущем пункте. И наконец, г) согрешили. Ладно, здесь можно сослаться, что речь о том, что уже прошло. Хотя в разговорах так говорят чаще не о том, что уже прощено, а о том, что еще предстоит простить. Однако, последним пунктом вообще можно пренебречь по причине наличия предыдущих.

Мы возвращаемся к нашему тексту и обнаруживаем, что апостол говорит странную вещь!  Он говорит, что «всякий рожденный от Бога не делает греха». Он даже объясняет, почему так. Потому что в нем пребывает семя Бога. И он просто не может грешить. Природа у него такая. Для него это невозможно. Но позвольте! Только что Иоанн высказал крамольную мысль! Заметьте, это не я сказал. Мы лишь сравнили два пункта. Он сказал, что тот, кто рожден от Бога, буквально не способен грешить! А перед тем, он же сказал, что они, апостолы имеют грех и сделали, более того, есть даже что-то, что еще не прощено. О нет! В это невозможно поверить!!! Иоанн, ты еще не родился от Бога? Но как так то?

Да, ребята. Ни Иоанн, ни кто-бы то ни было, не имеют рождения от Бога. Но его «имеют» те, к кому пишут апостолы. И сегодня его «имеют» мнооооооооооооого людей, называющих себя христианами. Только не надо путать рождение от Бога с жизнью Христа в человеке. В апостолах живет Христос со Своим рождением. Апостолы не имеют своего собственного рождения от Бога, они имеют рождение Христа. Он со Своим рождением теперь живет в Иоанне. Как и Павел, когда-то писал: «Теперь, не я живу, но живет во мне Христос». Но жизнь Христа в человеке и рождение от Бога — разные вещи. Да и Иисус не обещал апостолам, что Бог их родит. Нигде этого нет. Но Он обещал, что придет и поселится. Он обещал умолить Отца, и Он пошлет.

Итак, Иоанн выступает откровенно против того учения, которое сегодня звучит в церкви. Так вот, дорогие мои рожденные. У такого учения есть, как минимум, один противник — апостол Иоанн.

Но, как быть со словом «всякий». Тут, как бы, на многих намек. Да, был бы, намек, если бы не контекст. Иоанн разговаривает с христианами как с детьми. Он понимает их наивное заблуждение. Потому и говорит так. Он не бьет в лоб: «Как вы посмели, есть только Один рожденный свыше — Единородный Сын Божий». Он, конечно, мог бы. Но и так много уже нагрузил ребят. Поэтому и говорит, как с детьми: «Хорошо, представим себе, что есть много рожденных свыше. Как их найти? Всякий, рожденный от Бога…». Но как только ты начинаешь примерять данную аксиому к кому-бы то ни было, оказывается, что таких вообще нет. Даже апостолы сказали: «Имеем грех».

А дальше, еще интереснее. В синодальном переводе 10й стих звучит как отдельный, самостоятельный. Но в греческом тексте не совсем такая картина. Исходный текст звучит так: «В этом и проявляются дети Бога и дети дьявола». Но здесь апостол уже не беспокоится о том, что люди могут воспринять фразу «дети дьявола», как учение о рождении. Почему? Да потому, что читающий уже, по идее, должен был понять, что нет «детей Бога», кроме Одного — Единородного. А рез нет одних, то постановка других в том же ряду имеет то же значение. То есть, получается, что здесь Иоанн уже иронизирует. Ребята увлеклись учениями о детях одних и других. А апостол вообще против такой постановки. Он смеется сквозь слезы над таким пониманием. Вот и стоят в одном ряду несуществующие дети Бога и несуществующие дети дьявола. Понятное дело, здесь речь о буквальном рождении, а не о последователях.

И вновь повтор: «…всякий, не делающий правды, не есть от Бога…». Апостол не устает повторять одно и то же. Его задача — достучаться. Он как Иисус, который стоит у двери и стучит. Помните, в Откровении того же Иоанна? А может это и есть — Иисус в теле Иоанна стоит и стучит?

Прочтемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.