Про последнее время

Мы продолжаем читать Первое послание Иоанна.  Если помните, то мы задались этой задачей, чтобы понять, что Иоанн имеет в виду, когда говорит о молитве. Все это для того, чтобы увидеть картину максимально в контексте событий. Так вот, мы добрались уже до второй главы,  где уже прочли о мире и его похоти. Тут, судя из контекста послания, под похотью не понимается все то, что обычно трактуется в церкви. То есть, это не значит, конечно, что церковь вовсе не права. Просто акценты расставлены иначе. А акцент зачастую определяет все. Это как поправка на ветер. Учел ее, попал в цель, не учел, ну, в общем, вы поняли.

Итак, Иоанн пишет ребятам, которые по каким-то причинам, о которых мы лишь можем догадываться, начали делиться на отцов, детей, отроков и юношей. Да так делиться, что отцы возомнили, что познали Безначального. У меня стойкое ощущение, что Иоанн здесь цитирует их. То есть, термин «Безначальный» не принадлежит авторству апостолов. Ребята, кому пишут, сами изобрели его, а апостол, если можно так сказать, передразнивает их.

Такие великие люди, как отцы, стали вести себя несколько надменно в отношении молодых христиан. Их они стали называть детьми. Мне вспоминается время службы в советской армии. Там многое было унаследовано из лагерей. И, в зависимости от срока службы и того, как он себя показал, солдат приобретал особенные «звания»: дух, черпак, дед, дембель. Соответственно, каждый из уровней наделялся своими правами и обязанностями. То есть, официальные армейские звания здесь практически игнорируются. Та же система.

Так вот, детям, судя по всему, внушалось, что они получили свое спасение благодаря тем самым отцам. То есть, если бы отцы к ним не пришли, они бы не узнали и не спаслись бы. В этом есть, конечно, логика. Даже я помню, как мой пастор в свое время неоднократно напоминал мне свою ценность в моем спасении. Буквально так и звучало: «Ты спасение получил благодаря моей проповеди». Похоже, в общине, которой пишут апостолы рукой Иоанна та же история. И тогда Иоанн говорит, что их грехи прощены ради имени Иисуса, а не ради имени какого-то там отца. Не буду все повторять. Только все это Иоанн завершает такой фразой:

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
(1Иоан.2:17)

Итак, любое подобное разделение по сути равных друг другу людей — похоть плоти. Желание быть выше другого вопреки указаниям того же Павла, а я думаю, он получил наставление от Христа почитать другого высшим себя (Фил.2:3). Так вот, апостолы утверждают, что и мир и его похоть проходит. То есть, все это конечно и не вечно. А вот тот, кто исполняет волю Бога, «пребывает вовек».

Мне кажется интересным то, что как написан данный текст. Если не вдумываться, все нормально. Как читали, так и читаем. Но, все же, так ли все обычно? Так вот, в греческом тексте есть пара артиклей, которые, конечно же, на русский язык не переводятся никак. Ну, не принято их переводить, что поделать. Однако, эти артикли могли бы сильно повлиять на восприятие текста. Зря их не учитывают.

Для тех, кто меня читает постоянно все итак понятно. А для тех, кто не в курсе, подскажу. Определенный артикль подобен таким словам как «этот», «тот самый». Обычно говорит о том, что мы только что говорили об этом объекте. Либо объект однозначно известен всем, и речь именно о нем. Так вот, если с миром все понятно. Речь идет о мире греха, а не о дружбе и жвачке. Тут всем все ясно. И артикль здесь ничего не изменит, а он есть. То есть, буквально звучит «этот мир проходит». То есть, тот, о котором говорим, тот мир, в котором люди хотят быть выше других.

Если так же понятно, о каких похотях идет речь. Здесь тоже стоит артикль. Так что фраза звучит так «эти пожелания». То следующий артикль может что-то изменить. По крайней мере мне так кажется. Дело в том, что речь идет не о вечности а о веке. Но переводчик не обязан быть теологом. Буквально фраза выглядит так: «Тот же, кто творит волю Бога, остается в этом веке». То есть, смысл не в том, что один погибает, а другой переходит в жизнь вечную. А в том, что одно исчезает, а другое остается. Мне кажется, это достаточно интересное заявление. Такое ощущение, что это какая-то цитата. Вот только не могу сопоставить ее с чем-то из Ветхого Завета. Всплывает только фраза Иисуса о том, что исполняющий волю Отца войдет в Царство Небесное (Матф.7:21).

Как бы там ни было, Иоанн утверждает, что такое их поведение, когда они так изощренно возвышают себя за счет других, с одной стороны не приведет их в Царство Божье. А с другой стороны, пройдет, как проходит насморк. То есть, в конце концов, и это вам надоест. И тут он говорит следующее:

18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все.
(1Иоан.2:18-20)

Как же мне нравится это Иоаново: «Дети!». Смотрите, перед этим всплеском эмоций он пишет отцам, юношам, отрокам и детям. Казалось бы, если верить тому, как обычно учат, он должен был бы где-нибудь выкрикнуть что-то вроде: «Отцы!», а потом: «Отроки во вселенной!». Ан нет. Не выкрикивает. Почему? Да потому что все они — дети. И они дети не по сроку службы. А по разумению. По той глупости, в которую они верят.

Может показаться, что я противоречу сам себе. То я говорю, что разделение на отцов и детей — плохо. А тут целый апостол называет христиан детьми! Даже не один только апостол, а целая группа, ведь письмо коллективное. Если вы так подумали, то вот чего вы не учли. Апостолы, не «все». Они имеют славу Божью. Они имеют истинное познание. И это доказывается их жизнью. А те, к кому пишут апостолы, не обладают ровным счетом ничем. Но называют себя отцами. Не имеют познания, не имеют славы Божьей, а лишь срок службы.

Так вот, Иоанн сначала каждого отдельно  называет с легкой иронией, то отцом, то юношей, то отроком то дитем. А потом всех их детьми. Это приговор. Они все дети. То есть, все эти разделения внутри равных — детские игрушки, глупости. Вот и называют их апостолы тем, чем они являются по сути.

Но они не просто назвали их детьми. Они призывают их проснуться: «Проснитесь, пора!». Именно это значение имеет фраза: «… последнее время». Апостолы, как старательные родители подходят к спящим детям и говорят: «Дорогой, проснись, в школу опоздаешь! Пора!». Вот это и есть последнее время.

Сегодня со всех сторон протестантские проповедники говорят о последнем времени как об историческом времени. Однако Иоанн здесь имеет несколько другой взгляд. Он говорит, что христианам пора проснуться, потому что осталось мало времени. Причем осталось мало времени у них, у тех, кому он пишет. Не у вселенной, а у тех, к кому направлено письмо. Почему он решил, что для них наступило последнее время. Почему у них осталось мало времени? Вот почему.

18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все.
(1Иоан.2:18-20)

Вот, что беспокоит Иоанна и его сотоварищей. Антихристы. То есть, ситуация такова, что у церкви времени апостолов заканчивается время славы. Наступает время бед. Наступает время, когда, как говорит апостол Павел, в церковь войдут злые волки. Апостолы знают об этом времени. И оно уже наступило. И автор письма так и пишет. Видимо еще до написания письма, те ребята, к кому пишут апостолы, были осведомлены о том, что их «благоденствие» скоро должно закончиться. И звучало предупреждение как-то так: «Придет антихрист». Ну, и все, конечно же, как я думаю, ждали, когда же придет некий страшный и ужасный. Но откровение иногда использует единственное число в отношении духа, который начинает действовать в людях. Даже если откровение говорит о человеке, как бы в единственном числе, это совсем не означает, что это должна быть одна персона. Это лишь означает, что некий дух будет жить в человеке в глобальном смысле, то есть, в человечестве, внутри человека, через человека. Безотносительно числа людей, задействованных в данной процедуре.

Именно это мы и находим у Иоанна. Он говорит о том, что христиане знают, о чем их предупреждали. И это предупреждение звучит как приход антихриста: «…вы слышали, что придет антихрист…». А исполнение данного пророчества звучит так: «…и теперь появилось много антихристов…». О чем он говорит? Причем тут данные конкретные ребята, которых он обозвал детьми, и какие-то там антихристы?

Прежде всего, потому, что, как уже было сказано, у них осталось мало времени. Точнее совсем уже не осталось. Другими словами, как только приходит антихрист, начинаются беды. И они уже должны быть готовыми. Но, судя по всему, это не так. Они не готовы. Это как война, которая началась вдруг. Жили, не тужили, как объявили мобилизацию. И человек никогда не державший оружие идет и гибнет, потому что не готов. Проблема не в том, что война началась. Она обязательно когда-нибудь  началась бы. Проблема в том, что он не готов к ней. Христиане должны были подготовиться к приходу антихриста. Но, увы. Они застигнуты врасплох. Теперь им нужно действовать исходя из того, что имеют. Они как дети, брошенные во взрослые игры. Вот что беспокоит апостолов.

Так что же это за антихристы? И вот Иоанн говорит что-то о них. Судя по тексту, Иоанн имеет в виду очень конкретных людей. Более того, те ребята, к которым направлено письмо, так же понимают, о ком говорят апостолы. Эти люди имеют конкретные имена. Их знают в лицо. Но, по всей видимости, если апостолы лих называют антихристами, то ребята, что читают послание, с этим не согласны. И вот, что мы о них знаем.

Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши.
(1Иоан.2:19)

Да, обращаю внимание на то, что здесь есть фраза в квадратных скобках. По правилам синодального перевода это значит, что данный текст имеет сомнительное происхождение.  Но мы зайдем в греческий и посмотрим последние изыскания в данной сфере. Вот так выглядит подстрочный перевод:

Из нас вышедшие, но не были из нас; если ведь из нас были, оставались с нами; но сделалось явным, что не есть все из нас.
(1Иоанн.2:19)

В общем, ничего такого. Просто, чтобы удостовериться, что здесь нет сюрпризов. Возвращаемся к мысли. Так вот. Апостол говорит, что время истекло. Как в том старом детском фильме про золушку, когда все отправились в некую сказочную страну, а потом, когда они расслабились, когда всем было хорошо, вдруг зазвучало: «Ваше время истекло!». Так вот, Иоанн с товарищами сокрушается от того, что «дети» не успели подготовиться, растратили время впустую, а антихрист уже пришел. И вот, они, неподготовленные вынуждены что-то делать с этими антихристами. И, судя по всему, для ребят это однозначное поражение.

Почему? Потому что они, антихристы — это те, кто был среди апостолов. Они как Иуда, который предал Христа. Был с ними, но явил себя как предатель. Проблема в том, что эти ребята используют свое бывшее пребывание среди апостолов в своих целях: «Да был я среди них. Ты знаешь, кто такой Иоанн? Я такое тебе про него расскажу! Ты думаешь, Петр тебе правду скажет? Я с ним провел три года! Я знаю, кто он на самом деле!».

Они были среди них. Они хвастаются тем, что были апостолами. Нет. Не так. Он говорят, что они и есть апостолы. И преподают свои учения, свои теории. По сути дела, те, к кому пишет Иоанн, оказались под влиянием этих горе апостолов. Они и научили христиан сомневаться в апостолах Они и сказали им, что апостолы грешники. Вот почему Иоанну пришлось говорить: «Да, мы простые, как все. Но у нас есть Ходатай, и кровь Иисуса очищает нас». Что мы и читали в самом начале послания.

Итак, в церковь пришли антихристы. Они выдают себя за апостолов. Исправляют апостольское учение, заменяя его своим. Возможно, именно они внушили христианам, что у них «есть помазание от Святого, и знают все». Но в устах Иоанна это звучит как укор: «Доигрались? Я! Я! Я сам! У меня есть помазание! Я сам все знаю! Да, вы имеете и знаете!». Так и звучит Иоаново: «Ну и к чему привела ваша уверенность, что вы имеете помазание и сами все знаете?».

Прочтемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.