Итак, смиритесь

Петр достаточно уже потратил времени, убеждая, уговаривая и умоляя своих подопечных изменить свое понимание Евангелия. Давайте вспомним суть идеи Петра. Для каждого поверившего Иисусу уже приготовлен подарок. Это — явление Иисуса лично ему, верующему. Да, сегодня многие христиане говорят, что Христос им являлся, приходил и т. д. Более того, я верю, что они не лгут. Но здесь речь не о том явлении. Не о явлении, которое убеждает в истинности Иисуса. Петр говорит о явлении, когда Он наделяет тебя Царством. Апостолы приблизительно три года ходили с живым Иисусом, но явление Иисуса для них — это день пятидесятницы. Это то явление, которое Сам Иисус называет наследием, а несколькими годами (парой десятков) ранее, Он сказал об этом явлении так: «…ждите обещанного от Отца».

Как мы видим, есть разное явление Иисуса. Казалось бы, куда более явно, когда Он с тобой ест хлеб. Даже больше. У апостолов было еще одно явление до того, когда они унаследовали обетование — явление воскресшего Иисуса. Тут у нас сплошные явления! Но Петр говорит об одном явлении — явлении, когда Он поселяется в тебе, выбрав тебя в качестве своего друга — апостола.

Вот об этом явлении говорит Петр, заявляя, что для каждого верующего уже такой подарок приготовлен. Более того, он, так сказать «заведен» или «на старте», «стоит под парами». Буквально —  готов открыться в последний день, то есть, когда будет возможно. Но и это не все. Бог прилагает все Свои усилия, чтобы не дать нам сойти с дистанции, но успешно добраться до цели. Дойти до этой самой «готовности» принять наследие.

И, если подопечным Петра могло как-то показаться, что под готовностью подразумевается самосовершенствование, то Петр и это поясняет. Речь не о самосовершенствовании. Не о самовоспитании. Надо ли приложить куда-то усилия? Да, нужно. Но совсем другие рычаги выводят верующего к финишной ленте. По словам апостола, этот рычаг — вот эта самая весть о наследии. Возлюби эту весть, и она сама начнет тебя изменять и вести. А дальше будут результаты. Видимые последствия. Они отразятся и на поведении. Но не поведение сперва, а «чистое словесное молоко», т. е. та самая идея, о которой он говорит в начале послания.

Проблема же подопечных Петра в том, что они все свои силы прилагают как  раз к тому, чтобы стать лучше. Они, как спортсмены, которые не против соревнования, конкуренции. Они меряются мышцами, сравнивают свои бицепсы, позируют перед зеркалом, наслаждаясь своими достижениями. О мышцах ли я говорю? Конечно, нет. Говорю я о духовных стараниях, когда христианин наслаждается своими «высотами». Он бросил пить и курить. Да, конечно, с помощью Божьей, но ведь «ОН» бросил. Он постился, он молился, он стал замечательным, «а не как тот мытарь…».

В общем, все это высмеяв и разбив, насколько это ему удалось, он взывает:

6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.
(1Пет.5:6-9)

Давайте еще раз вспомним кое что. Петр пишет верующим во Христа ребятам. Они искренние, они, безусловно, верят, что у них все правильно. Но, почему-то, не происходит у них того, что происходит у апостолов. Да и жизнь в быту, как-то не задалась. И вот,  этим умницам апостол пишет: «Итак смиритесь…». Да! Он призывает христиан, которые находятся в бегах, жизнь которых не устроена, которые старательно проповедуют, пытаются изменить людей рядом с собой в лучшую сторону, которые все свои силы кладут на самосовершенствование и требуют того же от других, смириться. Да! Именно таких людей и надо призывать к смирению! Именно такое действие — ярчайший признак фарисейской лихорадки, воспаление саддукейства, опухоль религиозности.

И фраза Петра очень понятно в свете того, что мы прочли ранее. Надо смириться под крепкую руку Божью. До сих пор они сами собой руководили. Они своими руками меняли сами себя. Но человек с самого сотворения нуждается в паре. Ему всегда нужен кто-то, чтобы себя исправить. Человек просто не способен оценивать свои действия  и вид так, как нужно. Видимо поэтому люди, гоняясь за улучшениями своей внешности чаще всего уродуют себя, и в результате выглядят гораздо хуже, чем если бы не делали вообще ничего.

Так и здесь. Они, как и весь религиозный народ, решили, что могут «построить вавилонскую башню», добраться до небес, угодить Богу, стать святыми. Но, как и ранее, любая такая деятельность приводит к разделению. А дом, который разделился сам в себе, как известно, не устоит. Это уже не я сказал.

Итак, Петр призывает всех этих умников признать авторитет Божьей руки над собой. И тогда Он вознесет. Вы спрашиваете, когда? Пожалуйста: «…в свое время». Вот ответ апостола.

И вторая строка из приведенных, которую мы обычно читаем отдельно, говорит не о заботах мирских, не о задачах что-то заработать или заплатить кому-то или еще что. Но все о тех же заботах, ведь фраза находится в одном послании, которое имеет явную направленность.

7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
(1Пет.5:7)

Так вот, в ключе всего послания становится ясно, о каких «всех заботах» говорит наставник. Не поняли еще? Если все это время апостол учит их, как именно они должны двигаться к славе Божьей, то и все их заботы, так или иначе, сопряжены с этим вопросом. Он буквально говорит, то, что вы до сих пор старались делать сами, позвольте сделать Ему. Почему? Да потому что своими стараниями вы Ему только мешаете.

То есть, если читать данный текст отдельно от всего послания, как это обычно происходит, то мы делаем вывод, что речь идет буквально о «всех заботах». Здесь слово «все» становится определяющим. Но в контексте письма Петра вод всеми оказывается все их «религиозные» старания, то есть, все попытки быть правильными, чистыми и прочее.

И концовка в греческом тексте звучит немного интереснее. Буквально: «…потому что Его заботит что ваше». Здесь слово «что» — предлог. То есть, нельзя прочесть: «Его интересует, что здесь ваше». Данное слово имеем следующие грани, если используется с родительным падежом, а это именно наш случай: о, об, касательно, по отношению к, насчет. То есть, фраза так и звучит: «Его интересует, занимает ум все, что касается вашего». У меня есть подозрение. Да, всего лишь подозрение. Я, скорее всего, ошибаюсь, но есть некоторое ощущение, что в данном тексте речь не совсем о заботе. Вот, стойкое ощущение, что Его, т.е. Бога, очень «занимает», даже можно было бы сказать, почти «забавляет» (если бы не огорчало) то, что они пытаются сделать сами.

Смысл следующий. Они прилагают массу усилий, чтобы угодить Богу. И действительно, они этим привлекают внимание Божье, но не как Того, кого сильно впечатляют их старания: «Что же вы так убиваетесь, вы же так не убьетесь». Но как Того, кого эти старания, скажем так, заставляют задуматься и даже расстраивают. Сами посудите. Чего только Бог ни сделал, чтобы прославить Сына Своего, чтобы люди поняли, смирились под Его сильную руку, чтобы признали Его мощь, встали в зависимость от Него. Но они упорно стараются все делать своими силами и славить тем самым не Сына Божьего, а Христа. И здесь уже без разницы, что они говорят. Они могут петь: «Слава Тебе Иисус». Но с каждым повторением все больше прославлять свое имя. Как апостолы когда-то: «Смотри Иисус, как круто мы построили Храм для Бога. Правда, мы молодцы?».

Итак, я думаю, что Петр говорит здесь вот в каком ключе:

Все ваши религиозные старания возложите на Него, ибо Его сильно беспокоят эти ваши старания.
(1Пет. 5:7)

После этого Петр снова подводит некий итог.

8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.
(1Пет.5:8,9)

Свое вот это «итого» Петр начинает с призыва трезвиться и бодрствовать. Трезвиться — быть трезвым, рассудительным и бдительным. Бодрствовать — быть бдительным, настороженным. Значения слов взяты из словаря. Мистер Стронг («номера Стронга») предлагает еще значение «сдерживаться». Думаю, в данном случае он не ошибается. Оно согласуется со значением «быть рассудительным».

Итак, Петр говорит: «Ребята, возьмите себя в руки, смотрите, что происходит. Рассудите, не спешите что-то делать. Семь раз отмерь, один отрежь. Почему? Потому что у вас есть осторожный и коварный противник. Он бродит вокруг, ожидая «кого поглотить». То есть, он не дурак, чтобы нападать на тех, кто под защитой. Он ждет, когда какая-либо овечка отобьется от стада, выйдет погулять. Только зазеваетесь, он тут, как тут. Смотрите в оба.

Чтобы не оказаться в пасту рыкающего льва, нужно одно — вера. Опять Петр противопоставляет их старания вере. На протяжении всего послания прослеживается это противопоставление. Из старания и вера Богу. Их религиозные действия, и Божья мощь. Почему они  еще не обладают Царством? Потому что все делают сами. Им не нужно Царство. Пока им не нужно Царство, оно им не будет дано. Не потому, что они плохие или хорошие. Не потому, что заслуживают, или не заслуживают. Здесь причина простая. Они все делают сами. Если они все делают сами, зачем им Бог?

Когда-то, лет так дцать назад я был на школе у замечательной Божьей женщины — Патриции Блю. Не важно, где это происходило и как долго. Но одна главная мысль, которая запала мне тогда в сердце, заключается вот в чем. Большинству современных Христианских церквей Христос не нужен. Они говорит о Христе, проповедуют Христа, ведут себя так, чтобы прославлялся Христос. Но все это делают без Христа. Так и здесь, подопечные апостола не нуждаются в Боге и Его царстве. Они удивляются, почему они до сих пор не получили того, что получили такие как Петр, а ответ лежит прямо перед ними. Зачем Он вам? Не верен в малом, не верен во всем.

Итак, Петр говорит, что лев только и ждет таких овечек, которые сами, без пастуха. Ему только таких и нужно. И пусть они поют о Христе, кричат, спорят до посинения. Рыкающий лев о них спокоен. Единственное, чем такому зверю можно противостать — вера. Твердая вера. Не та вера, которая, как в том анекдоте, сижу в аду, но повторяю про себя: «А я верю, что в раю». Но вера в то, что Богу мои старания не интересны. Он хочет, чтобы мы ценили Его даяния. Чтобы мы приходили в восторг от Его дел. А мы все еще, как тот Авраам. Не верит, что жена может родить, взял и помог Богу, использовав служанку. Потом сидим и рассуждаем: «Зачем нужно обрезание?». Затем и нужно, чтобы помнили во всех поколениях. Но и это не сработало. Слишком стыдно за такой урок.

Итак, о противостоянии верой я уже сказал. Но Петр еще не закончил фразу. И дальше он произносит следующее: «…зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире». Скажите, у вас тоже диссонанс образовался? У меня четкое ощущение, что здесь что-то «сломалось». Идем в греческий, чтобы проверить ощущения. И, да!

Он, оказывается, говорит не о братьях в Мире, а о Мире братьев. Мы привыкли читать, что есть некие братья, которые ходят по Миру (не ставьте ударение на «о»), и в деле проповеди у них масса страданий. То есть, подразумеваются разнообразные гонения. Но здесь не о братьях, которые ходят с проповедью в Мире людей. Но о Мире братьев. Подобно как есть некий Мир животных, Мир иллюзий, Детский Мир и т.д. Другими словами Петр здесь имеет в виду то, что мы называем Христианством. Что такое Христианство — это Мир братьев.

Итак, в Мире братьев, то есть во всем Христианстве существуют такие же «страдания» как и у тех, к кому пишет Петр. Какие такие страдания есть у всех христиан? Опять идем в греческий текст. И оказывается, что страдания здесь подразумеваются не те, что исходят извне. Например, гонения. Но внутренние страдания, страсти, недуг. Древние философы (как вы догадались тоже греки) использовали это слово для описания свойств чего-либо. То есть, его внутренних качеств.

Так вот, у всех христиан, судя по словам Петра, есть те же проблемы. Получается, что во времена Петра, большинство христиан «страдали» от своего непонимания Евангелия. Видимо, самое сложное в нем, в Евангелии, именно вопрос приложения усилий. Кто и куда должен прилагать усилия. И какие. Все это нам Петр объяснил. Он уже сказал: «Ребята, возлюбите чистое словесное…», и все остальное приложится. И не позволяйте рыкающему голодающему поглотить вас. Не позволяйте ему заставить вас достигать небес через самосовершенствование, самовоспитание и прочее «само…». Даже в «конструкции человека» эта самость поделена. Только двое могут быть одним целым. Я вижу здесь откровение Божье.

Прочтемся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.