Что за похвала…

Если честно, у меня складывается устойчивое ощущение, что не Петр должен был говорить в адрес Петра, что, мол, у него есть что-то неудобовразумительное, а именно Павел, должен был высказать эту мысль в отношении Петра. Возможно от того, что Павла, как мне кажется, я уже воспринимаю, как того соседа по общежитию. Мы уже изучили его все интонации. Его юмор уже стал нам близок.

Почему так? Да потому, что еще Петр предупредил нас: «Будьте внимательны, у Павла есть нечто сложное для понимания». И вот мы прилагаем силы, внимательно исследуем послания Павла. Ведь не зря же Петр старался. И предупреждение Петра заставило, вынудило нас быть более внимательными к текстам Савла из Тарса. Я уже не говорю о количестве его текстов на единицу Писания.

Но если благодаря Петру мы вникаем глубоко в Павловы смыслы, то благодаря ему же, Петру, мы очень пренебрежительно отнеслись к его собственным текстам. Мы, почему-то решили, что, в отличии от Павла, у Петра все просто. И мы «тупо» берем его тексты и трактуем, что называется «в лоб». Это такой известный метод, когда интеллект не нужен. Правда, если положить руку на сердце, мы, по большей степени, так относимся вообще ко всему Писанию.

Но если представить, что мы бы с вами жили во времена апостолов. И тогда, а не сейчас, услышали бы Петра и Павла, думаю, мы бы встали на сторону Петра, и в унисон с ним повторяли, что у тарсянина есть нечто невразумительное. Да, думаю, Петр был гораздо понятнее для современников. Но вот в чем проблема. Если он был понятнее современнику, то не от того, что его тексты просты как пять копеек. Это от того, что он очень последователен и используя множество разных образов или взглядов на вопрос  с разных точек, поясняет эту самую точку. Тогда как Павел в этом смысле рассчитывает, что называется, на взрослого.

Петр с нами говорит как дедушка с внуками. Павел же, как лектор в институте. Не успели законспектировать, ваша проблема. На экзамене поблажек не будет. Но именно вот это отеческое, дедушкино отношение, когда Петр разжевывает и разжевывает, используя богатую палитру образов, становится для современного человека непреодолимым препятствием. Мы, почему-то решили, что Петр туп ка дерево, и все, что он говорит — надо читать буквально, прямо и без всяких там отвлечений.

Если написано у Петра: «Должны повиноваться со всяким страхом», значит должны и точка. При этом не учитывается та одна единственная и неизменная мысль, с которой он начинает свое письмо: «Все, что вам нужно — получить наследие». И апостол протягивает эту мысль по всему своему посланию. И все, что он говорит после, несет в себе одну цель, объяснить и подтвердить эту единственную мысль.

Вот здесь мы и попадаемся в капкан собственного представления. Мы решили, что у Петра все просто, и банально берем фразы, кидаемся ими друг в друга, не понимая смысла и цели.

Итак, все, что нам надо — добраться до небесной банковской ячейки и получить свое наследие в Явлении Иисуса. Путь по Петру выглядит так. Мы, питаемся молоком, от него возрастаем во спасение. И наличие роста, как и его отсутствие проверяется по тому, как мы строим из себя дом духовный. Если есть признаки роста, у нас все нормально, «сектор приз». Нет признаков роста, принимай меры.

И потом апостол объясняет, почему именно признаки роста именно такие. Почему нет других признаков.  И, если вкратце, признаки таковы потому, что Иисус такой. Давайте продолжим чтение и все увидим сами.

20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
(1Пет.2:20-25)

Наш отрывок начинается с фразы «Ибо что за похвала…».  Как мы понимаем этот стих обычно? Ты ведешь себя правильно, и тогда Иисус хвалит тебя, или не хвалит. Так? Так, да не так. Данное толкование идет от старого подхода, когда мы читаем фразу без учета всего того, что апостол уже сказал. Но мы же знаем, что этот остров не обитаем. Мы знаем, чего ждет от нас Спаситель. Он ждет роста. И мы знаем признаки этого роста. И эта похвала относится не к поведению, не к нашим стараниям быть хорошими, а именно к процессу роста.

Кто-то, наверное, знаком с бабушкиными выражениями: «Милай, как жеж ты исхудал та! Совсем тебя в этих городах не кормют!» Бабушка не хвалит внука за его недостаточный рост. Плохо кушаешь, видно. И, наоборот. Вы возвращаетесь из лагеря, румяным и пополневшим. Бабушка не нарадуется: «Ай, молодец! Богатырь!». Надеюсь, вы понимаете степень моей иронии. Но здесь есть доля истины. Иисусу важно, чтобы мы с вами правильно росли. А так как рост прямо зависит от нашего питания, то здесь есть, за что похвалить или покачать головой. Питаешься «чистым словесным молоком» — растешь правильно. Питаешься «фастфудом», то есть скоропалительными выводами, слабеешь, духовное личико становится синеньким, небесные глаза вваливаются, какая уж тут служба — комиссовать, да и только. Тут уж никак не похвалишь.

Итак, за что же хвалить, если вместо ожидаемого результата, твой рост проявляется не в том, что ты начинаешь брать на себя вес других живых камней, а в том, что ты негоден к строительству. Плохой кирпич. Так что же за похвала, «если вы терпите, когда вас бьют за проступки». То есть. Ты ломаешься от любой нагрузки, и тогда бригадир решает, что ты годишься только для того, чтобы тебя пинать. Вот и пинают тебя, чтобы не мешался под ногами. А ты летаешь по стройплощадке такой гордый, что терпишь гонения.

Да, может, все эти образы не совершенны. Да и невозможно, наверное, подобрать что-то полностью подходящее для объяснения ситуации. Важно понять суть, идею, дух послания.

Но вот что ожидается от настоящего камня. Ты взял на себя вес всех камней, что выше тебя. И вот, приходят, какие-то строители, и пробивают отверстие в полу, например. Бьют со всего размаху по бетонной плите кувалдой.  И весь вес удара, ложится на камни в стене. И эти камни держат удары. Дом не разваливается. Они не сделали ничего плохого. Они не заслужили этих побоев. Но они держат строй. Дом крепок. Будет стоять долго.

Держи удар, детка. Почему? Потому что главный эталонный камень — Христос лег во главу угла и принимает на себя все удары, весь вес всех камней в кладке. Он не виновен ни в чем. За что Ему приходится на себе держать все те нагрузки? Ни за что. Хотите быть Его друзьями, кушайте молочко и растите щечки.

21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
(1Пет.2:21-23)

Видите, что говорит апостол? Он говорит, что мы к тому призваны. Вот наше призвание — нести на себе тяжесть других камней, чтобы Дом духовный стоял вечно.  И тут же Петр дает практический пример, как должно выглядеть правильное возрастание.

Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
(1Пет.2:24)

Видите, как выглядит зрелость? Зрелый христианин, это не тот, кто знает Писания наизусть. Не тот, кто на любой вопрос найдет цитату. Но тот, кто чужой грех сам, обратите внимание на это «сам», телом своим, и на слово «своим» не забудьте посмотреть, вознес на древо. И здесь суть не только в том, что он взял на себя, но и в том, что, взяв на себя, грех получает казнь. Он так уничтожает мой грех — Сам, Своим телом.

А теперь еще пару замечаний. Смотрите, в 21м стихе в начале Петр говорит: «Ибо вы к тому призваны…». И тут же, буквально сразу за этой фразой он пишет следующее: «…потому что и Христос пострадал за…», за кого? Смотрим внимательно: «…пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли  по следам его».

Мы обычно не замечаем такую игру слов у Петра, потому что не осознаем одной вещи. Здесь апостол приводит в пример то, как Иисус поступил с ними, а именно с теми апостолами, что были тогда рядом с Ним. Вы же не думаете, что Петр путается, то у него «вы», когда он говорит о призвании. И тут же, в том же предложении, его «вы» меняется на «нас», «нам» и «мы». Здесь нет путаницы. Петр четко разделяет, что сказано им, то есть тем ребятам, что должны прочесть его послание, а что сказано об апостолах, как пример для читателей.

То есть? Вы, то есть мы с вами, читатели, призваны к тому, о чем говорил выше апостол. И в пример он приводит апостолов. Он прямо говорит, что Христос пострадал за «нас», то есть за апостолов. Это не значит, что за остальных Он не страдал. Но Петру важно, чтобы читающие увидели, как работает все это на их апостольском примере.

Итак, Христос пострадал за них, оставил им, апостолам пример, чтобы они, апостолы шли по Его следам. Тут, указание на то, что апостолы следуют за Ним. Более того, после некоторых пояснений Петр продолжает. Он Сам, Своим телом вознес чьи грехи? Читаем: «Он грехи наши…». Вот пример, которому следуют апостолы. Он Сам, Своим телом вознес грехи апостолов. Зачем? Затем, чтобы «мы, избавившись от грехов, жили для правды».

Петр подает все это так, что Иисус все это делал именно для них. Он их грехи вознес своим телом, чтобы они, апостолы, избавились от грехов, чтобы они, апостолы, жили для правды. И теперь христиане, то есть, уже не апостолы, получают исцеления через руки апостолов.

Давайте еще раз. Жили, были апостолы. Христос взял и Своим телом, по Собственному желанию казнил грех на кресте. И сделал Он все это для того, чтобы апостолы, избавившись от грехов стали жить для правды. То есть, исцелять, воскрешать и прочее.

А теперь представьте себе, что Петр сидит перед некоей аудиторией, рассказывает о том, как они — апостолы получили наследие, как они приобрели власть изгонять бесов и врачевать болезни. Что для этого Иисус Своим Телом казнил грехи на кресте, чтобы апостолы ожили для правды. А потом смотрит прямо в глаза людям перед ним и спрашивает: «Вы поняли, почему вы сегодня все исцелены?». Если бы с апостолами не произошло всего того, что с ними произошло, то и читающие не получили бы исцелений.

Другими словами, Петр взывает к читающим его слова, говоря, все, что я вам до этого объяснял, все это вы получили, как и свое здоровье, благодаря Его ранам. То есть, говоря языком предыдущих образов, все это у вас есть благодаря тому, что Один живой Камень, взял на себя вес и удары всех. Это образец. Мы, апостолы, возросли от чистого словесного молока, поэтому стали похожи на Него. И потому получили спасение. А вы, получили все, что имеете, благодаря, в конечном счете, Его ранам. И, наконец, ожидаете того же, что имеют на момент речи ученики Иисуса.

Прочтемся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.