Соберитесь, слюнтяи!

Петр пишет письмо евреям-христианам, вынужденным скитаться по чужим городам. Они угасают, руки опустились, разброд и шатания. Некоторое время Петр тратит на то, чтобы обрисовать приготовленный для них наивысшей властью подарок. Указывая на то, что в действительности больше причин для радости, чем для скорби. И, когда, по мнению апостола, до них что-то стало доходить, он начинает свою инструкцию по достижению цели в небе.

Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.
(1Пет.1:13)

Сразу надо сказать, что слово «возлюбленные» отсутствует в древних греческих источниках. То есть, это слово кто-то приписал позже. Так что, забудем о нем.

Далее, важно понимать, что Петр пишет не великим философам. Он не адресует свои тексты грамотным теологам. Он обращается к простым, на данный момент несчастным и бедным людям. То есть, Петр не занимается глубинными погружениями в философские смыслы. Он хочет нахлестать по щекам впавшим в ступор друзьям, отрезвить их, пробудить.  Отсюда берется эта странная на первый взгляд фраза «препоясав чресла ума вашего». Возможно, вы уже привыкли глубоко погружаться в исследование этой фразы. Есть целые часовые проповеди о том, что же это значит. Люди на полном серьезе доказывают, что такое «чресла ума». В действительности все гораздо проще и тривиальнее. Эта фраза означает ни что иное, как «соберитесь». Просто это выражение на современный лад звучит как «подотрите свои сопли!», или «соберитесь, слюнтяи!».  Можно привести массу аналогий. Вот, например, еще, если хотите: «Хватит рыдать!», или «Утрись, ты же мужик!», или «И чего ты расплакался?». Просто Петр выбрал вот что: «Собери свой разбрызганный мозг». Как бы то ни было. Можно придумывать массу аналогичных высказываний, и все они здесь будут уместны. Это и есть единственный смысл данной фразы.

Далее идет слово «бодрствуя». Это слово является переводом слова «будучи трезвым» или, как сегодня сказали бы мы: «…трезво».

Третье «совершенно уповайте». Тут, наверное, я расстрою любителей красивых слов. Слово, переведенное как «совершенно», ничего общего не имеет с восторженным понятием совершенства как идеала. В греческом тексте это слово означает нечто окончательное. В этом смысле, совершенно любой дом, если он доведен до финала. То есть, в нем сделано все, что было запланировано, это уже то самое слово. Он закончен, то есть совершен. Да и русское слово «совершенный» далеко не всегда означало восторженную оценку. Все, что оно означает – нечто, что совершено (одно «н» и ударение на «о») до конца. Когда фильм в кинотеатре закончился, он совершен, то есть «совершенен». Еще раз, это не относится к некому идеалу.

В устах Петра фраза «совершенно уповайте» означает простую вещь. Прекратите колебаться и окончательно сделайте выбор. Вот как бы это предложение звучало, если бы Петр сегодня сказал его нам: «Поэтому, вытрите свои сопли и трезво сделайте свой окончательный выбор…».

На чем же предлагает нам Петр остановить свои колебания? Он предлагает нам лечь всем своим существом на «подаваемую вам (им и нам) благодать в явлении Иисуса Христа». О благодати в явлении Иисуса мы подробно говорили в двух предыдущих частях. Здесь только еще раз упомяну. Речь идет о приготовленном высшей властью (небесами) подарке для нас, который является наследием нетленным и прочее, прочее, прочее. А этот подарок и есть буквально «явление Иисуса Христа». То есть, все, чего нужно достичь – это открытие мне лично, тебе лично, им каждому отдельно Иисуса Христа. А если еще точнее. Достичь того, чтобы Иисус Христос захотел, чтобы Бог дал им Иисуса.

Петр, обращаясь, к «плачущим» христианам говорит, что это более чем реальная вещь. Она не спрятана, не запечатана. Она на низком старте, она, как мышеловка, готова при малейшем дуновении ветра сработать. Только, если мышеловка ЗАкрывается, то дар неба ОТкрывается. Еще раз. Петр буквально убеждает христиан: «Хватит хныкать! У вас все есть. Только одного вам не хватает – довериться, поэтому вы сейчас же прекращается свое нытье, поднимаете свою пятую точку и идете туда, куда нужно! Ясно?!». Вот этакий старшина перед новобранцами.

Теперь, когда они вытерли свои раскрасневшиеся щечки и подняли глазки, он дает им следующую инструкцию:

14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
16 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.
(1Пет.1:14-16)

Прежде чем раскрыть смысл сказанного хочу, чтобы вы обратили внимание на словосочетание «в неведении вашем». Если вы внимательно прочли стих, вы заметили, что это «в неведении» противопоставляется чему-то. А вот чему: «будьте святы». Да, конечно, основное противостояние здесь удерживается не на «неведении», но на «не сообразуйтесь». Но так ли все просто? У нас противостояние такое. Не сообразуйтесь с тем, что у вас было «в неведении». А противоположность, логически, должна быть следующая. Но сообразуйтесь с тем, что у вас в ведении. Вот это последнее Петр подает как «будьте святы». То есть, быть святым, это значит поступать в соответствии с тем, о чем ты ведаешь. Так? Грубо говоря, слепой человек ведет себя как слепой. Он многого «не ведает», и соответственно его жизнь полностью подчинена его «неведению». Поведение зрячего человека сильно отличается от слепого, потому что он ведает нечто такое, что не доступно слепому. Вот это ведение и определяет поведение первого и второго. Смотрите, зрячий человек не старается вести себя как зрячий. Он и так ведет себя как зрячий, потому что он и есть зрячий. А слепой никогда не сможет вести себя в полном соответствии с поведением зрячего человека. Его, конечно, многому можно научить, но он все равно будет выдавать себя какими либо элементами. Потому что он как был незрячим, так и остался.

Или другой пример. Что греха таить? Во времена кризиса есть люди, который от кризиса выигрывают. Это те люди, которые ведают нечто, что другим людям неведомо. И те и другие люди не могут вести себя иначе. Как бы ни пытался умный и образованный человек выиграть финансово, он никогда не перепрыгнет того, кто ведает «инсайдерской» информацией. А тот, кто обладает «тайными знаниями» никогда не будет поступать себе во вред. Поэтому те, кто знает «что-то» всегда будут в выигрыше перед теми, кто этого «что-то» не знает.

А теперь просто. Тот, кто посвящен в эти «тайные знания» и есть посвященный, или, попросту «святой». И тут мы вновь сталкиваемся с видоизмененным значением слова. Почему? Да просто. Христианство пришло на территорию, где царствовало язычество с его извращениями и кривизнами. И молодые христиане «понахватались» глупостей от язычников. Так святость унаследовала языческое понимание абсолюта или супер поведения.

Мы уже говорили раньше, что святость  не имеет прямого (!) отношения к правильному поведению. Правильное поведение Библия называет иначе – праведность. А святость – это посвящение в некие знания. И вот знание, которым обладают христиане – Христос, который готов явиться в последний день. Не последний день Помпеи. А в твой личный последний день.

Итак, Петр говорит, чтобы мы прекратили сходить с ума, собрались, встряхнули головой и твердо ухватились за это обещание. А дальше все просто. Если ты в действительности положился на «подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа», то ты и жить будешь в соответствии с этим упованием.

Действительно. Если ты знаешь, что у тебя есть деньги, например, в каком-то банке. И веришь в это, то твоя жизнь уже не будет прежней. Почему? Да потому что ты начнешь жить так, чтобы забрать из банка свое имение. Именно этой цели станет подчинено твое существование. Ибо оно решит все возможные финансовые проблемы, от которых сегодня у тебя сводит скулу.

Те, да и не только те, но и наши современники, христиане, сегодня выглядят так же. Либо как зомбированные умирают с криком: «Я исцелен», либо опустив руки, уходят в грех. Почему? Да потому что не святы. То есть не ведают, что творят. Они ведут себя естественным образом для слепых, для несведущих. Потому что церковь, вместо того, чтобы раскрывать истину, еще больше, зачастую, замазывает глаза сердца религиозной грязью. Нет, конечно, не все такие. Я и не говорю, что все. Я говорю о большинстве, причем о величайшем большинстве.

Итак, Петр напоминает им то, что когда-то им уже рассказали «говорящие Духом Святым». И сам прилагает усилие, чтобы снять пелену с их глаз. То есть, он их посвящает. Теперь, если они прозрели, логично ожидать, что их жизнь изменится. Они теперь будут жить так же, как и их Господь. Ведь Иисус – свят. То есть, Он знает правду. Соответственно и живет так, как знает. Вот и они, христиане, должны бы жить так же. Речь не о том, чтобы жить хорошо или плохо. Но жить в соответствии со знанием, с тем, что видишь. Иисус об этом говорил: «Кто ходит днем…», помните?

Иисус живет свято, потому что он свят, то есть видит все так, как надо. Он знает, посвящен в тайны. И они, то есть мы, посвящены в правду, так почему же живем так, будто ничего не знаем? Если мы действительно верим в то, что сказал Иисус, то и жизнь должна соответствовать этой вере. Если не соответствует, значит что? Правильно, не увидели, не поняли. Остались непосвященными, не святыми.

Если вы думаете, что я взял толкование слова «святой» с потолка, то вот пример, как это слово использовали древние греки, на котором, как известно, написан весь Новый Завет. Например, Платон использовал это слово в значении «посвященный», да и Лукиан так же.

Это же слово древние использовали как «священный» в смысле тайный, неприкосновенный, закрытый. Это тот же Платон, затем Геродот, Ксенофонт и Аристотель. И только Аристофан связал это слово с понятием поведения, подавая его как признак праведности и благой чести.

Ну а дальше понятие святости как идеального поведения насаждалось с завидным постоянством. И сегодня любой теолог, как только вытаскивает соску изо рта, уже понимает, что святость – это удел людей с крылышками и велосипедными колесами вокруг голов.

В общем, мысль я, как мне кажется, донес. Об остальном поговорим в следующий раз.

Прочтемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.