Молитва в посланиях Петра.

думаюВ самом начале данной работы я уже замечал, что, вопреки устоявшемуся мнению, апостолы уделали вопросу молитвы не так много времени, как хотелось бы многим любителям молитвенного действа. Так, например, в некоторых посланиях речи о молитве вообще нет. Например у Петра в его первом послании есть несколько заметок, а уже во втором его послании о молитве нет ни малейшего намека. Отсюда и наше внимание исключительно к первому посланию Петра.

Ну, что же. Давайте разбираться с этим любопытным посланием. Надо признаться, сначала я хотел просто пройтись по этим местам, но, все же, решил подробно рассмотреть все послание, чтобы не упустить каких-то не замеченных вначале указаний. Действительно, может не все так просто, как кажется на первый взгляд. Не знаю, нужно ли это. Но, решил, так решил.

Почему Петр написал свое послание?

Прежде всего, как обычно, кому и почему писал апостол данное послание. Как мы видим из предыдущего разбора письма Иакова, адресат буквально все может перевернуть. И то, что казалось простым, на поверку оказалось чем-то очень любопытным. А вдруг, я, в действительности не знаю, вдруг и здесь что-то такое кроется? Так что, начнем с первых вопросов. Кому, и почему Петр писал свое послание.

Кому выяснить не проблема. В самом первом стихе прямо сказано:

Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
(1Пет.1:1)

Итак, адресат данного письма, христиане, для которых перечисленные в этом стихе территории не являются родными. Они здесь «пришельцы». Словарь приводит такой набор смыслов для слова «пришельцы»: пребывающий на чужбине, заехавший на чужбину. Итак, Петр пишет к людям, для которых эти места являются «чужбиной». Они вынуждены здесь жить. Это не их желание, они здесь «рассеянны».  То есть, они даже не вместе. По всей видимости, это уже мое предположение, это еврейские христиане, которые были вынуждены бежать из родных мест по указанию Христа, которое Он озвучил в своем разговоре с апостолами. А конкретно это место мы находим у Матфея в 24й главе.

15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, —
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
(Матф.24:15-21)

Вот и убежали ребята, как и повелел им их Господь. Но, как известно, далеко не всем «беглецам» везет одинаково. Опять же, вспоминая послание Иакова, были такие «беглецы», которым удалось преуспеть на новом месте. В результате чего они возгордились и решили, что все познали.

В чем же проблема у здешних беглецов? Давайте посмотрим, есть ли у них, вообще, проблемы. И, оказывается есть.

  1. Они озлобились, опустились до коварства, лицемерия, зависти и злословия (1Пет.2:1)
  2. Они забыли о благодати и вновь начали говорить о Боге, как о Том, Кто всех только жестоко судит. 1Пет.1:17)
  3. Опустились до потакания плотским похотям (1Пет.2:11)
  4. Дошли до непокорства, возможно бунтов (1Пет.2:13,14,18)
  5. Стали попадаться на непотребных поступках, за что несли справедливое наказание. При этом, вместо осознания своей вины, начинали препираться и злословить в ответ и угрожать.( 1Пет.2:20,23)
  6. Жены перестали относиться к мужьям с уважением, особенно, если мужья были неверующими. (1Пет.3:1)
  7. В отместку мужья стали «гнобить» своих жен (1Пет.3:7)
  8. Стали мстительными, злопамятными (1Пет.3:9)
  9. Были очень недовольны, когда им приходилось принимать «непрошенных гостей» (1Пет.4:9). Возможно показывали это очень агрессивно. (1Пет.4:9)
  10. Пасторы этих общин либо тащили свой крест как проклятие, либо начинали воображать себя господами над всеми остальными рядовыми пастырями.

Что же произошло? Почему в жизни тех христиан все так повернулось. Отчего они так изменились в худшую сторону? И причины такого изменения Петр так же описал:

12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
(1Пет.4:12-14)

Всем этим ребятам пришлось не сладко. Они, как свидетельствует сам апостол, проходили через «огненное испытание». И одна из причин таких испытаний – имя Христово.

А теперь давайте на секунду представим ту ситуацию. Иисус был совсем недавно. И они знают апостолов лично. Они своими глазами видят, как через них, апостолов, Христос являет чудеса. И нет ничего невозможного таким, как Петр. Мало того, этими самыми апостолами объявлено, что и они получат все то же самое. И вот, проходят годы, а они, как были простыми верующими, так и продолжают ими быть. Иисус к ним не приходит и не дает им обещанного от Отца. На фоне того, что не происходит, хоть и должно бы, христиане начинают опускать руки. Огонь, который прежде горел в них, становится все меньше. И даже тот факт, что они живы благодаря именно Христу, который 50 лет назад предупредил их о событиях, благодаря которым почти все, кто не сбежал, погибли, как-то поник в их памяти, и уже «не радует». И некогда горящие для Христа люди, стали возвращаться к «нормальной» мирской жизни.

Вот на что реагирует Петр. По всей видимости, это и есть главная причина появления его первого послания. В отличии от Иакова, который отреагировал на «успешных» христиан, Петра вынудили написать послание беды простых, не таких успешных ребят. Которые, ко всему еще и опустили руки, переставая ждать явления Христа в их жизни.

Мы видим, что у Иакова и у Петра диаметрально разные причины для писем. Отсюда, наверное, Петр гораздо более дружелюбен в тексте, чем Иаков, который явно не сдерживает себя в жестких выражениях. Ну, что же. Давайте читать.

Первое предложение.

1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
(1Пет.1:1,2)

Во многих посланиях апостолов начало сразу открывает настрой пишущего. Так и здесь, самыми первыми словами Петра является не его «зрасьте», а заявление «Петр, Апостол Иисуса Христа». А пожелания, о которых мы еще поговорим, находятся в самом конце не самого короткого «приветсвия». В кавычки слово «приветствия» я взял не случайно. Оставлю без объяснений.

Итак, прежде всего он заявляет, что это письмо «рассеянным пришельцам» пишет именно апостол Иисуса Христа. Петр, зачем ты все это пишешь? Разве и так не понятно? В том то и дело, что понятно. Знают они, кто такой Петр. И, похоже, не первый год. Так зачем же ты, уважаемый апостол, начинаешь свое письмо с такого резкого захода? А все просто. Петру важно, чтобы читающие воспринимали это письмо не как письмо душепопечителя или личного психолога, не как разговор по душам, за чашкой чая. Надо, чтобы они восприняли это письмо, как письмо от Самого Иисуса. Он апостол, то есть, он послан самим Христом. Апостол и означает буквально того, кто послан.

Итак, с самого начала он заявляет, что это письмо они должны воспринять не как привет от Пети, а как прямое послание от Иисуса, переданное через Петра. То есть, он сейчас с ними будет говорить, как представитель Царя. И это письмо именно так должно ими восприниматься.

Я помню, как однажды на границе англии с францией меня остановили франзузские пограничники. После английских, которые были предельно вежливы, французские казались холодными и грубыми. И когда я попробовал пошутить, меня жестко осадили: «С вами все в порядке?». Это было сказано в таком тоне, что я понял эту фразу так: «Молодой человек, вы сошли с ума? Вы с кем разговариваете? Перед вами представители одного из крупнейших государств!»

Нечто подобное должны были, по всей видимости, ощутить и те ребята, к которым адресовал свое письмо апостол Петр. Видимо, с ним, как с Петром, они могли держать себя достаточно фамильярно, но не сейчас. Сейчас он не просто Петя, он представитель высшего руководства. Читаешь Петра, слышишь голос Бога. Никак иначе. Такое начало сразу должно настраивать на тон повышенной серьезности.

Дальше мы читаем перечисление тех мест, в которых по славам Петра находятся эти самые «рассеянные».  Но не это для нас важно. Интересное для нас начинается с конца первого стиха, а точнее с последнего слова первого стиха и дальше.

1 … избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
(1Пет.1:1,2)

Итак, что же сообщает им Христос через Своего апостола? Он сообщает, что чужестранцы рассеяния являются не простыми ребятами. Но они «избранные».  Чтобы понять глубину этого слова, давайте вспомним, например, как много Бог избирал людей за историю Мира? К примеру, однажды Бог избрал Авраама. Буквально, из всего населения планеты Земля, был избран только один. Его наследники – это уже те, кто оказался под крышей «дома своего» исключительно благодаря избранию Богом одного единственного из всех людей планеты. То есть, Бог не сильно любит кого-то выбирать! Другими словами он крайне разборчив.

Итак, благодаря Иисусу, Бог, который не любит делать множественные выборы, что явно заметно во всем Писании, выбрал вот этих ребят. То есть, на них свалилось такое, что никогда не свалилось бы на их головы, если бы ни Иисус.

Представьте себе миллионера, который, по какой-то только ему известной причине выбрал одного человека из тысячи, чтобы сделать его своим заместителем. При этом он все еще взвешивает, не ошибся ли он в этом выборе. И готов в любую минуту выкинуть его на улицу.

Вот это «избранным», кроме всего прочего, сообщает им и то, что их положение более чем шатко. Более того, если вспомнить слова Иисуса о том, что «много званных, но мало избранных», острота ситуации еще более подчеркивается. То есть: «Ребята, вас выбрали из большого множества званных! Вы прошли жесточайший кастинг, и попали в список!». То есть, апостол не для красного словца использует такое слово. Они должны понять, какое им оказано высочайшее доверие. А раз так, то они должны с величайшим вниманием прильнуть ушами и сердцем к тому, что сейчас им будет говорить (писать) апостол.

Затем, он сообщает, что они выбраны не в последний день, но «по предведению Бога». То есть, Бог заранее что-то «ведал», то есть «пред ведал». Он задолго до этого решения уже что-то знал, потому и сделал такой выбор. Это еще раз говорит, об особенном к ним внимании со стороны Бога.

При этом само избрание происходило посредством «освящении от Духа». Тут начинается веселье. Мы сталкиваемся с серьезной проблемой. Слово «освящение» тесно связано со словом «святость». Я уже как-то писал об истинном значении этого слова. Подробный ход моих рассуждений можно прочесть в статье «Святость? Нет, не слышал».

Святость.

Если вкратце, то суть в том, что мы, в своем религиозном порыве совершенно оторвались от библейских понятий известных слов. Мы набрались терминов из язычества, и уверили себя, что эти термины верны и для понимания слов Бога и Его Сына. Но библейские термины зачастую не имеют ничего общего с языческими. В этом смысле, например, долго боролись с платонизмом в Христианстве, а потом почти без поправок приняли идею Аристотеля о душе. Но смысл слова «душа» в Писании, и у Аристотеля – разные вещи. Но это лишь пример. Именно благодаря греческой и, позже, немецкой философии мы «додумались» о трехсоставности человека, а потом «подгребли» под это утверждение Писания. Но здесь я не буду углубляться в эти вещи. Просто со словом «святость» и «праведность» произошло нечто очень схожее.

Есть термин древнееврейский, который мы сегодня переводим словом «святость». И есть термин языческого греческого мира, который так же переводится, как святость. Апостолы используют греческое слово для перевода еврейского. Но когда это делают апостолы, они вкладывают в это слово еврейский смысл, а не греческий. Но греки, слыша знакомое им слово, восприняли его так, как и привыкли. Так же произошло и со словом «праведность». В результате мы имеем, что имеем. Совершенно превратное толкование данных слов, и вокруг них совершенно языческая система, натянутая на иудейскую вешалку, которая не соответствует ни по структуре, ни по размеру.

Но все это лирика. Итак, как обычно трактуется слово «святость». Обычно есть 2 объяснения. Первое – святость, это отделение для Бога. Тут сразу возникает вопрос. Если святость, это отделение для Бога, то что означает утверждение, что Бог свят? Бог отделен для Себя любимого? Хорошо, я даже это готов допустить, но в таком случае, если он так «свято» отделен для Себя от нас грешных, то зачем Ему, такому святому делать все, чтобы соединиться с нами? Он устал быть святым? Не бред ли это? Итак, первое объяснение никуда не годится.

Вот второе объяснение – святость, это почти идеальное поведение. То есть, это такое поведение, при котором человек не совершает неправильных поступков. И тут возникают сразу несколько несуразиц. Я напоминаю, все эти суждения ничего общего с Библейскими не имеют, они заимствованы у язычников и не более того. Итак, допустим, что святость, это такое прекрасное поведение. Тогда первый вопрос. А что же такое праведность тогда? Ведь (что тоже не верно) мы понимаем под праведностью именно безгрешное поведение! Может это синонимы? Если так, то почему очень часто эти два слова употребляются как дополнения одного к другому, например, в Библейском утверждении, что Бог свят и праведен. Вот этот союз «и» говорит о том, что святость и праведность не одно и то же, но одно дополняет другое.

Второй вопрос. Если праведность, это безгрешное поведение, то тут же возникает вопрос, а разве Бог может сделать что-то, что мы можем назвать грехом?  Разве не Сам Бог является Тем, кто определяет, что именно считать грехом, а что нет? Другими словами, что бы Бог ни делал, это по любому не будет грехом. Если человек убил другого – грех. Бог же взял и утопил все население земли. Это свято и праведно. Бог по определению не может делать что-то не правильно, потому как все Его поступки, это Его поступки. Не поняли? Не важно, что Он делает. Он творец, поэтому Он всегда прав.

А вот поведение человека напрямую зависит от Бога. Бог решает, что хорошо, и что плохо. А человек уже должен этому соответствовать. Бог же ничему соответствовать не обязан. Он владыка этих рамок.

Итак, что же такое святость? Не буду больше углубляться в рассуждения. Святость имеет дело не с наличием или отсутствием греха. Она имеет дело с тайной. Отсюда и понятие посвящения. Посвятить или освятить (не путать с освЕщением), значит открыть тайну, дать откровение. Дать ключ от секрета.

10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
(1Пет.1:10-12)

В этом же послании мы находим указание на тайну. И не только это место. Вот еще один пример:

И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!
(Дан.2:47)

Смотрите, как интересно царь называет Бога Даниила. Он называет Его Богом открывающим тайны. Итак, все, кого Бог посвящает в свои «тайны», становятся «посвященными», то есть, святыми. Кстати, Сам Иисус этот термин почти не использует. Но вот, что Он использует:

Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
(Иоан.15:15)

Вот это и называется во всем Писании святостью. А поведение? А поведение напрямую зависит от знание тайны. Если я знаю секрет, я живу иначе. Поэтому и Петр и говорит:

15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
16 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.
(1Пет.1:15,16)

По примеру Того, кто знает истину (тайну) и живет соответственно, живите так же, ведь вы тоже знаете «секрет». И тут же приводит фрагмент ветхозаветных Писаний: «живите как знающие правду, потому что Я знаю правду».  Когда происходят какие-то финансовые катаклизмы, выигрывают всегда не те, кому повезет, а те, кто знает инсайдерскую информацию. Как бы ты ни старался угадать, вряд ли многое удастся. Но тот, кто «посвящен в тайну», всегда в выигрыше. Они знают, что делать, и делают, что нужно. А все остальные мечутся, как слепые и все теряют. Бог знает всю инсайдерскую информацию, Он ее сообщает своим. Поэтому они живут (должны бы жить) иначе, потому что знают сокрытое от остальных. Вот такое положение «небесный блат» и есть святость.

Праведность.

Так, со святостью, худо бедно,  разобрались, надеюсь. А что же такое праведность? Ведь нас научили в церкви или в воскресной школе, или в теологическом институте, что праведность — это безгрешное поведение, если по-простому. Но с праведностью, гораздо проще. Сам Бог объясняет нам, что такое праведность. И на этом можно ставить точку. Где? Вот тут.

Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
(Быт.15:6)

Если мы посмотрим на описание жизни Авраама, то не найдем прямых указаний на то, что Авраам был безгрешным. Более того, долгое время он не был и праведным. Бог сам определил, когда посчитать его праведным. И сделал Он это только тогда, когда произошло нечто. Тогда, когда у Авраама опустились руки, когда он уже претензии предъявлял Богу (что, согласитесь, очень не праведно). Бог не стал убеждать как-то отца веры. Он просто сказал ему, что у него будет столько детей, сколько звезд на небе. Еще раз. Он не убеждал, не уговаривал его. Он просто еще раз сказал: «Я сказал будет, значит будет». И, как ни странно, этого оказалось достаточно для того, чтобы Авраам «поверил Господу». Именно вот это «поверил господу» Бог и определил как праведность.

А теперь сделаем некоторое итого. Праведность, если и говорит о поведении, то лишь  о таком, которое называется верой. Причем верой не тогда, когда все хорошо. А тогда, когда верить стало почти невозможно. За всю историю Авраама, совершенно не важно, как себя вел этот Авраам. И не важно, что он жену пытался подложить под фараона. Это не определяло его праведности. Его праведность определила вера, а не все его дела вместе взятые. Итак, не важно, как себя ведет человек. Праведность – вопрос доверия Богу и верности Ему. Это и есть определение праведности – верность. А поведение, хорошее или плохое здесь лишь следствие, а не причина.

Идем дальше

Итак, мы разобрались с некоторыми терминами, теперь нам будет легче понять, что говорит Петр. Кстати, у первых христиан, которым писал апостол, не было проблем с пониманием этих слов, они были евреями.

Итак, те, кому пишет апостол, по прямому указанию от Господа, являются избранными задолго до событий. И само избрание произошло через «освящение от Духа». То есть, через открытие тайны через действие Духа (Бога).

Здесь сразу нас вводят в некий «механизм» спасения. Бог задолго до событий уже знал, кого Он хочет избрать. Его Дух, когда приходит время открывает этим ребятам некий секрет, и они, увидев все в другом свете, переходят на сторону Бога. Это все апостол говорит тем ребятам: «Вас Он избрал, выделил из всех остальных, узнав вас задолго до событий. Это Он открыл вам Евангелие, как самый важный секрет. Благодаря Которому вы и сделали верный выбор». То есть, Бог настолько милостив, что вас, которые не заслужили всего этого, Он решил наделить всеми этими благами. Он избрал. Он открыл секрет. Тогда как ваших заслуг никаких нет. И, кстати, еще раз. Они живыми остались только потому, что Иисус предупредил апостолов, что и описано в 24й главе Евангелия от Матфея.

Теперь, а для чего все это? То есть, зачем Он избрал вас и открыл секрет?

… к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа…
(1Пет.1:2)

Две вещи. Первое – для того, чтобы вы (мы с вами) встали в подчинение. Второе – чтобы вы (опять же, мы с вами) встали под «кровь», то есть, под защиту. Он нас избрал, чтобы мы вошли под Его правление. Он пожелал, чтобы мы стали народом Его правления. Он Царь, мы Его народ. Отсюда наши права и обязанности. Права – его окропление. То есть, его забота во всей полноте. Обязанности – подчинение Его власти.

Итак, раз Бог все это сделал, чтобы вы (мы с вами)оказались под Его защитой и руководством, то что-то надо исправить. То есть, среди тех, кому Он пишет, есть не очень логичные проблемы. Все эти проблемы можно описать двумя выражениями: недостаток благодати на почве недостатка мира. То есть, чтобы план Иисуса в отношении адресата был исполнен, то есть, чтобы Бог стал больше являть им милости, им нужно больше мира. Недостаток милости возникает лишь тогда, когда родителям приходится применять меры воздействия на детей. Например, ставить в угол или лишать сладкого. Вот постановка в угол, это уменьшение благодати. При этом сама благодать не прекращается. Ее лишь становится меньше, по причине того, например, что братья подрались: «Быстро оба в угол. Один в левый, другой в правый!».  Было все хорошо. Папа хотел повести братьев в кино, накормить мороженым. Но из-за некоторых поступков, папа отменил поход в кино и решил не покупать им мороженное. Вместо этого, они теперь будут драить свою комнату и с повышенным вниманием учить уроки.

Что происходит с теми христианами, которым пишет Петр. Вот то самое и происходит. У них недостаток мира (дружбы и жвачки), соответственно, Бог меньше дает благодати, а попросту игнорирует какие-то их желания. Ведь Он не обязан. Это была милость.

Итак, Петр пишет письмо: «Хотите, чтобы Папа больше дал милости? Давайте наведем порядок!». Прежде всего, опять нужно что-то объяснить. И тут опять начинается нечто интересное. Но это в другой раз.

Прочитаемся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.