Святость? Нет, не слышал.

думаюВ прошлый раз, следуя только моим личным предпочтениям, без всякой на то видимой логики, мы начали рассмотрение некоторых мест из первого Петра. Следуя все той же странной логике, сегодня посмотрим на первое послание Петра. И, да, уверен, так вы еще Петра не читали. Простите мне такую самоуверенность. Ну, что же, начнем. 

1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
(1Пет.1:1,2)

Важно здесь в первую очередь то, что апостол называет христиан, рассеянных, как написано, в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифиннии, избранными. Кроме того, они избраны «по предведению Бога, при освящении от Духа».  Эти строки не главные в послании, однако возникает затруднение. По какой-то причине, предлог «в», говорящий о местонахождении все переводчики, как сговорившись, переводят как «при»(Синодальный перевод) или «через» (МБО). Указывая как бы на посредство. То есть или «при содействии» или «через действие». В этом же ключе переводится и существительное.

Кстати, вот и слово, которое переведено как «освящение»(38): святость, освящение, очищение. И вот что любопытно. У нас есть перевод Стронга, но нет примеров от Древних Греков. Любопытно. Может быть, мы найдем какие-то намеки на его использование древними в других формах?

В двух синонимах, что предлагает нам мистер Стронг мы ничего нового не обнаруживаем. Никто из древних эти формы не использовал. Т.е. можно предположить, что все эти формы – христианское изобретение. Но не современных христиан, а древних. А вот понимание этих форм кроется, все же в корне слова. Проблема в том, что и религия и мистер Стронг, на которого обычно ссылаются при переводе греческих текстов Нового Завета, предлагают нам один и тот же смысл. Святой, значит отделенный для бога. Освящать, значить, соответственно, отделять для Бога. Но, как сказал однажды один брат, совсем не понятно, как может Бог быть отделенным для Себя Самого, при этом так любить людей, что «достигать» их всеми возможными способами. Похоже «отделение» для Бога, как понимание святости — фейк или обман. Итак, что у нес есть?

А у нас есть исходный корень слова – агиос.  Я умышленно обхожу предложенное мистером Стронгом толкование слова и сразу обращаюсь к использованию этого корня древними.

  • Священный – Геродот, Ксенофонт, Платон, Аристотель;
  • Посвященный – Платон, Лукиан;
  • Святой, благочестивый, праведный – Аристофан.

На первый взгляд ничего нового. Однако, вспомним. Мы имеем дело с древним греческим языком, в котором одно слово имеет только одно совершенно определенное значение. Другое дело, что это значение часто невозможно описать или перевести одним словом, не потеряв полноты смысла. По этой причине слова в древнем греческом языке содержат набор значений, описывающих это единственный смысл. Каждое из значений набора нельзя использовать отдельно от другого. То есть, малейшее значение, с обязательностью входит в полноту слова, и игнорировать его, значит упустить смысл. Итак, какой набор значений имеет корень, от которого древние христиане сделали глаголы, а потом отглагольные существительные?

И первое, что бросается мне (не знаю как вам) в глаза – это значение «посвященный». Что это значение несет в себе? Оно нам сообщает о наличии некой тайны. А посвященный – это тот, кто имеет к тайне доступ. Одно это значение безапелляционно направляет нас в сторону тайны. Итак, святость – в своем корне имеет понятие тайны, сокрытости, неясности. Кстати, ни о каком отделении для чего либо речи здесь не идет. Но речь идет о том, кто знает тайну, кто может ее видеть. Т.е. святой, это тот, кто видит то, чего не видят другие.

Второе – «священный». Священный предмет, это предмет, к которому нельзя прикасаться без выполнения определенных условий. Например, Священные Писания, если к ним прикасаться без должного почтения, внимания и ведения Духа Святого, останутся чем? Правильно – тайной. Писания не откроются тем, кто их не чтит. Т.е. не откроют своей тайны. Бог – Свят. Почему? Потому что никто никогда Его не видел. А человек, который увидит Его, не сможет жить. Это потрясающая тайна! Тайна, стремящаяся открыться людям так, чтобы они не просто остались живы, но еще получили бы жизнь вечную.

Человек, который видит истинный ход событий, изменяет свои поступки. И внешне он выглядит как «праведный», т.е. поступающий правильно. Только его поступки не от правил, а от видения тайного.

Почему Евангелие свято? И здесь я чуть забегаю вперед. Прямо во втором послании Петра сказано:

10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
(1Пет.1:10-12)

Во времена Ветхого Завета пророки проводили «изыскания и исследования», т.е. пытались раскрыть тайну той благодати, что назначена сегодня нам. И время, на которое указывал Дух Святой, оставалось для них тайной. Ангелы даже желают «проникнуть» в тайну Евангелия. Но Евангелие свято даже для Ангелов.

Сам того не ожидая, я остановился слегка на вопросе святости. Конечно, это гораздо большая тема, чем я здесь себе позволил. Однако, идем дальше. Теперь, вооружившись этим пониманием вернемся к первому посланию Петра и прочтем еще раз два первых стиха первой главы:

1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
(1Пет.1:1,2)

Итак, Петр пишет рассеянным в разных местах христианам. Он сообщает, что они избраны по «предведению Бога» и при «освящении от Духа». По предведению, значит Бог заранее «ведал». Он знал, что мы с вами откликнемся на Его призыв.

Так вот. Бог заранее знал, что когда Дух Святой откроет нам что-то из Божьей тайны, мы откликнемся и встанем на сторону Сына Божьего. Т.е. «освящение от Духа» — это и есть вскрытие тайны. В писании часто звучат такие фразы – «и открыл разумение к пониманию», «и Он показал мне». Вот это и есть процесс освящения. Т.е. это нечто схожее с физическим освЕщением. Только освЯщение – это освЕщение духовной темноты, открывание реальности, как она есть, уничтожение слепоты сердца. Ты становишься святым, когда Бог открывает тебе доступ к Своей тайне, к Своей святости.

А теперь скажите, если святость – это откровение от Бога, то можно ли быть святым своими силами? Подумайте над этим.

Все же, думаю, придется немного остановиться еще на слове святость. Давайте рассмотрим вот это место.

13 Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.
14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
(1Пет.1:13-15)

Здесь может ввести нас в заблуждение соседство слова «святы» со словом «поступки» в 15м стихе. То есть, создается впечатление, что святость – это поступки. Но мы знаем, что поступки – это праведность. И мы только что сказали, что праведность в поступках зависит не от правил, а от видения истины. Если я хожу в темноте, я набиваю шишки. И чем больше хожу, тем больше шишек. Выход только один – меньше двигаться. Но если я хожу во свете, то шишек уже не боюсь и не имею ограничений в передвижении.

Но давайте посмотрим, о чем вообще в этих трех стихах. Петр говорит нам полностью уповать на подаваемую нам благодать. Далее, как послушные дети мы что должны делать? Правильно «не сообразовываться с прежними похотями». Т.е. не использовать прежний опыт передвижения в темноте. Петр так и говорит: «…бывшими в НЕВЕДЕНИИ вашем». А что надо делать? Надо быть святыми. Что? Речь то идет не о внешних, но о «посвященных», о тех, кому Иисус открылся. И вот, как Святой (Иисус) действовал основываясь на Божье вИдение, на то, что ОН видит в Божьем свете, на то, что для Него уже НЕ тайна, и мы так же должны быть святы в своих поступках. Т.е. смотреть на то, что открыто нам Иисусом, на вскрытую для нас великую тайну, и действовать, т.е. совершать поступки, в соответствии с этой тайной.

Давайте еще раз, мы должны сообразовываться не с тем, что видели в прошлом, в своей темноте, а с тем, что видим сейчас, через откровение Иисуса. Снова вернемся к первым двум стихам послания.

Мы избраны по предведению Бога и при освящении (открытии тайны) от Духа. Для чего? Совершенно логично, когда тебе открывают тайну, ты уже не сможешь жить как раньше. В зависимости от того, какая тебе открыта тайна, твое поведение изменится. Если ты узнаешь о кладе, который действительно существует, но никем еще не найден, то… дальше сами догадайтесь.

Итак, по предведению Бога и при откровении от Духа мы призваны для чего? Первое, для послушания. Речь идет не о простом послушании, но о покорности. Эта покорность, как мы только что читали, не приходит от устрашения или подавления человеческой воли. Но от прозрения, которое даровал Дух Святой, если даровал. Второе – для окропление кровью Христа. Не буду сейчас углубляться в смысл окропления. Пойду сразу дальше.

Любопытно, что следующие слова являются продолжением предыдущих слов и их результатом. Т.е. мы, слушая Петра, должны были бы прийти к тому же выводу, если все правильно понимаем. И вот что говорит Петр: «… благодать вам и мир да умножится».

Итак, вот эти несколько слов открывают нам истинный смысл послания. А в церкви, на самом деле, большая проблема. Если христиане нуждаются в благодати, значит дело плохо. Но об этом поговорим в следующий раз. А сегодня много времени уделили понятию святости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.