Во свидетельство всем народам

думаюСледующий отрывок из одного из самых таинственных мест всего Писания. Иисус с учениками был в Храме и говорил с народом и учениками. Во время разговора Он начал сокрушаться и горевать по книжникам и фарисеям. Потом объявил, что их дом оставляется пуст, что они больше не увидят Его и вышел из Храма. Тут ученики решили чуточку похвастаться стараниями евреев в отношении строительства Храма. На что получили странный ответ, что все это будет разрушено. И немного погодя, когда Иисус уже находился на Елеонской горе, Он начал говорить о будущем.

В первой части своего повествования Иисус дал общее представление об ожидаемых событиях. Первая часть начинается с 4-го стиха, а заканчивается 14-м стихом 24-й главы. По сути, в этих 11 стихах содержится все представление Иисуса о грядущем. Оно выражено кратко, обобщенно. Без деталей, без подробностей. И именно это описание, как бы взгляд издалека на общую картину, заканчивается интересующим нас текстом, в котором снова упоминается Царство Божье.

Давайте тоже сделаем беглый взгляд на будущую историю, сквозь призму сообщенных нам Матфеем слов Иисуса.

  1. Придут люди под именем Иисуса, будут говорить «Я Христос» и прельстят многих.
  2. Будут войны, глады и моры по местам.
  3. Последователей Христа будут предавать. В результате Его люди будут мучимы и убиваемы. Буквально все народы будут ненавидеть людей, связанных с Иисусом.
  4. В результате даже христиане начнут придавать друг друга и даже возненавидят.
  5. Появится много религиозных учителей (лжепророков), которые обманут церковь.
  6. В результате беззаконие только умножится, и, как следствие, люди перестанут любить.
  7. Среди всего этого спасется только тот, кто останется верным.
  8. В результате бурная проповедь Евангелия и конец.

Вот взгляд Иисуса на будущую историю Земли и людей. После такого пролога, Иисус переходит уже к чему-то более конкретному. Но сегодня не это является тем, что интересно для нашей темы. Давайте еще раз посмотрим на эти восемь пунктов.

Не знаю, как вы, но до сих пор я не обращал внимания на то, что пункт, который я обозначил как восьмой, является не параллельным действием, а следствием предыдущих. Да, это я написал «в результате», но потому и написал, что увидел эту взаимосвязь. То есть, Иисус еще тогда, говоря с апостолами их предупреждал, что не будет никакой успешной «евангелизации» до тех пор, пока не охладеет любовь в результате умножения беззакония. При этом спасение в устах Иисуса не выглядит чем-то простым и доступным. Мне это самому не нравится, поверьте, я ничуть не рад этому, но спасется только тот, кто останется верным среди беззакония и при отсутствии любви.

Кончено, это не значит, что живущий в окружении любви и полной законности не может спастись. Суть в другом. Спасется только тот, чья верность смогла бы пройти проверку в окружении беззакония и отсутствия любви. В любом случае о нашей верности может судить только Спаситель.

Но вот чем заканчивает Наставник свое «вступление». Он говорит следующее:

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
(Матф.24:14)

Теперь давайте подробнее. По поводу следствия и причины я уже сказал. Один из признаков связи беззакония с проповедью Евангелия в словах Иисуса, это союз «и», с которого начинается 14-й стих, кроме общего контекста.

Следующее. Снова и снова хочу повторить, никакой «проповеди» Евангелия Иисус не упоминает. Я как-то уже пояснял это ранее. Повторю еще раз. То, что мы слышим в храмах и в протестантских собраниях, а так же на разного рода крусейдах и евангелизациях никакого отношения к тому слову, которое переведено нам как «проповедь» не имеет. То, что мы всюду видим и слышим, это наставление, учение, философские споры, теоретические выкладки и доказательства. Все это не плохо. Но это не то, что кроется под переводом «проповедь». Более того, мы читаем, что первая церковь ежедневно находилась в преломлении хлеба и в учении апостолов. Вот здесь «учение апостолов» больше похоже на то, что мы сегодня понимаем под словом «проповедь».

Что же на самом деле говорил Иисус? А Он говорил о провозглашении, о роли и положении глашатая. Глашатай не занимается доказательствами. Он объявляет. Он — ходячее объявление. Более того, это не просто объявление, а объявление царской воли. Никакого убеждения, доказательств здесь не подразумевается. А что же?

Помните, от чего бежал Иона? Чего он так не хотел? Он не хотел оказаться в городе полном греха и говорить слова, которые Бог ему поручил сказать. Но чего такого Он ему поручил, что нужно было бежать?

В самом начале книги Ионы сказано просто: «…иди в Ниневию…, и проповедуй…». Чего же тут такого страшного? Сегодня много разных людей «бесстрашно» проповедуют во всему миру. Чего же ты, дорогой, так испугался? Дело в том, что Иона, как и все Писание, под словом, переведенным нам как «проповедуй» понимает что-то совсем особенное. Ну не томи же уже! Смотрим начало третьей главы книги Иона.

И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!
(Ион.3:4)

Вот тебе и проповедь! Ни тебе здрасьте, ни до свидания. А поговорить!? Что, даже на теологические темы не поспорим? Давайте обсудим триединство Бога, историю церкви. Не?

Вот представьте себе. Ходит человек по большому (для тех времен) городу и орет: «Еще сорок дней и Ниневия будет  разрушена! Еще сорок дней и …», и так весь день.

Хорошо. Это в давние стародавние времена. Это Ветхий Завет, а мы сегодня живем в Новом Завете. Хорошо. Вот прямое указание Иисуса к ученикам, когда Он их послал в селения, в которые сам хотел пойти.

ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
(Матф.10:7)

Так как мы сегодня понимаем слово «проповедовать» можно только проповедовать о (!) Царстве Небесном и о том, что оно приблизилось. А так, как написано можно только провозглашать или объявлять. Что делали апостолы? С учетом следующих стихов они поступали так. Они приходили в село и говорили: «Царство Небесное приблизилось! Слушайте все, Царство Небесное близко! Але! Царство близко Небесное!».

В ответ, кто-то выкрикивал: «Чем докажешь?». На что апостолы кричали: «Больные есть?» и  дальше исцеляли, воскрешали, бесов изгоняли. И только потом, если весть принята, они, во время ужина, говорили о чем-то более сложном.

Второе, на что нужно обратить внимание, это указание Иисуса на то, что Евангелие будет провозглашено «во свидетельство всем народам». Думаю, многие обращали внимание на это словосочетание. На протяжении многих лет, слушая церковные проповеди, каждый раз на этой фразе возникало ощущение недосказанности. Почему? Причина проста. Если я кому-то что-то делаю «во свидетельство», значит я это делаю в доказательство. Проповедь в нашем понимании никогда не бывает «в доказательство». Наоборот, акцент ставится на вере без доказательств. Либо прибегают к теологическим доказательствам.

Проблема в том, что если для кого-то слова Библии являются авторитетом, как, например, для меня, и они сами по себе являются достаточным доказательством, то для мусульманина мои отсылки к этим текстам ничего не значат. Как и для язычника, почитающего веды, буддиста, да и, в конце концов, атеиста.

Но слово «во свидетельство» не ограничивается просто доказательностью. Это доказательство предоставленное лично. Это доказательство, свидетелем которого является тот, кому объявляется Евангелие. И тут самая большая трудность. Мы обычно рассказываем людям об Иисусе, о Его любви, Его чудесах, о том, что Он сделал для нас. И думаем, что слова о том, что Он сделал для нас, являются достаточным свидетельством. Вы действительно думаете, что этого достаточно? Ничуть. Это мы себя успокаиваем.

Когда Иисус говорит «во свидетельство всем народам», здесь звучит такой уровень доказательства, представленного пред глазами всех народов, против которых они не могут противостоять. И это не теология, не философия, не доказательство фактами из истории. Сегодня история уже перестала быть каким-то существенным доказательством. Важно понимать, речь идет не о людях «в теме», не о теологах. Но о «всех».

И, наконец, подходим к главному. А именно к Евангелию Царствия. Слово «евангелие» почему-то в нашем языке не получило перевода. То есть, перевод, конечно же есть. Но слово стало термином. Так же как религиозное погружение, известное в еврейской среде как «мицве» или «миква» с легкой руки христиан превратилось в знакомый нам термин «крещение». Если с крещением еще можно понять, так как христиане старались оторваться от иудейских корней, причем это были не первые христиане, то с евангелием не совсем ясно.

Само слово, как многие знают, означает благую или радостную весть. Причем не просто радостную весть, а весть, за которую было принято давать воздаяние, какую-то награду, а иногда даже приносить богам (в язычестве) жертвы за нее. Да-да, слово евангелие, как бы нам это не нравилось, бурно использовалось язычниками. Просто они не знали, что со временем последователи Христа присвоят себе это слово.

Сложность в том, что как Иисус, так и апостолы, понимали слово «евангелие» именно так, как его понимали древние греки. Они вообще этому слову не предавали какого-то сакрального значения. То есть, если бы Иисус говорил на русском языке, то Он бы не сказал «Евангелие Царствия». Он бы сказал: «радостная весть Царства». Иисус не принес Евангелия. Он принес радостную весть, достойную воздаяния. Радостную весть Царства.

Именно этим и занимались апостолы, когда ходили по дворам и кричали через забор: «Эй, есть кто дома? Царство Божье приблизилось!». Вот это и есть настоящая благая весть. Как мы реагируем на сообщения о том, что какой-нибудь эсминец США прошел через пролив и вошел в воды Черного моря? Некоторые сильно напрягаются. Почему? Потому что некая чужая власть пытается влезть туда, куда ее не звали. А это всего лишь царство США приблизилось. А как мы реагируем, когда слышим о взрывах смертников. А ведь это приблизилось царство врагов. Да мало ли еще какие царства приближаются периодически. Ким Чен Ин кричит: «Мое царство приблизилось!». И все обсуждают это. Почему? Да ктож его знает. Что у него там, в голове твориться? Вдруг бабахнет.

А тут мы имеем дело с Царством Бога. И оно приблизилось. Причем не к какому-то там Крыму за две тысячи километров от нас, а прямо сюда, к забору моего дома. Оно, Царство, стучится в мою калитку, кричит мне через окно. Вот что чувствовали люди, слыша крик посланных Иисусом учеников.

Когда последний раз они слышали подобное, это всегда означало войну. Такая весть никого не могла оставить равнодушными. От этой вести было невозможно отмахнуться. Невозможно сказать: «Что? Война! Да плевать, я чай пью!». Вот как звучала «проповедь» апостолов в ушах тех людей.

Но когда приближается война, это что-то ощутимое. ДНР или Сирийцы не по новостям узнают о том, что происходит рядом. Они являются свидетелями. Им не нужно доказывать, убеждать. Они знают — идет война. Они видят, слышат. К ним в дом залетают снаряды. Их родственники гибнут. Война сама о себе свидетельствует.

Так вот. Радостная весть Царства так же свидетельствует о себе. Когда ученики Иисуса ходили по ближним селениям, им не приходилось кого-то убеждать, цитировать Писания, прибегать к приемам психологического воздействия. Они просто показывали власть Бога в действии. И ни у кого не оставалось сомнений в том, что вот эта власть, чья бы она ни была, действительно приблизилась.

Так вот, Иисус, если еще помните, сказал, что радостная весть Божьей власти будет провозглашена или объявлена (именно так, а не «проповедано») по всей земле и ВО СВИДЕТЕЛЬСТВО всем народам.

Предложу еще одну аналогию. Очень часто бывает, что кто-то делает что-то несправедливое по отношению к другому. Так вот, этот унижаемый говорит: «Запомни, я отвечу». И вот, проходит какое-то время, и вдруг, они встречаются. Но уже поменявшись местами. Так вот. Первая встреча, где один обещает «запомни», это еще не свидетельство. А второе, когда это «запомни» исполняется — это уже «во свидетельство». Он обещал, и во свидетельство своего обещания он исполнил.

Так вот, мысль Учителя проста. В тот день, когда Он говорил, еще было много обещаний. Но, судя по Его словам, вот чего Он ждет. Он ожидает в некотором будущем простую вещь. Когда по всей земле будет ОБЪЯВЛЕНА власть Бога. Не проповедана, как хочется современным теологам. А именно объявлена.

Не удержусь, еще одну аналогию. Мне кажется, она будет более понятной. Надеюсь. Когда большевики захватили власть в Питере. Дальше по всей Российской земле они эту свою власть объявили. И если кто был не согласен, просто сносили сопротивление «красным террором». Так вот, «проповедано по всей земле» и означает полный переход всей власти в руки Бога (не церкви) по всей земле и для того, чтобы все народы, которые были против «утерлись».

Что здесь общего с тем, что мы понимаем под проповедью Евангелия? Ровным счетом ничего. Та проповедь, что мы сегодня слышим, вообще не имеет никакого отношения к тем словам Иисуса, что он произнес в тот вечер. Нет, в современной проповеди нет ничего плохого. Но говорить о том, что Евангелие проповедано уже до края земли, опираясь только на то, что Библия переведена на все (не уверен) языки мира, значит говорить глупость.

Я верю, что до прихода Иисуса осталось совсем мало времени. И власть Бога будет объявлена по всей земле во свидетельство всем народам. Но это совсем не то, что мы делаем сегодня.

Надо сказать еще раз, современная проповедь, это не плохо. Не вижу тут ничего противного Писанию. Но хождение за моря, чтобы обратить хотя бы одного, никак не вяжется с провозглашением власти во свидетельство всем народам.

Во свидетельство всем народам: 2 комментария

  1. Сейчас не ходят за моря, а летают . А может нужно в точности исполнить все и ходить? Эй, пастора, запасайтесь сапогами и ходить, ходить, ходить. smile

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*