А блудницы раньше (продолжение)

думаюНа чем мы закончили? Иисус учит в Храме. Кстати, надо пояснить. Практика учить в Храме не является для Израиля странным явлением. Надо понимать, что речь идет не о том храме, что мы привыкли видеть у православных или католических христиан. Иудейский храм, это не только здание, где происходит само служение Богу, которое разделено на две части. Одна часть называется «Святое», а вторая  «Святое святых». Под Храмом понимается так же и его двор. Именно здесь, во дворе и учили разные религиозные учителя, коих как до Иисуса, так и после было множество, пока Храм не разрушили Римские войска. В самом же «Святом» или «Святом святых» невозможно было ни учить ни находиться кому-бы то ни было, кроме священников и левитов, да и то по жесткому «расписанию» или правилу, установленному Самим Богом.

Итак, Иисус с учениками находится в Храме (во дворе) и учит. Понятное дело, когда Он учит, то и исцеляет и изгоняет бесов. Все, что происходит, сильно раздражает первосвященников и вождей народа. Они и до этого пытались уличить Иисуса в том, что Тот действует под крышей веельзевула, но им тогда это не удалось. Теперь они умнее. Они уже не обвиняют Его сразу. Они начинают с вопроса, вместо обвинения. Иисус видит их лукавство и, как истинный еврей отвечает вопросом на вопрос. Те отказываются ответить, Иисус так же отказывается.

Но теперь Сам Учитель их не отпускает. Он предлагает им простую задачку из жизни. И они, как и ожидалось, попались. Задачка имела лишь один возможный ответ. Они ничего другого и не могли предложить. Но этот единственный ответ стал обвинением для первосвященников и старейшин народа. Их собственный ответ стал обвинением в том, что они много обещают, но ничего не делают. И в этом плане самые пренебрегаемые всем народом люди, которыми являются мытари и блудницы, оказываются самыми успешными перед Богом.

Сказав такие вещи, Иисус продолжает объяснять свою позицию. И приводит в пример уже случившееся между ними и Иоанном Крестителем. Читаем.

ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
(Матф.21:32)

– Вот, смотрите, – как бы говорит Иисус, – перед вами был Иоанн. Он во всем был праведен с точки зрения вашего учения. К его праведности у вас не было никакой претензии. Но что произошло? Вы и ему не поверили. Но смотрите, кто поверил? Ему поверили именно те, кого вы презираете, в чью сторону плюете с брезгливостью! Но даже тогда, когда отъявленные грешники пошли за ним, поверив ему, вы остались при своих.

И здесь Наставник не останавливается. Я уж не знаю, что там происходило в это время внутри тех ребят, которых кто-то дернул подойти с вопросом к Учителю! То, что они уже об этом пожалели, совершенно точно. Но, как уже сказано, Иисус не желает останавливаться. Он продолжает бить их жестко и методично.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
(Матф.21:33-44)

Надеюсь, вы уже свыклись с мыслью, что притча, это инструмент для битья, а не поучительная история, как нам все время внушили в церкви и воскресных школах. И здесь мы вновь обнаруживаем это с той же очевидностью, что и до сих пор. Иисус атакует, «режет правду», Его слова невозможно отбить, опровергнуть! Все в цель, ничего мимо. Он даже не беспокоится, что «история» может расслабить слушателей. Такая история, особенно сказанная Таким Рассказчиком, не расслабляет, а напрягает с каждым новым словом.

Вдумайтесь только. Перед плотником стоят не просто трудяги, не молодые студенты, даже не рядовые священники и какие-то там заместители начальников. Перед Иисусом стоят самые главные священники, первые священники, священники правящие священниками. И  стоят они со старейшинами народа, то есть с теми, кого народ чтит больше царя. И вот, какой-то Плотник из «замкадья» интеллигентно, без лишних грубостей заставляет молчать сей высокочтимый народ и стоять перед Ним как провинившихся, нашкодивших проказников. Он, не обладающий никакими мирскими регалиями, что называется «без погон», заткнул рот самым мудрым и важным людям страны. Это многого стоит.

Итак, вот история. Иисус опять же заставляет их представить в их «мудром» сознании то, что они видят ежедневно вокруг. Есть некоторый хозяин. Обычное дело. Чего тут удивительного. Таких хозяев вокруг тьма. И таких, кто сажают виноградники, тоже большое множество. И, конечно же, если ты посадил виноградник, то, само собой, ты делаешь все, что нужно для виноградника. Как и все подобные виноградари, предлагаемый виноградарь оградил свой виноградник оградой, как все выкопал точило и, как все, построил башню. Все  это неотъемлемая часть еврейского виноделия. Пока ничего странного. Так все делают.

Как и то, что не все виноградари сами работают в своих виноградниках. Ведь мы имеем дело с еврейским виноградником. Правда? Тут вспомнилась одна история. Один мой знакомый, в свою бытность я работал у него оператором, в своей личной истории имел любопытный опыт. Он переехал в Израиль. Но его, скажем так, предпринимательская натура,  не позволила ему просто так начать работать. Да и работу на первых парах достойную его требованиям и образованию было найти сложно. Он поступил, как ему тогда казалось, мудро. Он устроился дворником сразу в  несколько ЖУ (или как там они у них называются). Понятное дело, сам на нескольких местах работать он не мог, да и не собирался. Он вместо себя нанял сторонних ребят, которые не могли так легко получить работу, а сам получал дельту между официальной платой и платой, которую он отдавал своим наймитам. Это длилось не долго, и, в конечном итоге его лишили права проживать в Израиле.

Почему я про него вспомнил. При всем том, что его поступок не самый лучший, его подход понятен. Просто применил он его не там, где можно. Но вот эта предпринимательская жилка — она, как мне кажется, является частью национальной черты. Но, извините, увлекся несущественным.

Итак, нет ничего удивительного и странного в том, что Иисус предложил первосвященникам и вождям народа. И то, что был обустроен виноградник, и то, как он решил вопрос работы в винограднике. Так делают многие, особенно в Израиле. И  это верный подход. Сам этому никак не могу научиться. Наверное, не очень еще еврей.

Итак, работники наняты, все оговорено. Хозяин поехал на Бали. Проходит время, наступают дни сбора урожая. Хозяин, ясное дело, рассчитывает на доход. Он посылает своих доверенных за «ягодами». И тут ему звонят по бриллиантовому телефону: «Хозяин, я еле убежал! Иосифа убили, Рувима покалечили, лежит в реанимации. И за мной гнались, но мне удалось сбежать! Они сказали, что они вам ничего не должны! Шеф, все пропало!!!».

Хозяин, похоже, сразу не осознал уровня проблемы. Он посылает уже целый отряд. И вот, сидя во время ужина в своем номере на Бали, смотрит новости, а там сообщают, что народ вышел против эксплуататора и объявил заводы, извините, виноградник известного виноградного магната их собственностью, а отряд, посланный хозяином за «ягодами» был полностью истреблен.

И вот, думает магнат. Надо попробовать поговорить с ними «по-человечески». Самый лучший способ показать людям его нежелание войны — послать своего любимого сына. Не будут же они, в самом деле, нападать на одного, и притом, ничего им не сделавшего.

Не было предела его горю, когда жестокость людей оказалась до такой степени слепой и безумной. Его сердце чуть не разорвалось, когда он видел кадры из новостей, где показывали, прикрыв плашками откровенные участки, труп его сына, убитого недалеко от виноградника.

Иисус предлагает первосвященникам данную историю, которую я немного переделал для нашего современного восприятия, и у этой истории есть только один нормальный ответ. Когда Иисус спрашивает: «Что сделает он с этими виноградарями?». Как уже сказано, ответ ожидаем и предсказуем. Другого ответа просто не может быть. Хотя, современные христиане, скорее всего предложат что-то другое. Вот их ответ:

Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
(Матф.21:41)

Действительно, какие еще могут быть варианты? Но, стоп? Иисус, ты на что намекаешь? Да, и это, как раз, понятно. Намек Иисуса прозрачен. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, что они, первосвященники и вожди народа и есть те самые виноградари, которым Бог доверил Свой народ, Свой виноградник. И когда Бог ожидал от Своего народа плодов, оказалось, что все эти «слуги народа» стригут Божьих овец для своих нужд, и Богу не желают отдавать должное. Ни один божий слуга не ушел от них без расправы. И, в конечном итоге, они убьют и Сына Божьего.

Как думаете, поняли великие мужи послание Иисуса? Да! На все сто процентов! Без сомнения! Поняли все. И даже намек на их желание убить Сына Божьего. Заметьте. За все время ни один фарисей, ни один священник, которому были обращены притчи, не спросил: «Иисус, я не понял, ты это о чем?». Притчу не понимали лишь те, к кому она не имела отношения, например, апостолы, после гневной речи Иисуса с борта Петровой лодки. Апостолы спросили, но с берега не было слышно вопросительных возгласов.

И здесь у первосвященников не возникает никакой нужды в пояснении. А раз они поняли, то Наставник добивает их. Чем Он их добивает? Иисус, как это Он умеет делать, открыто надсмехается над ними. Судите сами:

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
(Матф.21:42-44)

О чем  это Он. Давайте еще раз сначала. К Иисусу в самом начале всей истории  подошли первосвященники и вожди (старейшины) народа с одной простой целью, найти повод закрыть Ему рот. Они думали сделать это аккуратно. Но Иисус оказался не мягкой подушкой, а камнем. Они хотели стать невредимыми, но не учли, что «кто упадет на этот камень, разобьется». И вот перед Иисусом ребята с разбитыми носами. Он их буквально раздавил.

Они — виноградари, пожелавшие завладеть виноградником Его Отца. Они — строители, пожелавшие строить дом без краеугольного камня. И теперь им нечего сказать. А когда человеку нечего сказать, он прибегает к насильственным действиям. Но и здесь у них нет шансов. Вокруг люди, считающие Иисуса пророком. Нужна другая ситуация, когда не будет столько народа рядом.

45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
(Матф.21:45,46)

До встречи.

А блудницы раньше (продолжение): 4 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*