Сколько раз прощать?

думаюМы все еще находимся внутри неприятного разговора Иисуса с учениками. Они только что решили, что могут занять Его место, раз Он умрет. При этом Его весть о воскресении они либо не поняли, либо проигнорировали. Они возомнили, что могут заслужить какие-то места в Новом Правительстве. Иисус показал им понятную фигуру, сообщив, что старшим будет только тот, кто умалил сам себя. А такой является только одна фигура — Сам Иисус.

Потом разными выразительными методами Иисус показал, что цель прихода Иисуса на Землю, не апостолы, не служители, не делатели. Но нуждающиеся, спасаемые. А делатели — это средство достижения «целевой аудитории». При этом, такие служители получат все, что попросят у Бога только в том случае, если они «согласятся между собой». И вот тут не выдерживает самый невоздержанный товарищ. Тут нужно понимать. Иисус в данном случае настроен совсем не дружелюбно. Нормальный человек счел бы за мудрое выждать, пока не уляжется. Но наш любимый апостол не из их числа. Он снова проявляет себя.

Вот сами посудите. Только что он был послан удить рыбку. Кстати, судя по тому, что он еще участвует в разговоре, никакой рыбалки не было. Вот еще одно доказательство того, что отправка Петра за статиром была насмешкой или даже оплеухой нерадивому апостолу. Так вот, только что его послали. Только что Иисус в жесткой форме отбрил апостолов. И, на тебе, Петр опять тут как тут. Видимо Петру нравится, когда его бьют. Я бы, даже, сазал, что это не просто вопрос. Это вопрос, который одновременно является проявлением его бунта.

Вы спросите, какого бунта? Отвечаю. Иисус только что сказал, что Его Отец сделает все, что попросят только при условии, что просящие будут в согласии. Но согласие, как сегодня, так и во времена Иисуса — вещь предельно сложная. Петр слушает Иисуса. Он уже получил на орехи, и пытается как-то это пережить. Возможно, он еще не простил Наставника за унижение с рыбалкой. И тут, вдруг, Иисус говорит о согласии. Ребята, это Петр! Вы спросите: «Ну и что?».

Сами судите. Все время Петр только и делает, что показывает свое превосходство перед другими. Мы бы такого назвали выскочкой. Если вы помните, именно он бьет себя в грудь, заявляя, что никогда не предаст Учителя. Именно он, когда все молчат, вдруг заявляет, что Иисус — Сын Божий. Опять же, Петр прыгает в воду, завидев Иисуса, когда все остальные гребут веслами. Значит ли это, что Петр плохой? Нет, ничуть. Петр действительно сильно любит Наставника. Он действительно верит, что готов в огонь и в воду. Он ничуть не обманывает, когда это говорит. Он лишь не знает, как это страшно, когда встречаешься со всем этим лицом к лицу. Другие чуть мудрее. Но именно недостаток житейской мудрости делает его таким «показушным». Он не так воздержен в своих высказываниях, как другие. И через это ему попадает от Учителя. Вообще в апостольском коллективе есть два таких героя. Один, как уже сказано, Петр, другой Иуда. Один, будучи подзуживаемый хитрыми апостолами оказывается все время в дураках, другой выбрал другую политику. Он сам по себе. Я подозреваю, что Петр хуже всех уживался с остальными. Именно поэтому именно Петр возмутился словам  Иисуса о согласии. О каком согласии может идти речь, когда он не может сойтись даже с остальными из его «бригады»?

Как мы видим, судя по словам Петра, он не считает себя в чем-то неправым. Он не спрашивает, как измениться, как перестать вести себя будто ненормальный выскочка. Он спрашивает, сколько раз можно прощать брату. У него виноваты братья, а не он сам. Еще помните, что Иисус на взводе? Так вот. Вопрос Петра звучал не как простой вопрос, но как вопрос — вызов. Подобные вопросы — вызовы мы часто слышим, когда пытаемся кого-то поправить, убедить изменить свое отношение.

Например, мы обращаемся к женщине с увещеванием, что не нужно кричать на мужа. Мы объясняем, почему она не права и что от этого зависит. И что слышим в ответ: «Я что, должна все терпеть? Фиг ему!».

Вот, нечто подобное и сказал Петр. Петру в действительности не интересно, сколько раз нужно прощать брату. Он попросту не собирается никому ничего прощать. Ну, и какой ответ можно получить на такой выпад? А именно такой, какой Иисус и дал ему. Я переведу на современный уличный: «Да хоть тысячу раз!». Разве не так звучит Его: «До седмижды семидесяти раз».

Весь данный разговор, похоже, проходит на повышенных тонах. Тут нет и намека на религиозное почтение и порядок. Здесь жизненные вопросы, и бунт Петра совершенно естественен для большинства современных ребят.

Такой настрой беседы — самый правильный для того, чтобы появилась еще одна притча. А мы уже знаем, что притчи никогда не были тем, что нам подают под этим соусом справочники. Мы имеем дело со словесными оплеухами, пинками, наказаниями. Давайте теперь посмотрим, как отшлепал Петра Иисус.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
(Матф.18:23-35)

Прежде чем говорить обо всей притче, сразу обращаю внимание на «добрую» концовку. Теперь скажите, что это добрая дружеская беседа. Похоже? Особенно вот этот пассаж: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами…». Очень дружественно, не правда ли?

Теперь можно и по притче пройтись. Давайте вспомним, что спросили апостолы в начале этой «дружеской» беседы. Они спросили, кто будет большим  (ударение на «о») в Царстве Небесном. Так? Потом Иисус отвечает, Петр вмешивается, получает еще одну, после рыбки, оплеуху. И дальше, судя по притче, Иисус, опираясь на стычку с Петром, адресует все остальные слова всем присутствующим апостолам.

Итак, вопрос был о Царстве Небесном. Иисус говорит, что вот это самое Царство Небесное, которое они хотели унаследовать своими заслугами, и ради которого Петр даже простить брата не хочет, это самое Царство в таких ситуациях, которая обсуждалась с Петром, поступает определенным образом.

Поначалу, когда есть перед Ним (Царством Небесным) виноватые, он прощает, покрывает, забывает. Он поступает милосердно, великодушно. Но такое великодушие имеет пределы. И потерять милость Царства к себе проще простого. Достаточно поступить… какое бы тут слово подобрать. Недостойно, что ли? Не так, как от тебя ожидалось. Тебя простили, ожидая, что ты будешь с другими поступать по тому же образцу. Но если нет, очень скоро милость превращается в гнев.

И вот тут звучит очень непопулярная среди протестантского движения вещь. Великий Бог, который, как все цитируют Писание, «есть любовь», вдруг поступает вопреки Своей природе. Или, все же, может быть, не вопреки? Просто мы совершенно не понимаем, что такое любовь? И тут Бог показывает нам какую-то другую, неожиданную для нас сторону любви?

Иисус не обманывает, не пугает. Он говорит, как есть: «Вы — апостолы. Но если брату не простите, получите как тот слуга. Мало не покажется». Смотрите, как Иисус называл такого потенциального апостола? Он называл его «злым рабом» (32стих). И, обратите внимание, что потребовал Государь. Он потребовал все, что тот злой раб был ему должен. В нашем случае, получивший милость ее лишается и вынужден выплачивать все, что требует Закон. Был апостолом, стал подзаконным. Иисус говорит совершенно ясно, и против Его слов нечего сказать: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами…», обращается Он к апостолам.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.