Увидят Сына в Царствии

думаюМы только что читали о том, как Сын Божий, обнаружив избранника Своего Отца, объявил ему о Своем намерении дать ключи от Царства. И мы попытались взглянуть на это утверждение не только в рамках той беседы, где Учитель выяснял, за кого Его почитают люди, но и через призму будущего события в иудейский праздник пятидесятницы.
Однако, на этом разговор Иисуса с учениками не закончился.

Сначала Иисус запретил ученикам говорить кому бы то ни было об услышанном здесь. Потом поведал им о наступающем времени, когда Иисуса схватят, убьют, и Он воскреснет. Автор даже сообщил нам, что все остальные сообщения об этих днях имеют начало именно с этого разговора. Любопытно, почему Матфей акцентирует наше внимание именно на этом?  Он буквально указывает нам на разговор Иисуса с учениками, как причину начала разговоров о Его мученической смерти и последующем воскресении.

Интересно, чего здесь было такого, от чего Иисус начал такие беседы? Ведь Матфей не на пустом месте указал на факт старта именно с данного события. По всей видимости именно откровение, данное Петру Богом, и стало причиной старта сообщений о гибели Христа.

Иисус не желает, чтобы люди узнавали о том, что Он и есть тот самый Христос, Которого все ждут с таким нетерпением, от апостолов. Странная позиция, согласитесь. Вообще, на протяжении всего Евангелия проповедь Иисуса и апостолов сильно отличается от любой проповеди современных верующих любого толка. Он Сам Себя не проповедует, но повсюду объявляет (провозглашает), что Царство Божье ( Небесное) приблизилось. И апостолов не посылает проповедовать Себя. Но, дав им право использовать Его имя, требует от них того же провозглашения, что Царство Божье приблизилось.

Итак, ученики должны сохранять в тайне информацию о Христе. Почему? Может быть, чтобы определялись те, кто получит такое же откровение, что и Петр? А дальше вообще интересно. Ведь Иисуса обвиняют в том, что Он делает Себя Сыном Бога. Но так ли это?

Прежде всего Сыном Божьим Иисуса назвал, кто бы вы думали? Дьявол! Он первый в Евангелии от Матфея называет Иисуса Сыном Божьим. И делает он это в пустыне, пытаясь сломать Мессию. Вторым  (вторыми) Сыном Божьим Иисуса назвал(и)… Та-даааам! Бесноватые в Гадаринской стороне! Как мы видим, Петра тут еще не прорвало. Ну, может быть, на третий раз прорвет? И вот тут сюрприз. Иисуса Сыном Божьим называют все апостолы, кроме Петра. В это время Петр выжимает свои плавки, после неудачного похода по волнам. Итак, золотой кубок принадлежит дьяволу, серебряный бесам, бронзовый апостолам. Петруша, ты то какой кубок заработал? Да картонный он кубок заработал, картонный. Ему приз зрительских симпатий.

В свете вот такого расклада предыдущая история наполняется еще одним интересным содержанием. Смотрите, как забавно получается. Петр выдает на гора эксклюзивчик, который уже всем его друзьям известен?

Давайте представим себе простую ситуацию. Вы работаете в какой-то компании и весь коллектив ищет решение некой проблемы. Постепенно все сходятся и соглашаются в чем-то одном. И тут из отпуска приходит некий такой деловой парень. Такой, затычка в каждой бочке. И он с порога заявляет: «Ну что, нашел я для вас решение! Учитесь!».  И озвучивает то, что вы уже начали реализовывать без его «подсказок». И все это сказано так, чтобы начальство оценило. Но начальник знает, что решение найдено не этим выскочкой. Он обладает неплохим чувством юмора, посему начинает подыгрывать зазнайке. С особым чувством начинает восторгаться, восхищаться умственными способностями умника. Говорить ему, какой он молодец. Теперь место его зама будет безусловно принадлежать только ему. Он самый незаменимый во всей компании. И где бы они все были, если бы ни он. А умник, уже начинает понимать, что здесь какой-то подвох, но пока еще  не понял. И вот вся компания не выдерживает и падает от смеха на пол.

Умник еще пытается как-то себя реабилитировать. Он заискивает, всячески старается показать себя рьяным сторонником и соратником компании. Тем самым еще больше показывает свое эгоистичное нутро. Наконец начальник говорит следующее: «А теперь иди отсюда и подумай над своим поведением».

Да, конечно же, я перегибаю где-то палку. И, возможно, на самом деле не все так плохо. Но факт остается фактом. Петр всего лишь четвертым назвал Иисуса Сыном Бога, если судить по Евангелию от Матфея. И факт, что через пару мгновений Иисус называет Петра сатаной и гонит его прочь.

Когда начинал писать эту статью, я думал рассказать то, что все знают и так. Петр, желая спасти Иисуса от мук, искренне хочет, чтобы ничего из перечисленного Иисусом не сбылось. И, конечно же, за это Наставник гневается на него. И я сам не ожидал того, что обнаружу на подходе к этой теме. Честно говоря, я действительно несколько обескуражен. Но, как говорят сегодня, как теперь это развидеть? И нужно ли?

На первый взгляд кажется, что это открытие перечеркивает все, сказанное в предыдущей части. Да, перечеркивает, но далеко не все. То, что Иисус говорит о том, что есть опора Церкви, и что станет причиной непобедимости, остается в силе. Так же остается в силе то, что именно Бог делает избрание, давая откровение о Сыне, кому хочет. Лишь серьезность того, что именно Петр является тем самым единственным на тот момент избранником, оказывается иронией в отношении Петра. И, к чести апостола надо признать, он не затаил обиду на Учителя, остался верен даже до смерти. Правда, не сразу.

Переходим к главному

Но, тема Петра сегодня не планировалась в качестве основной. Ее, конечно, не обойти, так как именно разговор с Петром стал причиной, как мы уже говорили, дальнейших наставлений. И теперь, кажется, стало ясно появление дальнейших наставлений учеников.

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
(Матф.16:24-28)

Все эти наставления появились в результате спонтанной (а может и спланированной Иисусом) иллюстрации. Петр повел себя определенным образом и показал наглядно тот отрицательный образ, который, казалось бы, вопреки предыдущему избранию, делает его, Петра, недостойным. В чем беда Петра? Его заявление о том, что Иисус — Сын Божий, не более чем попытка выделиться перед братьями, чтобы Наставник его заметил, выделил, оценил больше других.

Вот еще один любопытный факт. Такой подробный отчет о разговоре Иисуса с Петром и учениками есть только у Матфея. Марк тоже упомянул о разговоре, но ни единым словом не обмолвился об обещании Иисуса дать ключи Царства Петру. Зато дальнейшее обзывание Петра сатаной присутствует полностью. Как думаете, случайность?

Вы знаете, мне все больше нравится евангелие от Матфея. Оно оказывается не менее, а может, по каким-то критериям, даже более интересное, чем евангелие от Иоанна. Именно у Матфея мы и обнаруживаем крайне ироничную природу Иисуса, которая у других либо не оценивается вообще, либо не так заметна. И, понятно почему. Он же пишет евреям. И расчет на евреев. Те евреи которым писал Матфей свое Евангелие на еврейском (арамейском наречии) языке, прекрасно понимали своего земляка. И юмор его им так же понятен. Они говорили на одном наречии.

Совсем иначе обстоит дело с язычниками. Еврейский дух им не знаком. Юмор у них свой. Как говорят, «в каждой избушке свои погремушки». Но мы, читая сегодня евангелие от Матфея, читаем именно как язычники. Отсюда наше полное невосприятие юмора и множества намеков, сделанных апостолом. Марк же, полностью отказывается от всякого такого инородного для язычников содержания, чтобы не сбивать их с толку. Его евангелие причесано под греков, избавлено от иудейских культурных «фишек». Чтобы евангелие не оказалось воспринято и понято превратно. Но Марк не знал, что однажды все труды, как его самого, так и Матфея, объединят в один труд, под названием «Новый Завет» и над ним будут трудиться великие умы человечества, философы, доктора наук, ученые и т.д..

Извините, постоянно ухожу от главной темы в размышления. Возвращаемся. Перед нами текст наставлений ученикам. Эти наставления Учитель сделал, буквально, опираясь на проступок Петра. Именно его, Петра, заявление стало причиной и основанием для всех последующих в тот день наставлений Учителя. Опять повторяюсь. Очень уж хочется, чтобы эта мысль дошла до сознания.

Итак, Петр в этой истории — образец, которому не следует подражать. Он думает о себе. Его заявления выдают его с головой. Не нужно быть похожим на него. Все наоборот. Нужно отвернуть себя. Не думать о себе.

В свое время очень мною уважаемый учитель Библии Сергей Станиславович Витюков (не факт, что мы сегодня мыслим одинаково) сказал: «Если хочешь иметь авторитет, перестань за него бороться». Это утверждение он построил на учении Иисуса. Так и здесь, хочешь что-то иметь от Иисуса, забудь о себе.

Что значит «возьми крест свой»? Некоторые говорят, что взять свой крест, это начать служение. Никакого основания для такого утверждения в тексте нет. Но что же тогда? Давайте попробуем опять оттолкнуться от нашего любимого Петроса. Чего он хотел, когда говорил, что Иисус — Сын Бога Живого? Как мы уже сказали, он хотел выделиться. А зачем? Что это ему дает?

Обычно люди думают, что такое поведение дает человеку некоторые преференции. Первое — лесть, а заявление Петра в данном случае — это чистой воды лесть, способна у того, кому льстят вызывать чувства, схожие с чувством благодарности. А, возможно и ощущение, что он теперь должен льстящему. Глупые люди таких людей приближают к себе, всячески наделяют благами. Они начинают думать, что льстящие и есть настоящие друзья. Таким образом те, кто льстит уходят от своего пути, которым бы они шли в обычных обстоятельствах. Если бы ни их лесть, они бы жили так, как все. У них были бы обычные проблемы, как у всех.

У апостолов есть ряд своих проблем. Проблем не простых людей, но учеников Иисуса. Они должны, как ученики Иисуса сами учить свои уроки, сами сдавать свои экзамены, сами отвечать за свои поступки. Петр же хотел так выкрутиться, чтобы получить больше поблажек. Чтобы на него показывали, как на образец для подражания. Он хотел иметь блат. Другими словами Петр не хотел нести СВОЙ крест. Он хотел его сбросить. Он хотел прокатиться на кресте Иисуса, свесив с него ножки. Чем и вызвал неприкрытый гнев Наставника.

И Мессия совершенно отчетливо дает понять ученикам, чего именно он ждет от учеников. Не лести, не пустых слов пожелания, не разного рода банальщины. Он ждет от них поступков. Причем не каких-нибудь поступков. Он не ждет от учеников ДОБРЫХ ДЕЛ! Они Ему не нужны! Он ждет поступков РАДИ НЕГО. Вот показатель дружбы. Если ты называешься другом, докажи. Друг, это не тот, кто говорит льстивые слова. Друг — это тот, кто жертвует собой ради товарища.

Иисус действительно Сын Божий. Значит судьба души каждого человека находится в Его руках. Нужны ли Божьему Сыну какие-то богатства? Нет, Он и так владеет всем. Чем же заплатить Сыну Божьему за спасение души?

И тут Иисус говорит, что Он однажды придет как человек (Сын Человеческий). Он придет как человек в славе Бога, как Своего Отца. Он придет как человек в славе Своего Отца и с армией своих посланников (ангелов). И тогда, внимание! И тогда Он «воздаст каждому по делам его». По каким делам? А мы уже ответили чуть выше. По делам, которые человек делал ради своего Друга — Сына Человеческого. Никакие льстивые слова тут не помогут.

И в конце этих наставлений Учитель говорит, что прямо тут, среди тех, кто слушает Иисуса прямо в тот момент, есть те, кто увидит этот обещанный приход Иисуса. Они увидят, как Иисус приходит в славе Отца, с армией ангелов в виде человека и во всей Божьей власти (Царствии). Он это говорил две тысячи лет назад. Он ошибся? Не думаю.

А это означает два возможных варианта. Первый, кто-то из стоящих тогда перед Иисусом не умер до сих пор и не умрет вплоть до второго пришествия. Второй, Он уже приходил, приходит, и будет еще приходить. То есть его «пришествие», это не одноразовое действие. Что принимать, а что нет, выбор ваш. До встречи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.