Сокровище

думаюПо моему глубокому убеждению, как я уже говорил, все притчи, приведенные в данной главе Евангелия от Матфея являются притчами проклятия для противников Благой Вести. И эти проклятия заключены не в том, что противники получат какое-то особенное наказание, а, скорее, в том, что противники останутся при своем. Ужас в том, что они НЕ получат того, что могли бы, не будь они так упрямы. И уже это самое «не получение» приведет их в огонь мучений, глубочайших разочарований в своих убеждениях и невозможности чего-либо исправить. А в окончании всего — второй смерти.

Как мы в прошлый раз говорили, Матфей неким видимым образом отделил притчи обвинения противников, от притч ценности Царства. Конечно, скорее всего, такое разделение сиюминутно, высказано лишь по ощущениям, и его еще предстоит обдумать. Но то, что разделение сделано явно — факт.

Итак, Матфей разделил притчи разного плана на несколько групп, похоже их всего 3, и сейчас мы начинаем пристально всматриваться в последнюю, третью группу. Без сомнения, Сам Спаситель не делал такого явного разделения, оно сделано Матфеем, по его субъективному ощущению, с целями, которые приследовались самим автором текста. Таким образом мы приходим к притче о сокровище на поле. Давайте читать.

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
(Матф.13:44)

как-то странно звучат многие проповеди сегодня, которые поясняют нам данный текст, как требование все отдать. Да, действительно, мы обнаруживаем здесь человека, который идет и буквально «продает все, что имеет» ради приобретения того поля, на котором обнаружено сокровище.

Но, если отбросить всякую религиозную мишуру, то увидим мы в этой притче совершенно нормального человека. Все его отличие от других таких же людей в том, что он совершенно случайно, неожиданно для себя обнаруживает несметные богатства. Тут, конечно же, я слегка пошутил, про «несметные». Не важно, сколько он нашел, главное, что он нашел столько, что продать все ради не только сокровища, но даже ради поля, на котором оно найдено, не жалко.

Тут ведь какая штука получается. Если человек объявит, что нашел что-то на чужом поле, то все, что он там нашел, уйдет к хозяину поля. Какое вообще он имел право что-то там искать. Все поле, вместе со всем, что есть на этом поле, принадлежит владельцу. В конце концов, может быть этот владелец такой странный парень, который взял свое сокровище и положил на поле. Где хочу, там и храню его. И никто не вправе трогать!

Знаете, современные полицейские, когда разбирают дело с угоном автомобилей, часто позволяют себе замечания, вроде: «Надо было на стоянку ставить, лучше запирать нужно было». Или, когда кого-то «обносят», то есть, взламывают квартиры и выносят ценности, они  говорят что-то подобное, как бы обвиняя хозяев. Будто хозяева виноваты. Дорогие мои, владелец машины имеет полное право оставлять машину с открытыми дверьми настеж. И это не является оправданием для вора. Квартира может не запираться. И ни один человек не имеет права входить в нее без ведома хозяина.

В притче та же ситуация. Каким-то боком случайный человек, вдруг, оказался на чужом поле. Ну, может быть, он зашел в гости, и решил прогуляться перед сном. Вот он погулял, вдруг, видит… Ба, чемоданчик, полный серебра и золота! Или сундучок с долларами! И, умный еврей, думает: «Еслил сейчас скажу хозяину, все достанется ему. Нет, здесь хватит  и на дом, и не на один дом, а на несколько имений, и полей. Не жалко, промолчу и куплю поле. А уже потом, открою, что нашел. Но тогда, раз поле мое, то и сундучок с баксами.

Погулял мужик, вернулся оборатно к хозяину и за чашкой кофе предложил ему хорошую цену за поле. Тот согласился и… … и все, дело сделано. Бывший хозяин кусает локти, новый пирует в новом доме, подсчитывая куш.

Перед нами в притче не религиозный парень. Самый обычный, с самыми обычными тараканами в голове. И чтобы такой человек решился все продать, надо было, чтобы он увидел и сам понял всю ценность найденного.

А представьте, что происходило у него дома, когда он объявил жене, что срочно продает все свое имение. Сколько было причитаний, сколько звучало проклятий в адрес бестолкового муженька! А он знай себе дело делает, никого не слушает. Почему? Он все видел сам, он держал все в своих руках. Рад бы сказать, но, вдруг, проболтается. Все тогда рухнет.

Возможно и религиозные учителя по случаю зашли к нему с наставлениями и поучениями: «Как же так, ты же разумный человек, покупаешь какое-то поле за неразумные деньги, о детях подумай». А мужичек знай себе продолжает. Почему? Потому что пальцы еще помнят холод золота.

Но что предлагает религия? Она говорит так: «Ты поверь, и все отдай, потому что в притче сказано…». Ребята, в притче нет ничего о том, что мужик поверил в золото, а потом нашел. Он сначала нашел, а потом ему «сорвало клапан».

Но зачем Иисус говорит эту странную притчу? Она же, как бы, не учит жить по вере! Возвращаемся к тому, с чего начали. Он ее говорит не ученикам, он ее говорит врагам. Не тем которые сомневаются. Но тем кто противостоит Иисусу. Иисус не наставляет, не вдохновляет. Он объявляет приговор. Те, кто сомневается, получат свои наставления и речи: «Не будь не верующим, но верующим». Здесь же совсем иная история: «Вы уже отвергли, вы уже противостали, вы уже объявили себя врагами, вы уже обножили свое оружие против истины. Каково же будет ваше состояние, когда вы увидите, какое сокровище вы отвергли. Если бы вы увидели его сегодня, вы продали бы все. Но вы не просто не знаете, вы объявляется Меня обманщиком! Так что, приз уходит «игроку» из общества неразумных овец другого двора».

Обидно не тогда, когда говорит Учитель. Обидно будет потом, когда они увидят, какое сокровище было на их поле. Они были хозяевами, а забрал какой-то мужик просто потому, что смог это поле выкупить.

Стоящие на берегу насмешники получили серьезного леща. Они все прочитали ясно. Слова Наставника были нацелены на них, и ими восприняты в полной мере. Осознали они потерю? Нет, конечно. Они как смеялись, так и продолжили потешаться. Потом, позже для них все станет очевидным. А пока хохочите, смейтесь, развлекайтесь. Смеется тот, кто смеется в Царствии Небесном.

И тут же Он переходит к другой притче. Давайте и ее прочтем.

Торговец жемчужинами

45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
(Матф.13:45,46)

А здесь Иисус, мягко говоря, назвал стоящих на берегу чем-то очень некрасивым. Более интеллигентно не могу выговорить. Как так? Да очень просто! Теперь с Царством Божьим сравнивается не то, что находят и ценят, а те, кто находят что-то для себя ценное. Итак, перед нами опять самый среднестатистический мужичонка. Его достоинство лишь в одном. Он понимает толк в жемчужинах. Он знает им цену. Он не ныряльщик. Он ценитель. И вот, путешествуя по миру, а в то время купец — это человек, знающий многие страны не по наслышке. Купец — человек приносящий новости из-за рубежа. Он — живая газета, он заменял собой радио и телевидение. Человек почтенный, грамотный, богатый.

Так вот, путешествуя по миру, он, вдруг, натыкается на особенную жемчужину. Он знает толк в них. Он прекрасно понимает, что ее продают несправедливо дешево. Ее нужно срочно выкупить, иначе уйдет к другому купцу, который так же понимает толк в чудесных произведениях молюсков. Он так взволновался, так забеспокоился о ней, что идет и продает все, что имеет. Эта жемчужина дороже всего. Ее ценность он прекрасно видит, его не обманешь. Это владелец дурачек, ничего не понимает.

Но в чем смысл притчи? Да он прост. В Израиле много разных жемчужин. Люди оценивают себя, подают как ценность. Но великий Знаток людей знает толк в них. У Него было имение — евреи. Да, это были ценные ребята. Но Он обнаружил совсем другие жемчужины. И это не те, кто стоит на берегу. По сравнению с новыми жемчужинами, стоящие на берегу — просто мусор. Купец без всякого сожаления избавится от них. Они обесценены в его глазах. Сор на дороге.

Все, что они должны были услышать, стоя на берегу, это их низкая стоимость. Они «взвешены и оказались легкими». Теперь у Купца есть настоящая жемчужина, дорогая, бесценная. А те, что на берегу, в своем большинстве обесценены.

Притча о неводе

Наконец-то мы подошли к финальной притче. На ней Иисус завершает свое гневное послание своим врагам. Давайте не оттягивая все в дальний ящик, посмотрим и на этот текст.

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
(Матф.13:47-50)

Пока не забыл. Любопытно, что перед словом «море» стоит не только предлог «в», но и артикль, который указывает читателю о каком именно море идет речь. Иисус буквально говорит: «… в это море». Это еще один пунктик в пользу того, что происходит все на берегу моря (озера), а не в доме, как сегодня толкуют авторитетные толкователи. Но давайте уже о притче.

В этой последней притче Спаситель сравнивает Царство Божье с неводом. Не с человеком, который ищет жемчужин, ни с ценностью, но с неводом. Именно через образ невода Учитель хочет что-то донести с борта лодки Петра до Своих ругателей. Невод. Вещь достаточно ограниченная. Чего же тут может быть связано с властью Божьей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно представить ту картину, которую Наставник рисует перед глазами насмешников, стоящих на песке.

Как действует невод? Его поведение достаточно спонтанно, до какой-то степени лишено рассудка. Логика, однако, присутствует. Невод — это разновидность сети. И каждый рыбак, современник Учителя прекрасно знает, как действует эта рыбацкая снасть. Ведь каждый день рыбаки выбрасывают невод из лодки, в ожидании, что в него попадется какая-то рыбина. Сеть падает туда, куда ее бросили. Если рыбак знает куда нужно бросать, улов будет хороший, не знает, улова вообще не будет.

Достаточно вспомнить историю, когда Иисус командовал рыбакам куда бросить сеть. Профессиональные рыбаки уже выбились из сил и ничего не могли выловить. Они имеют опыт и достаточные знания, чтобы точно понимать, куда что нужно кидать. Однако, как они не старались, ничего не выходило.  И вот приходит Плотник. Он, возможно, когда-нибудь и ловил рыбу, но не как профессионал. Его профессия — мастерить что-то из дерева (если только Он действительно был плотником). Но Он не был рыбаком. И вот Он командует рыбакам бросить сеть туда, куда Он посчитал  нужным. Если бы рыбаки к тому времени не устали, то вряд ли они серьезно отнеслись бы к словам Учителя. Действительно, что Он может знать о рыбной ловле? Но они уже устали и потеряли всякую  надежду. Да какая теперь разница, куда бросать. Все равно улова нет. Да пожалуйста! Можно и туда, куда говорит этот Странный человек. В результате лодка чуть не утонула от перегруза рыбой.

Сам по себе невод не знает, куда он должен упасть. Им управляет кто-то извне. И тот, кто им управляет, теоретически, должен бы понимать, куда, когда и зачем. Но, когда он уже брошен, дальше вступает в силу его специфика. Всякая рыба мельче размера ячейки спокойно покидает сеть. Вся остальная, та что крупнее, остается внутри. А уж что за рыба там оказалась? Одному Богу известно.

И вот, совершенно традиционное действие, знакомое до боли каждому местному рыбаку. Когда невод выбирают, то начинается сортировка. И вот тут, неожиданность. Хотя, почему? Действительно, а что, по мнению Иисуса происходит во время отбора пойманного? Опять же, все современные толкователи в один голос утверждают, что идет отсев мелочи от крупной рыбы. Но, ребята, сеть так не работает! Она сама по себе уже является прекрасным сортировщиком. Как уже ранее сказано, любая рыба, которая меньше чем ячейка в сетке,  свободно уходит из сети, если только не запуталась по собственной глупости или «решила остаться в гостях».

Я не знаю, до какой степени Иисус является специалистом в области рыбной ловли. В любом случае, Он лучше профессиональных рыбаков знает, куда кидать сеть. Но Иисус говорит буквально следующее:

который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
(Матф.13:48)

здесь словом «худое», согласитесь, слово такое интеллигентное, приличное и сильно обобщенное, нам перевели слово, которое в действительности означает кое-что более конкретное. Давайте посмотрим, как это слово использовали древние греки, а не старательные переводчики.

  1. Гнилой, прогнивший, истлевший — Аристофан, Менандр
  2. увядший — Демосфен.
  3. Перестоявшийся — Аристофан.
  4. Ветхий, дряхлый — Аристофан.
  5. Истрепанный, избитый — Аристофан.
  6. Давнишний — Аристофан.

Как и раньше, я здесь не стал приводить варианты, которые встречаются в Новом Завете. Хотя, здесь их привести было бы уместно. Это еще более странно, когда переводчики в одном месте делают верный перевод, а в другом, вдруг, сваливаются в нечто расплывчатое.

Итак, в устах Иисуса рыбаки выкидывают не мелкую рыбу, не рыбу какой-то иной породы. Они выбрасывают ГНИЛЬ. А теперь, какая связь между гнилью и слушающими на берегу? Да самая прямая. Это Он их назвал гнилью, прямо в глаза, прямым текстом.

49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
(Матф.13:49,50)

и вот приговор. Это все, что они обязательно получат. Ну, а что за печь, и что за плачь со скрежетом, мы уже говорили. Повторяться не буду.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.