Одно достигает, другое не устоит.

думаюНадеюсь, мы достаточно подробно исследуем вопрос «Того света» и в частности «Царства Божьего». И это уже 34-я беседа на данную тему. Сейчас мы движемся по евангелию от Матфея. И место, которое мы сегодня рассмотрим, находится в двенадцатой главе. Читаем.

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
24 Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
(Матф.12:22-29)

Итак, Матфей рассказывает нам следующую историю так, что сразу становится ясно,  сам процесс исцеления автору не интересен.  Ему интересно все, что происходит дальше. Он кратко сообщает нам о том, что Спаситель сделал, причем акцентировал на эффекте. Ведь, действительно, человек не мог видеть и говорить. И, вдруг, такое! Но на этом весь интерес к самому чуду иссяк. Дальше описывается реакция врагов Целителя и Его ответ им. В общем-то, ради этой реакции данная история и была написана. Что же так заинтересовало апостола, и что он пожелал нам передать?

Итак, смотрим. Весь народ отреагировал очень бурно. Как мы уже сказали, такого еще никто не видел. Человек одновременно и слепой и немой стал видеть и говорить. Это что-то с чем-то! Есть одна категория людей, которая может перенести все, что угодно, только не потерю своего авторитета. Действительно, такие ребята сидели, молчали, наблюдали. Иисус чему-то учил, кого-то исцелял, как Он это делал обычно. Фарисеи никак не реагировали. А тут, вдруг, взорвались! Почему? Потому что люди стали понимать, что перед ними не простой целитель. Очень даже возможно, что этот удивительный человек и есть тот самый долгожданный Мессия, который, как известно, приходится сыном Давида.

Вот что взбесило фарисеев, до тех пор сидящих спокойно и чинно. Надо срочно спасать безумных! Этот сумасбродный Сын ремесленника слишком далеко зашел. Люди одурачены! А на самом деле, причина простая, фарисеи теряют авторитет.

Не помню, рассказывал я или нет. В один не очень прекрасный день, когда я еще был достаточно наивным, чтобы верить, что пастор все знает так, как надо, и все его решения практически безгрешны, мне довелось побывать на особенном братском собрании. Это собрание я помню как-то размыто. Дело не в моей плохой памяти, а в том состоянии, что я испытал там. Там обсуждалось предложение, которое пастор церкви хотел сделать своему заму. Мое странное состояние было вызвано тем сюрреализмом, который царил на том собрании. Пастор искал поддержки у братьев для того, чтобы попросить его зама уйти из церкви. Выискивались какие-то косвенные причины, странные доводы, чтобы если не обвинить его в грехе, то, хотя бы, найти его  несоответствие «занимаемой должности». Я тогда не мог поверить, что все это происходит внутри святой церкви! Это просто не могло быть реальностью. Я до сих пор, вспоминая тот день, ощущаю полное безумие происходящего.

На самом же деле все было гораздо прозаичнее. Старший пастор пригласил в церковь уважаемого среди многих христиан человека из украинского Ильичевска себе в помощь. Он согласился. Но через какое-то время пастор заметил, что у входа в кабинет приглашенного помощника очередь есть, а к старшему пастору, нет. Вся церковь заглядывает в рот заместителю, а пастора слушают просто из уважения. Другими словами, пастор стал терять престол. Дальше все просто. Братское собрание. Верные братья сказали свои «за» и высказались так, как было нужно, брат ушел. Всю ситуацию я стал понимать чуть позже, когда начал приставать с вопросами, что да как, к разным «свидетелям» всей истории.

Точно в таком же положении оказались фарисеи. Иисус в почете, они в пролете. Начинается борьба за место под солнцем. Что в таких случаях, я имею в виду случаи, когда кто-то из верующих начинает делать что-то особенное, возможно даже сверхъестественное, что в таких случаях делает старший пастор? Правильно, начинает доказывать, что все эти сверхъестественные вещи — не от Бога. Так практически всегда происходит в современной церкви, не важно, православные  это, баптисты, пятидесятники или еще кто. Логика объясняется очень просто. Если пастор не делает, значит Бог ему не дал. Раз Бог ему не дал, то Он не мог дать члену церкви в обход пастора. Раз Бог не мог этого дать члену церкви в о6бход пастора, значит это не от Бога. Главное, не поспоришь. Но на самом деле, такой довод не мудрее обычного: «Да ты кто такой?!».

Фарисеи в данном случае — это самые обычные царьки от религии. На их трон покушаются. Пока Иисус объявлял всем новость о том, что Царство Божье приблизилось, все еще можно было терпеть. Много кто проповедует. Одни это делают успешнее, другие менее успешно. Но с таким делом можно как-то еще дело иметь. Даже когда Спаситель начал исцелять, стало конечно напряженно, но и с этим можно как-то иметь дело. Периодически появлялись и до Него ребята, которые что-то делали. Откуда мы это можем знать? А помните, Иисус сказал: «Если же я Веельзевулом изгоняю, то сыновья ваши кем изгоняют?». Он совершенно определенно указывает на «местных», которые что-то делают.

Но здесь же началось что-то особенное. Наставник сделал то, что вынудило людей задаться вопросом, не Он ли Тот самый Мессия. С этим уже никак нельзя было мириться. Тут то они и подскочили как ужаленные. Какой такой Мессия? Это что еще за новости? Ведь Мессия должен быть другим! Он с войском должен прийти, с секирой у корней, с огнем неугасимым! А это кто? Плотник? А кто его родня? В Писании сказано, что Его род мы не будем знать. Этот же известен нам. Значит — самозванец. Значит, исцеляет Веельзевулом. Ну чем вам не логика? Что же отвечает Виновник торжества?

25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
(Матф.12:25-29)

В этом тексте часто народ спотыкается на первой фразе: «…зная помышления их».  Создается впечатление, будто фарисеи не сказали своих слов в слух, а лишь подумали. Хотя в предыдущем стихе сказано совершенно отчетливо, они именно сказали, а не подумали. Но почему тогда в начале 25-го стиха стоит указания на их помыслы?

Все просто. Конечно же Иисус услышал слова фарисеев. Но слова словами, а помыслы помыслами. Они сказали умную вещь. Но дело в причине, почему они так сказали. Почему они обвинили Спасителя в том, что Он изгоняет бесом Веельзевулом? Потому что они думали о собственном положении. Вот это и является их помыслами. Думали о себе, а обвинили Его. Слова то Он услышал, а почему они это сказали, он узнал. Вот, зная эти помыслы, Он и говорит следующие слова.

И вот первая фраза: «…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет». Мы так научены, буквально впитали с молоком матери, что речь идет о небесном месте, о жизни после смерти и о территории, над которой властвует Бог. В данном случае не очень понятно, что за территория. Однако мы уже достаточно подробно изучили этот вопрос, чтобы знать, речь не о территории. Речь о царственной власти. И нам рисуется не конфликт внутри парламента, не трещина поперек государства, разделившая вследствие землетрясения какую-то территорию. Потому что еще ни одно землетрясение не могло серьезно повлиять на существование государства. Речь идет власти, или человеке власти, человеке, стоящем на определенном ответственном посту, который не может определиться, что ему делать. Он разделился внутри. Он никак не может сделать выбор.

Один мой друг, тоже пастор, правда, из Британии, поделился как-то историей, происшедшей в  церкви, в которой служит. К нему пришла молодая пара с проблемой. Молодой человек не мог никак понять, нужно ему жениться или нет. Перед ним стояла такая великая проблема, что он долго мучился над вопросом, надо или нет. В конце концов, девушка его покинула. Он так и не определился. Бедный парень разделился внутри. Не смог овладеть ситуацией и принять решение.

Иаков говорит об этом же,

Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
(Иак.1:6)

вообще разговор о сомнениях, это разговор о внутреннем разделении. Такой человек не устоит. Если же такой человек обладает некоторой властью, то он не устоит в этой власти. Его попросту скинут. Такая власть никого не устраивает. Жесткая власть, уверенная тоже не устраивает. Но она не устраивает только своих врагов, друзей же, скорее всего, радует. А власть, разделившаяся сама в себе, не устраивает друзей, но очень радует противника. Так что, такая власть, она как дом, стены которого разошлись. Такой дом не устоит. Такая власть как древний город со стенами. Если его стены разошлись, ни о какой защиты от захватчика не может быть речи.

И тут Иисус говорит нечто интересное. Если сатана начал провозглашать Божье правление, то с ним что-то неладно. Он вдруг засомневался, видимо, а нужно ли ему противостоять Богу? Мы бы про него сказали, что он «поплыл». Могли бы фарисеи поверить, что дьявол стал провозглашать Царство Божье? Нет. Значит, Иисус не может быть служителем сатаны. А раз Он не служитель сатаны, значит Он служитель Бога. А это, в свою очередь, означает, что перед ними происходит действительно божье действие. Бог своей властью «достиг» людей.

И вот это «достиг» должно нас сильно беспокоить. Если не беспокоит, то у нас проблемы. Чем же так неудобно слово «достиг»? А тем, что это слово сообщает нам о предварительном некем действии, которое какое-то время по каким-то причинам не имело успеха. Интересно, а в греческом что написано?

И вот тут я обнаруживаю нечто удивительно, чего сам не ожидал. Слово, которое нам переведено как «достигло» означает «опередить». И тут у нас появляется аж 3 варианта толкований.

Первый — Царство Божье опередило фарисеев, они ожидали здесь действие сатаны, но Бог их опередил. Тут усматривается ирония Иисуса, Его над фарисеями насмешка.
Второй — Царство Божье торопилось приблизиться, усердно старалось успеть, и успело, добралось, дотянулось.
Третий — включает оба варианта одновременно.

Так вот, я склоняюсь к последнему варианту. И отсюда следующий вывод. Если Царство Божье, это место, то объясните мне, непонятливому, уважаемые сторонники идею, что Царство Божье является местом на небе, каким образом место достигло больного? Не место достигло, не государство достигло, но власть достигла. Что называется, перст божий опередил перст сатаны, пришел раньше, чем того ожидали фарисеи. Он так стремился к этим больным, так старался, и Ему это удалось в Иисусе.

Вторую аналогию Иисус предлагает фарисеям. Он начинает со слова «или». Это «или» показывает, что речь идет о том же самом, но другими словами. Либо фарисеи должны понять мысль Спасителя исходя из аналогии с разделившимся в самом себе доме, или из аналогии с захватом и расхищением дома сильного.

Теперь немного по сути второй аналогии.

Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
(Матф.12:29)

Чтобы верно понимать сказанное, давайте еще раз попытаемся понять, за что взъелись на Наставника книжные ребята. Иисус исцелял. И Он исцелял так, что люди стали догадываться, Кто стоит перед ними. Что же тут произошло? Тут произошли две важные вещи. Первое, люди, которые были захвачены дьяволом (болезни, одержимость, физические недостатки), были освобождены. То есть те, кто до определенного момента был имуществом дьявола, которое он по собственной убогости пользовал, как хотел, были «расхищены» пришедшим Иисусом. Он пришел и все имение того, кто до этого момента был «сильным» расхитил. Здесь, на этой земле сатана чувствовал себя как дома, он властвовал здесь, командовал, как хотел. Но пришел Тот, кто вошел в дом «сильного» и опустошил его имение. Почему? Потому что, прежде всего Он связал этого сильного.

Когда связал? Когда Он пришел в пустыню для искушения от дьявола и не повелся на его мелкие уловки. Сорок дней дьявол боялся подойти к Спасителю. Он понимал, что у змея нет никаких шансов, пока Спаситель бодр и силен. Он ждал, пока Царь царей ослабеет от голода.  Он тянул, что называется, до последнего. И наконец, отступать было уже некуда. Но даже после сорока дней Плотник из Назарета не сдался. Все, чего ожидал этот недозмей, простого согласия с ним, чего не дождался, чем и доказал Свою состоятельность и провал дьявола.

С этого момента дьявол больше не имеет авторитета, он перестал быть безоговорочным консультантом человека, его мудрость больше не котируется. Он не авторитетен. Он связан.

Итак, Иисус связал «сильного». Но как же Он мог связать его, если Он изгоняет бесов его властью? Не вяжется. Если бы Наставник делал это властью веельзевула, то Он бы его охранял, заботился о его свободе и авторитете. Но нет, Он все это разрушил. Отсюда простой вывод. Как же фарисеи говорят, что Иисус изгоняет бесов Веельзевулом, если Он связал его?

Итак, и здесь идет речь о Царстве Божьем или о Царствии Небесном как о властной руке Бога, достигающей больных и всех нуждающихся. Ни о каком месте здесь не может быть речи.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.