Тайны Царствия

думаюНадеюсь, мы уже кое-что поняли. Царство или Царствие, что в греческом одно и то же слово, никакого прямого отношения к месту или государству не имеет. Разве что опосредованно, то есть, как власть, которая на что-то и кого-то распространяется. Но само понятие Царства в устах Спасителя обозначает данную от Бога власть, положение перед всем тварным миром. При том, что данная власть подкреплена не просто словом, но реальной боевой силой в виде отдельного  карательного отряда ангелов. Причем, каких именно, нам не поясняется. Либо мы имеем дело с духовными сущностями, под общим термином ангелы (посланники), либо людьми, которые в данный момент времени и в данной точке пространства выполняют поручение Творца.

Именно такое Царство или Царствие провозглашает Учитель, и того же провозглашения Он требует от своих ангелов (посланников) апостолов. Мы узнаем о том, что даже такой великий учитель как Иоанн Креститель (в еврейском варианте перевода это Иоанн погружающий) оказался лишенным Царства. И в одной такой фразе Иисуса, где Он говорит, что: «Меньший в Царствии Небесном больше его», звучит совершенно определенное указание на то, что далеко не все, кто выглядит праведным и почитаем как праведник, попадет в ряды облеченных Божьей благодатью, явленной в даре Царствия.

Кроме того, мы выяснили по тексту молитвы, имеющей известность как «Отче наш», что на момент речи Иисуса на горе воля Бога (Царствие Божье) на планете Земля игнорировалось, не выполнялось. Поэтому еще остается необходимость в том, чтобы Его Царство пришло, или наступило. Чтобы воля Творца, наконец-то перестала оставаться в небрежении.

Что еще? Мы увидели, что Царство Божье действует через его Носителя, на момент речи носителем Царства был Иисус. Потом Он посылал своих учеников «в поля», делегируя им право использовать Его имя. Другими словами, в Новом Завете так же ясно и понятно звучит мысль о том, что это самое Царство нуждается в чьих-то руках. Бог на Земле действует через Свих представителей. В Ветхом Завете это были пророки, судьи, иногда цари. Работниками Царствия были священники и левиты.

С приходом Иисуса, появились качественно  новые представители. Это уже не наемники, это служители по дружбе, так сказать «по блату». На самом деле в этом выражении нет ничего плохого. Просто мы, выросшие в эпоху всеобщего равенства, слишком больны такой идеей. И любое «родственное» или «дружественное» предпочтение нами воспринимается как преступление. Думаю, от этой заразы мы еще не скоро избавимся.

Так вот, их особенность, особенность апостолов, заключается в том, что они стали сразу всем. Они и священники, и пророки. Они и учителя и глашатаи новой власти. Так сказать, три в одном. На самом деле не три, а пять. Помните про то, что Он одних поставил пророками, других апостолами и т.д.?

И вот, в один прекрасный день, уединившись со своими учениками, Спаситель сказал им любопытную фразу:

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
(Матф.13:11)

Что же такое сказал Иисус? Вкратце дело обстояло так. Наставник что-то говорил в одном из домов. Фарисеи вывели Иисуса до такой степени, что некоторые решили, будто Он сошел с ума, и послали за родней. Когда те пришли забрать «сумасшедшего» Иисуса, Он, сказав пару слов, «хлопнув дверью», если так можно выразиться, вышел на берег моря. Но и тут Спасителя не оставили в покое, и народ вывалил на берег, продолжая доставать своей глупостью и нежеланием понимать очевидное. В сердцах Иисус входит в лодку Петра и, отойдя от берега на некоторое расстояние, начал говорить свои гневные притчи.

С некоторой периодичностью автор текста перескакивает на время, когда Наставник уединяется с учениками и дает какие-то пояснения. После чего автор снова возвращается к событиям у моря и продолжает рассказывать нам все те притчи, что звучали в устах Учителя. Так вот, когда такое отвлечение Матфей сделал первый раз, он сообщил нам, что ученики спрашивали Наставника о причине его речи в притчах. На этот вопрос и стал ответом данный текст. Давайте еще раз прочтем его.

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
(Матф.13:11)

Кстати, обратите внимание на это «дано». Они не заслужили, им именно «дано». Почему? А сами как думаете? Здесь ответов несколько. Первый, самый очевидный, потому что Он так захотел. Второй, потому что они оказались не в числе тех, кто своим упрямством вывел Его из себя. А вообще, сами себе задайте вопрос, почему вы кому-то что-то даете, а кому-то нет? Сможете вы это сформулировать хоть как-то вразумительно?

Почему, например, отец и мать что-то дают дочери или сыну? Почему супруги делятся друг с другом чем-то? Но еще более понятно становится, когда мы говорим о чем-то сокровенном. С кем мы поделимся тем, что не откроем никому? И вот тут появляется преимущественная категория людей. Такие люди называются друзьями. Самым сокровенным мы делимся с самыми лучшими и надежными друзьями.

Для кого-то родители могут быть друзьями, итогда человек делится с ними всем самым тайным. Но в большинстве случаев родители идут лесом. Точно так же дело обстоит с братьями и сестрами. И получается, что друг — это единственная категория доверенных людей. Именно поэтому апостолам «дано».  И не надо тут искать каких-то других причин. Их просто нет.

Итак, что так же любопытно. Тем, кому дано знать тайны Царствия, притчи не нужны. Они нужны тем, кому Царствие не достанется. Поймите тут важную вещь. Притчи не для того, чтобы объяснять принципы чего-либо. Притчи для того, чтобы показать, что они могли бы получить, но не получат и почему.

Теперь, давайте вспомним саму ситуацию. Иисус в лодке. Его речь направлена к тем, кто на берегу. Наставник вошел в лодку не для того, чтобы Его было лучше видно или слышно. На берегу находятся те, кто смеялся над словами Иисуса, кто послал к родным сказать, что Иисус сошел с ума. Представьте себе ситуацию, описанную в Евангелии. Как вы думаете, это очень удобное место для проповеди? Да ничуть! Пусть это и не море в полном смысле слова, но и данный водоем имеет волны прибоя. Кроме того, на сто процентов можно быть уверенным, что там сильный (в сравнении с сушей) ветер. То есть, чтобы стоящие на берегу люди услышали речь из лодки, которая находится на таком расстоянии, что находящиеся на берегу люди не могут его достичь, Иисусу нужно не говорить, а кричать. Он говорил в доме, который покинул по причине глупости некоторых противников Его, мешавших другим его слышать.

Теперь Он говорит не так, как мог бы говорить в спокойной обстановке. Теперь Ему нужно, чтобы Его услышали. Итак, Его речь не просто речь гнева, но громкая речь гнева, почти крик.  Так что эти притчи, буквально, крик души. Гневное проклятие стоящим на берегу. Слышавшие его были обречены. Они никогда не получат Царства, и никогда не попадут под Его защиту. Другими словами никогда не войдут.

Именно поэтому, потом, когда Он «выкричался» во всех своих притчах, когда уединился со своими друзьями апостолами, Его речь все еще полна гнева. Не верите, прочтите сами:

11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
(Матф.13:11-15)

Как вы думаете, может человек говорить такое, находясь в мире и покое? Наверное, если только данный текст им просто заучен. Но все это исходит из сердца Наставника.

Итак, притчи Иисуса обращены к тем, чье сердце огрубело и они, внимание, «не уразумеют сердцем». Вы услышали, что сказал Учитель? Он сказал ясно. Все притчи, что Он говорил, стоя на лодке, сказаны людям, которым гарантирована слепота, глухота, нечувствительность сердца и отсутствие обращения за исцелением. То есть, эти притчи не были нацелены на внимательных и верных. Они нацелены на врагов.

Но значит ли это, что притчи не несут в себе чего-то интересного для нас? Нет, не значит. Несмотря на то, что данные притчи имеют своей целью врагов Иисуса, их все еще говорит Иисус, а это значит, что в них правда, в них есть то, что мы можем так же увидеть и принять для себя.

Больше скажу. Когда ученики спросили, почему Иисус говорит притчами, тот сказал, что причина в том, кому дано, а кому не дано знать тайны Царствия. Иначе говоря, притчи для тех, кому Иисус не откроет этих самых тайн. То есть, речь идет о них, о тех самых тайнах Царствия. Точнее о том, что, по мнению Иисуса, недостойные не получат. И в Его притчах сказано, чего именно и почему они его не получат. Другими словами, мы должны знать, кому и почему отправлены притчи, но и в них есть для нас пища.

В следующий раз поговорим о притчах и том, что в них открывается. До встречи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.