Условие входа

думаюЭто уже тридцатая беседа на тему «Лучше нету того свету» и четвертая вокруг такого понятия как «Царство Божье» или «Царствие Небесное», что, в общем, одно и то же. И движемся мы по Евангелию от Матфея. Мы посмотрели, что такое Царство Божье, увидели уровни или условные «ранги» в Царствии. Узнали, кто НЕ войдет в Царство. Теперь, посмотрим на финал Нагорной Проповеди, где сказано кто же войдет в это Царство. Читаем.

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
(Матф.7:21)

При кажущейся простоте текста, все же предостерегаю от поспешных выводов. Ведь, чтобы понять эту простую, казалось бы, фразу, надо уяснить много разных вещей. Давайте попытаемся.

По сути эти слава являются частью заключительной речи Иисуса на горе Елеонской, которая, как мы знаем, проходила «при закрытых дверях». Перед Иисусом нет ни одного случайного человека. Все люди, которые не вошли в число учеников Спасителя, остались у подножия горы. Здесь, перед Учителем, только те, кого признал Иисус. Это разговор сугубо личный, доверительный. Это отнюдь не лекция. Здесь на горе Елеонской Иисус позволяет говорить вещи, которые тут же возмутили бы любого праведного иудея. Иисус, можно сказать, открывает здесь свои карты.

Одно Его заявление о том, что Он пришел «исполнить Закон» уже многое значит. Это сегодня мы читаем данные слова спокойно, как будто, так и нужно. Но поместите себя в ту атмосферу людей, всеми силами пытавшихся исполнить этот самый Закон всю свою жизнь. Казалось бы, все они говорят, что исполняют, все убеждают друг друга и себя самих, что у них получается. И, если кто скажет, что они НЕ исполняют его, того порвут на части. Но в заявлении Иисуса это звучит иначе. В Его заявлении это звучит именно так, что все они не смогли и никогда не смогут поступать по всем пунктам Закона непорочно. А Иисус, напротив, пришел, сделает, и покажет им всем, как это нужно делать. Это вызов.

Но и это еще не все. В этом же заявлении читается и другая вещь. То, что Он исполнит Закон, освобождает их от обязательства его исполнять. Но не автоматом. Под освобождение попадает лишь тот, кто признает Иисуса законным мессией, посланным от Бога. Тем самым, которого ждут все народы, и в особенности Евреи того времени. Все это не возможно было бы говорить перед простым народом. Это вызвало бы шквал негодования, и Спаситель просто не имел бы возможности внятно изложить Свое послание. Это был бы поток пререканий, обвинений и т.д.

Но теперь перед Иисусом не было тех, кто мог бы, по Его мнению, мешать. Были только те, кому можно было доверить странные слова об исполнении Закона. Этот разговор взывает к другому уровню восприятия, нежели с фарисеями. Это не разговор профессора с бестолковыми студентами. Это разговор старшего и опытнейшего друга с молодыми но вдумчивыми и желающими разобраться друзьями. Иисус пока не называет их так, то именно друзьями Он их делает все время. И говорит Иисус с ними именно как старший друг. И ожидает от них отклика души, сердца, а не только разума и логики.

Да, Он периодически посмеивается над их примитивными понятиями о Боге и Законе. Даже где-то издевается, ерничает. Но все это не переходит грань мужского дружеского общения. Где колкости хоть и болезненны, но не фатальны.

И вот в этой атмосфере, подходя к финалу Своей речи, Иисус начинает говорить о суде. Говоря о том, что религиозное представление человека о Законе не дает увидеть самого человека. Именно от этого все религиозники вместо любви проявляют лишь суд. Они слепы, не видят исполняющего, видят лишь нарушения. Такой взгляд Иисус называет лицемерием. Ведь важен не Закон, а человек для которого этот Закон дан. Иисус, называя закон «субботой» говорит так:

И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
(Мар.2:27)

Человек важнее субботы. Он на первом месте. Все остальное на втором, третьем и так далее местах. Он приводит в пример простую житейскую картину. Отец и сын. Какие бы правила ни были в данной семье, какому-бы закону не подчинялся  отец, и чего бы ни требовал от сына, если сын голоден, то получит пищу, которую отец считает достойной и для себя. Как бы ни был виновен сын, отец не оставит сына голодным. И тут ломаются все законы. Почему? Потому что отцу, как бы ни был законопослушен он, сын важнее закона. Нормальный отец не будет издеваться над сыном. И приводя ряд примеров из жизни, Иисус говорит, что Тот, Кого они называют Отцом Небесным, гораздо лучше земных отцов. То есть, для Него человек важнее Его же Заповедей.

Дальше Иисус взывает к простой логике. Ведь любое действие человека производит какой-то результат. В большой семье бывает те, кто объединяет всех, кто умиротворяет обстановку, если она накаляется. А бывают и другие, которые эту обстановку лишь раскаляют. Как сегодня модно выражаться, «раскачивают лодку». Одни вдохновляют тебя на активные дела. Другие бьют по рукам. После общения с одними, ты начинаешь оживать. А с другими лучше не встречаться вовсе. И Спаситель говорит простые и понятные вещи Своим слушателям. Он говорит, что «ложные пророки», пусть не пугает вас звонкое слово «пророки», познаются по плодам. Ведь все это Он говорит не подготовленным в теологической школе христианам. Все это Им сказано простым вчера еще пастухам и рыбакам. И нет среди них серьезных теологов. Все, что они знают, и это правда, так это текст Торы. Причем, многие из них знают его наизусть. Но это не делает их теологами.

Итак, Иисус говорит с ними от сердца к сердцу. Возможно, мы бы назвали эту беседу откровением, то есть откровенным разговором. И в этом откровенном разговоре, где Он уже показал, что есть люди, которых не желательно иметь рядом с собой (лжепророки), он, продолжая ту же мысль, говорит следующее:

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
(Матф.7:21)

Смотрите. Вот что мы почти никогда не замечаем. Иисус не сказал, что войдет тот, кто исполняет Закон Отца Моего Небесного. Он сказал, и это крайне важно, что войдет лишь «исполняющий ВОЛЮ Отца Моего Небесного». Но вы спросите, возможно: «Но ведь написано:

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!»
(Пс.1:1,2)

И вот где заблуждение. Праведный муж (мужчина) размышляет о Его Законе, потому что через него, через Закон, он может увидеть Бога. И Бог в Законе выразил Себя. Но Он это Закон не создавал ради Закона, но ради человека. Чтобы человек через Закон мог увидеть Божье к себе отношение. Но когда Закон затмил Божье отношение к человеку, Закон стал убийцей. Поэтому Иисус не говорит: «Войдет исполняющий закон». Он говорит: «…исполняющий ВОЛЮ (!!!) Отца…».

Воля, это, кроме всего прочего еще и желание сердца. То, чего Он хочет. Не то, что нужно, не то, что требуется, не то, что правильно. А то, чего Он хочет. И это должно нам быть понятно. Давайте посмотрим на пару замечаний Иисуса в отношении воли Отца.

Если вы помните, была ситуация, когда Иисус разошелся по причине тупости фарисеев, и они послали к Его матери и братьям сказать, что Он «вышел из себя». И вот реакция Иисуса на пришедших родственников, когда те пришли его забирать:

48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
(Матф.12:48-50)

Смотрите, в этом остром заявлении Иисус не говорит: «Кто настоящие мои последователи?». Или: «Кто истинные мои ученики?». Нет. Он говорит: «Кто Матерь Моя? И кто Братья Мои?». С одной стороны здесь, конечно же, игра слов, что Иисус очень часто использует. Но в этой игре слов указано и отношение. Ведь это Мать! Ведь это родные братья! Это не тетка с улицы? Это не быдло из подворотни! Это мать и родные братья! И в Своем гневном заявлении он раз и навсегда расписывает Свое отношение к родным. И тут уже никакой аллегории. Это крайне серьезное заявление, которое мы всегда должны учитывать. И это одно заявление должно было бы поставить точку в вопросе «богоматери», если бы люди верили тому, что они читают в Писании. Смотрите на какой уровень Иисус ставит Своих слушателей? Теперь это не родная мать, а вот эти люди стали его родной мамой. Теперь не родные братья, а вот эти люди, которых Он, возможно, и в глаза не всех знает, стали для Него родными братьями и сестрами.

Итак, в этом простом высказывании важно не то, что Иисус отрекся от Матери, хоть это и факт. А то, что Он оценивает Свои отношения с последователями на уровне родства, а может и большего, чем родство. Давайте посмотрим в другом месте.

28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
(Матф.21:28-31)

Смотрите, как все просто. В этой притче Иисус ни слова не обмолвился о Законе. С точки зрения Закона второй сын проштрафился. Ведь он сказал ужасное «нет» своему отцу. Первый, наоборот, сказал: «Да, папа, конечно, прямо сейчас бегу». Перед нами очень распространенная ситуация. Есть два брата. Один похитрее, другой попроще. Есть папа, у которого есть огород. Папа чем-то занят и обращается к сыновьям, чтобы те сходили на огород и пропололи грядки с… …ну, пусть будут грядки с морковью. И вот, один, что попроще, очень не хотел идти. И он честно сказал, не пойду. Кстати, отец не убил его за это. Не поставил в угол на горох, не наорал на него. Странно. Ну нет, так нет. Пошел ко второму. Тот проявил все почтение к отцу, поклонился, спел песню хваления, потанцевал вокруг отца, сжег жертвенное животное и проковырял дырку в носу в честь прихода папы. Но потом не пошел.

И вот, приходит папа на огород. Что он видит? Грядки прополоты! Ай, молодец мой сынуля. Согласился и сделал. Справедливо? Нет. Но Бог не Антошка, видит немножко. Бога так не проведешь. Бог видит, кто пошел и сделал. И тогда все танцы с бубном становятся для Него раздражением. А вот этот «непокладистый» сын, любимым. Почему? Да потому что в этом непокладистом, есть что-то более важное, чем в том, что дырявил нос. В нем есть какая-то сила, заставившая его пойти и прополоть эти злосчастные грядки. Он не хотел. Но ведь что-то его заставило. И вот это что-то, гораздо важнее для отца, чем все правила, все законы вместе взятые. Именно поэтому Иисус, указывая на мытарей и блудниц говорит: «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие».

В чем же воля отца? В этой последней притче мы видим, что под волей отца Иисус понимает волю на данный момент. Вот именно на сейчас. Именно в этот момент отец хотел, чтобы кто-то работал в винограднике. Он это объявил. И именно это он ожидал от сыновей. Параллельно этому, когда мать и братья Иисуса пришли забрать «сумасшедшего» Сына и Брата, волю Отца Иисуса исполняли именно те, кто в данный момент сидел перед Иисусом и слушал Его. Не те, кто исполнял или не исполнял Закон. А те, кто в данном случае были рядом с Ним.

Почему я так говорю? Сами подумайте, если бы для Иисуса было важно исполнение воли Отца как исполнение Закона, то показал бы он на собравшихся перед ним мытарей и блудниц, которые ничем не выделились, кроме того, что были тут и сейчас? И это их единственная заслуга. Быть тут и сейчас. Быть там, где хочет Бог. А Бог хотел в тот момент, чтобы они были с Иисусом и Его слушали. Вот и воля.

Возвращаемся к нашему тексту, что приводил в начале.

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
(Матф.7:21)

Итак. Это заявление Учителя говорит не об исполнении Закона. Но о чем-то более важном для Отца Иисуса. Исполнение того, что важнее Закона. А важнее Закона то, чего Бог хочет здесь и сейчас.  И эта вещь гораздо интимнее и индивидуальнее, чем Закон. Давайте посмотрим, какие доводы приведут, по мнению Иисуса, люди, что решили, будто достойны Царствия Божьего.

22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
(Матф.7:22,23)

И вот тут, любители закона выдают за черное белое. Обычно указывается на последнее слово 23-го стиха и говорится: «Вот, видите? Если творишь беззаконие, то есть, не исполняешь Закон, значит, в Царство Божье не войдешь». Но, чтобы сделать такой вывод нужно быть глухим и слепым на оба глаза. Почему? Да потому, что само слово «беззаконие» не обязательно должно указывать именно на Тору. Беззаконие – это нарушиние не только Законов Торы, но и законов любви, законов родственных отношений, законов дружбы, да чего угодно. Что же здесь Иисус называет беззаконием? И это очень просто увидеть.

Итак, Наставник говорит, что в некий день, когда будет возможность получить Божью власть, многие люди скажут, что усердно служили в Его имени. Они исцеляли, пророчествовали (читай учили и проповедовали), пользовались Христовым авторитетом (переведено как творили чудеса). И по их мнению, все это должно быть записано в их достоинства. Но что говорит Иисус? Все это – беззаконие. Упс! Как это?

Очень просто. Как называется человек, который не имея на то право приходит в банк и от чьего то имени забирает деньги? Правильно – мошенник. Так как должен называться человек, который действует от имени Христа, когда Он этого ему не позволял?

А теперь ближе к тексту. Мы только что читали, что в Царство Божье войдет только тот, кто будет выполнять то, чего хочет Бог. Причем это «хочет» относится к «тут и сейчас».  Это значит, что Бог пожелал чего-то и повелел, то есть дал человеку право от Его имени делать то, чего Он желает. Если же человек сам решил, что нужно делать, а именем воспользовался не потому, что Бог пожелал этого, а потому, что он сам решил, будто Бог этого желает, то этот человек – беззаконник. И он творит беззаконие.

А теперь, дорогие, осторожнее с теологией, которая заочно объясняет все, чего хочет Бог. Как бы в беззаконниках не оказаться. Лучше найти именно то, чего Он действительно хочет. И тогда все делать законно.

Что же главное? Главное, думаю, понять, что воля Отца, это не Закон. Закон – это лишь договор. Воля Бога, это его желание сердца. Это вопрос отношений. Вопрос взаимопонимания двух личностей. Подумайте, почему мытари и блудницы «бегут вперед» в Царство Божье. Тогда как святые и последовательные исполнители Закона права на вход лишаются.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.