Царство

думаюДействительно, сколько можно? Сколько можно говорить об аде да о геенне. Пора уже и о чем-то хорошем. Да, пора. Я не уверен, что просмотрел все места связанные с описанием того света в отрицательном смысле. Мы рассмотрели слово «ад», «преисподняя», «геенна», поговорили даже об огне неугасимом, плаче и скрежете зубов. Если я что-то упустил из рассмотрения, помогите мне.

А пока я перейду к самой важной, как мне кажется, части всей этой работы. Дело в том, что сколько бы ни говорилось о Царствии, до сих пор подавляющее большинство верующих совершенно уверено, что Царство – это место. И это место является либо аналогом слова Рай, либо как-то с ним, с Раем, связано. Давайте об этом и поговорим.

Первое, чтобы ликвидировать недомолвки, сразу скажу, Царство Небесное и Царство Божье – это совершенно одно и то же. Все учения о том, что это что-то отличное друг от друга не имеют под собой ровно никакого основания. Почему же у Матфея, а это только у него, Царство Божье называется по преимуществу Царством Небесным? Да потому, что Матфей, как я уже много раз говорил, пишет свое Евангелие для Евреев. А евреи свято относятся к Закону, в котором черным по белому сказано:

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
(Исх.20:7)

И чтобы убрать раздражение с глаз праведных евреев Матфей использует простой прием. Он заменяет слово «Бог», опасаясь того, что даже само слово «Бог» многими воспримется как имя, на слово «Небеса». Если же у кого-то возникает сомнение, то посмотрите параллельные места. Везде, где у Матфея стоит «Царство Небесное», у Марка и Луки  это «Царство Божье». Все, вопрос, как мне кажется, не имеет больше необходимости обсуждения.

Что это такое?

Так что же такое, Царство Божье? И в понимании этого вопроса нам поможет молитва «Отче наш». Все, что нас интересует, это несколько начальных слов.

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
(Матф.6:9,10)

В общем и целом, об этой молитве мы уже говорили много раз. Что нам нужно уяснить? В этой молитве черным по белому записаны слова Иисуса, которые, если прочесть современным языком, звучат так:

9… Отец наш, который в небесах, пусть Твое имя будет свято;
10 пусть придет Твое Царство; то есть, пусть Твоя воля будет соблюдаться на земле так же, как она соблюдается на небе;
(Матф.6:9,10)

Да, конечно, я здесь использовал запрещенный прием. В свой вариант я уже заложил часть толкования. Но имею ли я на это право? Да, потому что вторая часть 10-го стиха, это ровно то же самое, что первая часть, только переданная иными словами.  В греческом это звучит еще более выразительно: «…пусть сбудется (родится, совершится, наступит) воля твоя на земле, как на небе». В скобках я перечислил все грани слова «сбудется» в греческом варианте. Это не просто «будет», это «начнет выполняться». То есть, Иисус предлагает ученикам молиться о том, чтобы то, что до сих пор НЕ ВЫПОЛНЯЛОСЬ, наконец, пришло к выполнению.

А теперь о самом слове «Царство». Греческое слово «базилейя», которое нам переведено как «Царство», имеет такие грани как:

  1. Царская власть – именно в этом значении это слово использовали такие древние греки как Геродот, Фукидид, Ксенофонт и Аристотель;
  2. Царствование – автор Диодор;
  3. Царство, королевство – Геродот, Диодор;
  4. Царская корона – тот же Диодор.

Что мы здесь видим. В самом слове заключено главное значение, которое является не местом, а ролью, функцией, сутью. Даже третье значение «Царство, королевство» этого не может исключить, так как и это значение понимается как «влияние, правление над кем-то или чем-то». И то, что чаще всего древние греки использовали это слово именно в значении власти, приводит нас к тому, что и в Евангелиях это слово не означает место, но означает Царскую власть, влияние, положение.

Отсюда, мой вариант почтения, что я привел выше, более чем верен. Он совершенно верен. Царство Божье, это не место, куда попадают люди, а власть Бога, которая может покрыть собой Землю. Но на момент речи Иисуса, власть Бога еще не действует на Земле так, как бы хотелось. Попросту Его воля НЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ. Отсюда, всякий, кто говорит, что все происходит по Его воле – лжец, в худшем смысле, либо, в лучшем, одурачен и заблудился.  Косвенно, о том же самом говорит и апостол Павел в одном из своих посланий. Читаем:

Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
(Рим.14:17)

Было бы не честно, если бы я просто привел место писания и сказал, что этого достаточно. Так делают многие, но я думаю, так не справедливо. Ведь любой текст нужно рассматривать в контексте послания. А в чем суть?

В Римской церкви, которая основана невесть кем, и, по указаниям самого Павла, является плохой славой Христу, есть большая проблема. Сильнейшее разделение между христианами из евреев и христианами из язычников. Послание в большей степени посвящено именно этому разделению. И одним из поводов для разделения стал подход к приему пищи. Даже не совсем так. Тут тоже надо пояснить. Дело в том, что по иудейским законам нельзя есть идоложертвенное. Но как быть, если ты живешь в Риме, где на рынке продается мясо, которое в обязательном порядке посвящается идолам. То есть, ты приходишь  на рынок, а выбора у тебя нет. Все мясо, что ты видишь, уже идоложертвенное. Ты можешь обратиться к кому угодно, кто так или иначе мог бы продать тебе мясо. Но и у них это мясо уже посвящено идолам. Что делать?

И вот тут каждый решает по-своему. Кто-то, чтобы не нарушить заповедь, отказывается есть мясо, и ест только овощи. Другой, почесав затылок говорит: «Все идолы ничто, значит и идоложертвенное, ничто». Он покупает любое мясо, что понравится и ест, без зазрения совести. В другом послании, сам апостол берет на себя некий «обет» говоря, что впредь больше не будет есть мяса. Но не потому, что боится нарушить Закон, а чтобы «немощного в вере» не погубить. Поэтому и здесь, в послании Римлянам он пишет:

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи.
(Рим.14:1,2)

Понятно, что немощный в вере – это христианин из евреев. Ведь именно такой христианин не может себе позволить есть «нечистое». А христианин из язычников здесь «мощный», ест все. После этого Павел призывает не унижать одними других. Потому что все мы над собой имеем своего Хозяина. И каждый сам за себя Ему ответит за свое поедание или не поедание. Но еще сложнее будет ответить не за то, что ты ел, или не ел, а за то, как ты унизил брата, или как ты стал для него преткновением. Ведь, если из-за пищи ты огорчил брата, то, по словам Павла, ты уже не по любви поступаешь. Он так и пишет:

Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
(Рим.14:15)

И вот здесь появляется та самая фраза, что мы прочли ранее.

Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
(Рим.14:17)

Если мы читаем внутри одного послания, то совершенно ясно видим, что Павел здесь имеет в виду. Суть Царства Божьего не в том, чтобы заставить кого-то есть или не есть, пить или не пить что-либо. А в том, чтобы соблюсти мир, породить радость, одарить праведностью в Святом Духе. И, конечно же, все это не о месте, но о действии Бога, о Его цели, о Его роли, о Его желании, Его воле. Именно в этом Он и проявляет свою власть, что и называется «Божьим Царством».

И, третье место, которое хотелось бы в этом контексте рассмотреть, это фраза Иисуса внутри все той же Нагорной Проповеди:

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
(Матф.6:33)

Если речь идет о месте, то, извините, даже не смешно получается. Мы что, место должны искать? Некое затерявшееся в джунглях пространство, где Бог все еще царствует? Или, может быть, нам в Ватикан? К папе? Или где-то на других планетах мы должны искать это Царство? Глупость несусветная. Конечно же, речь не идет о месте, речь идет о власти, о воле Божьей, об исполнении Его желания.  И вот это указание, звучит в Евангелии не единожды. Вот, только дин из примеров совершенно идентичного смысла:

Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
(Иоан.5:30)

Чего Иисус ищет? По всей вероятности того же, чего требовал и от Своих учеников? Правда? Он ищет Царства Божьего и правды его.

Итак, Царство Божье, оно же Царство Небесное – воля и власть Божья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*