Неугасимый огонь

думаюНу, что же? Мы уже много разных слов исследовали. И некоторые слова употребляются часто, некоторые нет. Теперь можно поговорить о таком понятии как «огонь неугасимый».  Я знаю, что нам часто нравится вставлять это выражение в свои речи. Я сейчас о проповедниках говорю. Это добавляет некой неотвратимости и суровости в наши слова. Но давайте посмотрим как часто, кем и когда использовалось это выражение в Писании.

Итак, первое место, где мы встречаем его – это не совсем точная фраза, но при этом крайне важна для понимания всего последующего использования. Это место находится в Ветхом Завете. И, по всей видимости, именно на это место идет намек в тех отрывках Нового Завета, где мы встречаем фразу «неугасимый огонь». Именно по этой причине нам предстоит понять смысл именно ветхозаветного выражения. Читаем:

Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших.
(Иер.4:4)

Великий плачущий пророк передает евреям послание от Бога, призывая их «снять крайнюю плоть с сердца» их. Проводя параллель с физиологическим обрезанием, он призывает их обрезать свои похоти. И вот зачем. Как говорит Господь: «…чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей» их. Здесь совершенно ясно все сказано. Не покаетесь, мой гнев будет «неугасимым».

В действительности Бог много раз говорит о Своем гневе, который может возгореться и не угаснуть никогда. Я не думаю, что слово Бога можно ставить под сомнение. Если Он сказал, что не погаснет, значит действительно, в отношении кого-то Его гнев может оказаться вечным.

Кроме того, в рассматриваемом нами месте есть еще одно постоянное сочетание. Гнев почти всегда сравнивается с огнем. Гнев загорается, он как огонь, и он может быть неугасимым. Иначе говоря, негаснущий огонь – это образ и выражение Его гнева. Как мы уже знаем, Ветхий Завет ничего не знает об огненных мучениях в аду. А термином «геенна огненная» вооружился Иисус уже придя к нам.

И, да, вот такое слово «неугасимый» в переводе на русский язык в Ветхом Завете встречается только один раз в том отрывке, что мы уже прочли. Но еще несколько раз, можно встретить выражения связанные с гневом, как уже я и сказал. Но это уже не «неугасимый», а тот огонь, что «не гаснет».

Есть требование к священникам, чтобы те следили за жертвенником, где огонь не должен гаснуть. Так же говорится о светильнике Израиля, и желании, чтобы он не угас. В противовес этому есть указание на светильник нечестивых, что обязательно угаснет. А есть и вот такое место:

17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, — все погибнут, говорит Господь.
18 Ибо Я [знаю] деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.
19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою
20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде.
21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.
24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.
(Ис.66:17-24)

Это пророчество Исайи об обновленном Сионе, о Сионе Мессии. И в этой речи он касается тех, кто посвящал себя богам языческим. О них Исайя в 17-м стихе сказал кратко  и бесхитростно: «все погибнут». И, казалось бы, погибнуть должны вообще все, кроме евреев, потому что, как кажется, все не евреи так поступают. Однако мы читаем дальше в стихе 18-м указание на то, что Бог придет собирать «все народы и языки». И, в результате «они придут и увидят славу» Его. Дальше мы видим как Бог посылает этих «званных» к разным народам. При этом они идут не безоружными. Они идут с «печатью», буквально «со знаком» или «со знамением».

Все это для евреев времен Исайи слышать было почти невозможно и странно. Как такое возможно. Более того, в 21-м стихе Исайя сообщает слово от Бога о том, что Он собирается и священников ставить из этих бывших язычников. И все это, по словам Бога, происходит потому, что «семя ваше и имя ваше» всегда перед лицом Господа. Кроме того Бог ясно говорит о том, что на поклонение Богу будут собираться ежедневно «всякая плоть». Не души, не духи, не мысли, а плоть. И вот тут начинается жесть.

Люди собираются на поклонение к Богу, и, когда выходят с поклонения, что они видят? Они видят «трубы людей, отступивших от Меня». То есть, в то время, пока «всякая плоть» поклонялась Богу, Бог творил Свой суд над остальными, кто не захотел идти на поклонение. И вот тут мы вдруг находим указание на червей, что не умирают и огонь, который не угасает.

Я не пытаюсь сейчас растолковать весь смысл послания Бога через Исайю. Я лишь хочу, чтобы мы запомнили одну вещь. Здесь речь идет не об аде, не о мучениях в аду. Речь идет о людях, что вышли с поклонения и вот, они видят, что произошло с противниками. Это не под землей, это НА ЗЕМЛЕ. Понимайте, как хотите. Это может быть аллюзией на живых людей, которые мечтают умереть от ужасной безысходной и проклятой жизни. Сама эта жизнь для них уже и червь, который никак не хочет их оставить, и огонь, который ну никак не отпускает их. И сама такая жизнь – это уже ад. Но не тот, что под землей, а тот, о котором пел Давид. Так же, это может означать какие-то другие мучения. Но важно  (!) здесь не говорится о муках для мертвых в аду. Повторюсь. Люди вышли и видят. И самое главное. Все эти «трупы», кем бы они ни были, становятся мерзостью для остальных. И вот тут я вижу еще одно. Все эти «трупы» — все еще живые люди, со своими тараканами. Как и говорил выше. Но все их «тараканы» для Божьих людей – мерзость. Они более не привлекательны. Они мерзки.

Сегодня то тут, то там, народ увлекается разными школами языческого толка: йога, процветание, медитация, веганство и т.д. И все звучит заманчиво, логично. С этим трудно спорить. Но, как говорит Господь, всему этому придет конец. И тот, кто увидит Его славу, одернет руку от всего этого, как от проказы. Потому что увидит истинный облик.

Но, пока запомним, речь здесь не идет о муках в аду. Если и можно говорить об аде, то лишь в поэтическом смысле, как это описывает Давид. О чем мы говорили в соответствующей теме.

Переходим к Новому Завету.

Итак, по Ветхому Завету все. Теперь переходим к Новому. И первое место, где мы встречаем  огонь, который не угасает, это речь Иоанна Крестителя. Напоминаю, Иоанн ждал Великого Мстителя. Он не ждал прихода благодати. Он ждал прихода топора, что у корней дерев. Он ждал огня. Месть – вот идея Иоанна Крестителя. И тот, кто осознает свой грех, должен заново переобратиться в иудаизм, пройдя обряд под названием «мицва» или «микве». Что в русской библии называется крещением. Именно древний обряд посвящения человека в иудаизм и проводил великий пророк.

Вместо Мстителя, пришел Спаситель. И это сильно подкосило Иоанна. Но это другая история. Нас же интересует здесь его фраза. Читаем:

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
(Матф.3:11,12)

Итак, по словам Крестителя людей ожидает два варианта божьего суда. Либо погружение (крещение) в Дух Святой, либо месть – погружение в огонь. И дальше идет иллюстрация этого суда. Вот Мститель держит в своей руке лопату, которой он провеивает пшеницу. И все, что оказалось легким, то есть, соломой, сжигается огнем неугасимым. И тут мы должны вспомнить Ветхий Завет. Дело в том, что Иоанн, как и Сам Спаситель, в своих речах опираются именно на Ветхозаветные Писания. И понятие огня, что не гаснет, взято оттуда. Так вот, чуть выше мы уже поняли, что речь идет о гневе. Креститель сообщает о великом «неугасимом» гневе, который ожидает всех, кто прямо сейчас перед Иоанном не покается и не крестится. При этом, он позволяет себе некоторых ребят не пустить, обвинив их в попытке избежать этого самого гнева. Но об этом вы и сами знаете.

Какой мы сделаем вывод? Здесь, как и в случае с авторами Ветхого Завета, под «неугасимым огнем» понимается все поглощающий Божий гнев, который не гаснет.

Да, еще одна мысль про «неугасимый». Я думаю, хотя вы можете, конечно, со мной не соглашаться, что «неугасимый» он не потому, что вечный. А потому, что нет такой силы, которая могла бы противостоять Божьему гневу. Это не значит, что Божий гнев не заканчивается. Это значит, что пока Бог в гневе, ничто этого изменить не может.

А то, что Божий гнев имеет финал, мы знаем из истории пророка Илии. Который прозевал момент, когда Бог перестал гневаться на Израиль и все продолжал пускать поезда под откос. Извините, конечно, речь не о поездах. Илия продолжал посылать огонь на людей. И, в конце концов, Богу пришлось приказать Илии передать свои пророческие полномочия Елисею, а самого Илию забрать.

Следующее место, где мы находим «огонь неугасимый» — это Евангелие от Марка.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
(Мар.9:43-48)

Прежде, чем обсуждать это место, нужно посмотреть в исходный греческий текст. Что мы там обнаруживаем. Первое, стих 44 и 46 полностью отсутствуют. В 45-м стихе выражение «в огонь неугасимый» так же отсутствует. И в 47-м стихе нет указание на то, что геенна огненная. То есть слово «огненную» отсутствует.  Теперь можно реконструировать текст и уже его обсуждать.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44, 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну,
46,47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
(Мар.9:43-48)

Вот как-то так должен был выглядеть исходный текст. Удаление 44-го и 46-го стихов сильно не меняет смысла, так как эта фраза присутствует в 48-м стихе, однако сама попытка добавить ее аж дважды о чем-то говорит. Но об этих «членовредительствах» мы уже говорили достаточно, исследуя Матфея. Напомню лишь, эти фразы обращались исключительно к апостолам и несут в себе горькую иронию исходящую от невозможности жить идеально. Сама эта ирония призвана указать не на повышение стараний, а на Того, в Чьих силах все исправить.  И вот тут чуть остановлюсь.

Иисус смеется над фарисейским убеждением, что человек, если сильно постарается, сможет исполнить все заповеди Закона Моисеева. И для еще большей иронии, чтобы еще сильнее «поднять на смех» эту глупость, он использует слова того же Исайи. И тогда фраза «где червь их не умирает…» уже не несет смысла действительности. Но призвана лишь пристыдить апостолов в их фарисейском подходе. Чтобы заставить их отказаться от этих убеждений и, вспоминая Его насмешку над ними, бояться даже самой мысли, чтобы кого-то судить за что-то не идеальное.

Если еще не удостоверились, обращаю внимание на то, что 48-й стих, это совершенно явная цитата.

Откуда я это беру. Ок. Смотрите, с 43-го стиха по 47-й Иисус обращается к апостолам. Он говорит «тебя», «отсеки», «тебе», «твоя», «твой», «вырви». Как видите, все это второе лицо. А теперь смотрим 48-й стих? Какое лицо использовано здесь? Тут у нас местоимение «их». Червь, оказывается не «ваш», или «твой», а «их». И вот это выражение явно не связано с обращением к апостолам. А выдается именно как цитата, как указание на слова Исайи. А слова Исайи, как мы уже говорили, относятся к тем, кто вместо поклонения Богу занимался чем-то иным. И превратился в лежащий навиду (!) труп. И да, не обязательно лежащий. У Исайи нет на это указаний. То есть, это может быть и ходячий, и бегущий, и говорящий, воспитывающий детей и т.д. и т.п. труп. Речь не об аде. О мучениях? Да, безусловно. Но не в мифическом аду. Где угодно, но не там, куда мы, современные «теологи» отправляем эти мучения. А это значит, что все эти мучения гораздо реальнее и ближе, чем тот выдуманный ад, который не имеет ничего общего с библейским.

Теперь пару мыслей о том, почему кому-то понадобилось так старательно умножать фразу про неугасимый огонь и вечно жующих червях. Я думаю, такая гиперболизация появилась именно для того, чтобы убедить читающего в мучениях, заставить его акцентировать внимание именно на ужасе. И этот человек, что «добавил» что-то к Писанию, не понимал иронии Иисуса, а видел все исключительно в черно-белых тонах. А мы знаем, что:

18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
(Откр.22:18,19)

Видимо, древние христиане не были достаточно осведомлены о воздаянии за такие «шалости».  Либо делали лишь пометки на полях, которые позже кто-то воспринял как часть основного текста.

И, последняя мысль по этому тексту. Если кто-то цитирует что-то в качестве иронии, то, как правило, это не делается несколько раз. Это делается лишь однажды. Поэтому фраза и не могла повторяться аж три раза. Она была финальной в данном тексте и предназначалась для ироничной точки. А переписчики превратили ее в страшилку.

Ну, вот и все места, где упоминался неугасимый огонь. До встречи.

Неугасимый огонь: 8 комментариев

  1. А теперь немного о огне.
    Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим. И послал вестников пред лицем Своим; и они пошли, вошли в селение самарянское, чтобы приготовить для Него. Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим (Лк. 9:51-53). Самаряне не имели общения с иудеями, и, увидев, что это иудей, идущий в Иерусалим, не приняли Христа.
    Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:54-56).
    Что мы сдесь видим так это и характер и природу Господа. Который запретил свести огорь на тела человеческие которые и так смертны, так как же тот самый Господь может подвергнуть на вечные муки души и тела людские ведь это противно Его природе и противоречит Его основной сути которая есть Любовь.

    • Было бы отличное место для доказательства. Но кроме того, что Иисус просто запретил, больше мы ничего не можем. Дело в том, что вся фраза, что ты привел, это поздняя добавка. А так, согласен на все сто.

  2. «Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.»

  3. И вот еще как можно наказывать на вечность того кто грешил 20 лет. Наказание должно соответствовать тяжести вины ибо этого требует справедливость. Все поборники вечных мук какраз и ссылаются на то что Бог справедлив и это так и есть, но Его справедливость не имеет ничего общего с их пониманием того каким должен быть Бог в своем праведном гневе. Если не предвзято подходить к тому как Бог судит и чему учит. То можно увидеть что Бог склоняется в сторону милости а не в сторону суда.

  4. Вот что еще интересно про гнев Бога так вот он и взаправду не вечен.
    Пс 84:6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род? … Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.