Тьма внешняя

думаюУ нас на очереди вот такое любопытное словосочетание – «тьма внешняя». До этого мы подробно рассматривали все, что сказано в Писании в отношении Рая, ада, преисподней в разных видах, геенне. Потом поговорили об огне неугасимом. А теперь пора перейти к небольшой теме тьмы внешней.

Сразу скажу, рассусоливать здесь не о чем. Думаю, все будет еще короче, чем с неугасимым огнем. Итак, первое и главное на что нужно обратить внимание в этом вопросе, кто из апостолов использует этот термин. И оказывается, что только Матфей упоминает это словосочетание. Причем, что важно, мы не рассматриваем тьму вообще, а исключительно в сочетании со словом «внешняя».

Уже из одного факта, что этот термин мы в устах Иисуса находим исключительно лишь у Матфея, мы можем что-то выявить. Что же тут такого? Может, просто, Матфей что-то слышал такое, что Марк, Лука и Иоанн не заметили? Вот, Матфей запомнил это выражение, а остальные апостолы нет. Было бы удобно так рассуждать. Но, не могу в это поверить. Но вот что мы знаем наверняка. Матфей писал свое Евангелие для особенной целевой аудитории – евреев. Именно поэтому только у него есть так называемая Нагорная Проповедь в подробностях и так много цитат из Писаний. Именно поэтому, о чем мы еще будем в ближайшее время говорить, только у него вместо Царства Божьего мы находим Царство Небесное. Вот тут и кроется наличие особенного термина, который больше никогда и никем не используется.

Вообще, очень забавно обнаруживать такие вещи. Смотрите. У меня нет ни малейшего повода не верить Матфею. А это значит, что Иисус действительно использовал термин «тьма внешняя». Но все остальные апостолы, по всей видимости, умышленно его упустили. Почему так? И ответ я уже указал. Потому что все остальные апостолы не писали для евреев, а для христиан из язычников. А Иисус это словосочетание использовал исключительно для еврейского сознания. Язычник бы, что и произошло, воспринял этот термин превратно. Иначе говоря, все апостолы старались оградить язычников от терминов, которые они не поймут и истолкуют неверно. И один из этих терминов было наше словосочетание.

Вопреки стараниям апостолов, которые даже не подозревали, что их тексты станут частью Священного Писания, тексты Матфея были переведены на греческий, и язычники оказались там, где их никто не ждал. Они увидели «тьму внешнюю» и сделали свои выводы. Эти выводы тут же превратились в утверждение истины и, вуаля, теперь это чуть ли не один из самых употребляемых в христианстве терминов.

Итак, мы имеем дело с текстом, предназначенным для чтения евреями и только евреями. И смысл выражения «тьма внешняя» понят должен быть только им. Что же этот термин мог значить для них? И тут все просто. В сознании древнего еврея, не знаю, есть ли это у современных евреев, есть два мира. Кстати, очень похоже на мировоззрение древних китайцев. Для них, китайцы – это те, кто живет под небесами (поднебесная, не путать с поднебесной в Ефесянам), а весь остальной мир живет под проклятием. И все только и мечтают, перебраться под небеса.

Так вот, древний еврей времен Иисуса, это человек, который верит, что свет истины есть только у Израиля. Это та земля, что Бог дал евреям. Весь остальной мир, внешний мир, находится во тьме. Все эти люди несчастны, омрачены, потому что не знают истинного Бога. И никто из евреев не желает оказаться в этой внешней среде. Почему? Потому что там, во вне, люди не знают счастья, они служат своим богам, которым приносят жертвы вплоть до человеческих. Там не жизнь, а сплошное разочарование – скрежет зубов.

В устах Иисуса этот термин приобретает еще большую силу. Почему? Потому что в Его устах смысл такой. Те, кто вместе с Ним – во свете. Они получат Царство. Они будут властвовать «жезлом железным» над теми, кто во внешней тьме (язычниками).  Они будут в славе, здравии, радости. Что о тех, кто «вне» не скажешь. И особенно, когда этих внешних сравнивать с занявшими великие престолы божьими людьми. И вот эти евреи, что слушали Иисуса, слышали и о том, что могут с легкостью оказаться за дверью, не у дел, на свалке жизни. Вот где обидно (скрежет зубов), вот где жуткое разочарование (плач).

Но, давайте уже почитаем те места из Евангелия от Матфея, где это выражение встречается:

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
(Матф.8:11,12)

Вот в этом первом отрывке со всей красотой проявляется угроза Иисуса для евреев потерять свое насиженное и, казалось бы, гарантированное на века место. И это не просто угроза. Иисус говорит, что на их место придут как раз именно те, кто изначально был во вне. Они придут и пнут их, евреев, под зад, и займут их места. Вот где будет обидно! И вот как будет досадно тем, кто был уверен в вечном блаженстве, а оказался в помойке, у разбитого корыта.

Следующий отрывок – это часть притчи. И в этой притче описывается совершенно естественный ход жизни. Тут нет никаких «духовных» вещей, мистических героев и т.д. И в этой притче совершенно отчетливо показано, что именно понимает этот царь из притчи под тьмой внешней.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
(Матф.22:13)

Перевожу на русский с русского. Царь приказал своим слугам выбросить нахала связанным из дворца на улицу. Все! А теперь простой вопрос. А в чем тут наказание? Ведь он и так всю жизнь был на улице? Ну, был на улице и остался на улице, в чем ужас? А ужас в том, что он был на улице вместе с другими такими же несчастными. И его беда на фоне таких же как он была легче. Они, возможно, были вместе у костра. Это было не так одиноко. Они вместе злились на царя, проклинали его за их нищету и т.д.

А что изменилось теперь? А теперь, все те, кто был равным ему, стали его господами. Теперь они сыты, обуты, одеты и умыты.  А он? Каким он был, таким он и остался. А ведь мог бы оказаться вместе со своими… …может быть не друзьями, но соседями по коробке на улице… …оказаться за одним столом, а возможно и дружбу с царем завести.

Есть такая вещь, как встреча одноклассников. С одной стороны, если класс был дружный, это веселое занятие. Но если в классе была какая-то конкуренция, то очень часто, после этой веселухи, домой люди возвращаются в депрессии, исполнены зависти, обиды. А некоторые в одиночку плачут над своей неудавшейся жизни, о которой они и так знали, но которая на фоне успешных одноклассников стала в десять раз хуже и тяжелее. Вот это и есть тот самый плач и скрежет зубов, который ожидает каждого, кто откажется от Христа.

а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф.25:30)

Это уже третий и последний отрывок. И он так же берется из притчи. И эта притча снова о господине и о рабах, которые по его отъезде получили по некоторому количеству талантов. И вот, что хозяин сделал с «негодным рабом». Как мы видим, полностью повторяется та же мысль, что и в предыдущем отрывке. Хозяин выкинул раба вон. Буквально во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов.

Итак, во всем Писании мы имеем только три отрывка с термином «тьма внешняя». И два из них говорят о том, что некий владелец имения выкидывает своего слугу на улицу. И эта улица звучит как «тьма внешняя». Как вы понимаете, притягивать сюда связь с адом, в который верят все современные христиане, мы не имеем никакого права.

Вот как-то так. До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.