И еще об аде.

думаюИтак, что мы имеем. Прямого указания на ад, как на реальность мы еще не обнаружили. Возможно от того, что читаем пока исключительно поэтические строки. А в поэтических строках может быть много разного. Вот, например, такой момент о поэтических вещах. Мы знаем, что Бог создал человека по образу Своему и подобию. Это ни у кого из верующих не вызывает сомнений. Однако тот же самый Давид поет следующее: 

Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня
(Пс.16:8)

Давид говорит о том, что у Бога есть крылья! Давид! Что ты несешь? Мы являемся образом и подобием Бога! Какие крылья!? Да нет. Все нормально. Это поэзия. Давид не претендует на то, что Бог обладает какими-то физическими крыльями. Тем более, что

Бог есть дух, …
(Иоан.4:24)

А духу не нужны никакие физические дополнения. То есть, да, Давид часто использует эдакие «прекрасы», «преувеличения». Но использует их не потому, что нечего сказать. Наоборот, эти «преувеличения» описывают как нельзя лучше ту теплоту, которую Давид чувствует к Богу, и какое тепло он чувствует в ответ. Крыло здесь, например, наводит на мысль о птице, которая закрывает своих птенцов от невзгод этого мира. Вот с этой птицей мамой и ассоциирует Давид Бога. Под Его крылом тепло, уютно и не страшно.

Все это вступление я пишу для того, чтобы мы понимали, что не все в Писании является прямым указанием на существование чего-либо. Все это не доказывает и отсутствия этого. То есть, если Давид использует поэтические преувеличения, то само это преувеличение еще не говорит, что, например, ада нет. Я говорю лишь о том, что в словах Давида нет указания на реальность ада. Точнее, нет указания на реально существующий ад. При этом, повторюсь еще раз, это точно так же не указывает и на его отсутствие.

Итак, пока мы не нашли в Писании прямого указания, я буду использовать сослагательное наклонение. При этом, уже у Исайи мы обнаружили некую подробность. Оказывается, в древнееврейском аду люди буквально спят. И еще одно. Зачастую древние евреи не видят разницы между адом и могилой, в которой, по мнению древних евреев, эти люди и оказываются в длительной спячке.

В этом смысле нужно вспомнить вчерашний текст Исайи. Там есть один момент, громко говорящий в пользу этого второго понимания.

В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой.
(Ис.14:11)

Исайя просто наслаждается этой картиной из фильмов ужасов. Но, на самом деле, вот это замечание Исайи о червях, которые «подстилаются» и покрывают царя Вавилона нет ничего особенного. Просто Исайя в своем восторге от смерти этого тирана надмевается над ним. Вот он был на высоте, а теперь в обиталище червей. Это не значит, что у царя Вавилона какая-то особенная могила. Мол, у этого царя вся могила в червях, а у всех других могила стерильная. Нет, конечно. Но от этого праздник души Исайи не прекращается. Просто эта игра образов усиливает величину падения «великого» царя.

Раз уж я вернулся снова к вчерашнему тексту. Посмотрите еще на поэтические изыски Исайи. Он пишет, что царь Вавилона, во-первых, упал с неба, во-вторых, разбился о землю. На самом деле, ни с какого неба царь Вавилона не падал, и уж тем более не разбивался. Мы снова имеем дело с тем, что произошло не в этом мире, а в духовном. Царь Вавилонский был на высоте. Ему льстили, говорили, что он утренняя звезда. Он в своем тщеславии уже летал среди звезд, ходил среди богов (он язычник), но шлепнулся с позором, и оказалось, что он просто кусок мяса. И пророк глумится над ним, издевается в своем пении. Надо сказать, что пророки того времени не стеснялись и глумились над врагом по полной.

Но я хочу снова затронуть песни Давида. Тем более, что потом мы встречаем некоторые цитаты уже в Новом Завете. И, к сожалению, не совсем понимая их содержания, делаем странные и поспешные выводы. Давайте посмотрим вот этот отрывок.

8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
(Пс.15:8-11)

Самое здесь любопытное, что 10-й и 11-й стихи связаны очень странным способом. Давайте посмотрим внимательнее. В 10-м стихе Давид поет о том, что Бог не оставит его души в аде. Логично думать, что речь идет о воскресении после смерти. То есть, вот, когда-то Давид умрет, попадет в свой древнееврейский ад и заснет. Но в аде не останется, то есть, воскреснет. Причем воскреснет еще до того, как начнет «тлеть». Помните? Лазарь уже начал пованивать. А вот Давид говорит, что воскреснет еще до того!

Потом, в Новом Завете нам объяснят, что на самом деле, это пророческие слова об Иисусе. Аминь. Но, когда Давид пел эти слова, он не думал, что они станут пророческими. Он пел то, что чувствовал. Но не это странно… Нет. Не правильно. Не странно, а крайне любопытно. Десятый стих не заканчивается точкой. Он продолжается в одиннадцатом. И вот что мы видим. Представим себе, что мы поняли текст именно так. Давид умер, но это не страшно, потому что еще до начала тления Бог его воскресит.

И вот далее мы читаем о том, что Бог укажет ему, Давиду, путь жизни. Когда укажет. До смерти или после воскресения? А как быть с тем, что Давид уже давно истлел? Давид, видимо сильно ошибался в Боге? Или Давид вообще не пророк?

Ничего такого. Давид не ошибался. Он настолько был прав, что этот стих даже цитируется в Новом Завете. Но факт, есть факт. Давида нет. Его тело истлело.

На самом деле все просто. Давид вообще здесь не говорит о своей физической смерти. Он говорит о той смерти, которую человек переживает в жизни. О горе, разочаровании, предательстве друзей, чувстве безысходности, даже желании умереть. Вот об этом аде и идет речь. И именно в этом аде Бог не оставит своего «святого». И в этом аде Давид не загниет. Почему? Да потому, что, как и написано в следующем 11-м стихе, Бог укажет ему путь жизни. И все! Вот перед нами Давид с потухшими мертвенными глазами, потерявший все надежды, а через миг, он уже видит путь жизни, он не остался в аду.

Итак, Давид очень любит этот термин. Он использует его часто в своих псалмах. И описывает им, как мы уже поняли, совсем не тот ад, которому мы научены. Ад в понимании Давида, это тот ад, который настигает человека при жизни, который гнетет его, не дает жить полной жизнью, дышать полной грудью, радоваться без оглядки.

У Исайи, похоже, несколько иной подход. Под адом он уже понимает сон в могиле. Правда и он не обходится без поэтических иллюстраций. Но, достаточно уже разговоров о Давиде и Исайи. Перейдем к следующему отрывку. Это Осия. И текст всем нам более чем известен.

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня.
(Ос.13:14)

Эту цитату я слышу очень часто. И, надо признаться, мне она тоже очень нравится. Но, давайте вникать в суть текста. Здесь Осия обращается в основном к колену Ефрема. Говоря об этом народе, Осия не перестает пристыжать его. Вот, посмотрим, хотя бы на этот текст:

Ефрем пасет ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение; заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей.
(Ос.12:1)

Бог через Осию говорит, что потомки Ефрема занимаются чем-то совершенно бесполезным, пустым. Они «пасут ветер и гоняются за восточным ветром». Это даже не просто бесполезное занятие. Это картина сумасшедшего. Взрослый дядя ведет себя как больной на голову мальчик. А что на самом деле происходит? Что именно Бог называет этим сумасшествием? Это союз с Ассуром Он называет безумием. Бог говорит странную фразу про елей. Что это за указание? Чего плохого в том, что народ Ефрема продает елей в Египет? Но речь не о торговле. Речь о елее. О том драгоценном составе, что предназначается для служения Богу. Другими словами, Бог обвиняет колено Ефрема в идолопоклонстве, в поклонении богам Египта.

Правда, Иуда и Иаков тоже получат от Бога на орехи за свои «шалости». Но, немного укорив Иуду с Иаковом Бог опять возвращается к Ефрему. Бог указывает, что обижать любят только те, кто не знает Его. Это удел Хананеян. Это они «с неверными весами». А Ефрем зная Бога положил свое упование на богатство. Смотрите, как пересказывает Осия слова Ефрема. То есть, с точки зрения Бога, это и есть истинные мысли Ефрема: «Однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом».

И, знаете, я сразу подумал о наших братьях во Христе. Вот точно такими же словами некоторые христиане объясняют свою жизненную позицию. Забавно. Но вот что говорит Бог. Он говорит, что, несмотря на все богатство, что Ефрем накопил, Бог возьмет и превратит его, Ефрема, в нищего. Буквально, поселит в кущах. И даже «прикололся» над ним, говоря: «… как во дни праздника». Бог, как бы, говорит: «Вот тебе, дорогой, шалашик. Празднуй». И конец 12-й главы Осия заканчивает так:

Сильно раздражил Ефрем [Господа] и за то кровь его оставит на нем, и поношение его обратит Господь на него.
(Ос.12:14)

А 13-я глава начинается со слов болезненного сожаления Бога о том, кем был Ефрем, и кем он теперь стал.

1 Когда Ефрем говорил, все трепетали. Он был высок в Израиле; но сделался виновным через Ваала, и погиб.
2 И ныне прибавили они ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, — полная работа художников, — и говорят они приносящим жертву людям: «целуйте тельцов!»
(Ос.13:1,2)

Любопытно, да? А ведь мы читаем про тех самых евреев, что совсем недавно прошли по дну Чермного моря. Это те евреи, что получили центральную, самую, наверное, лучшую полосу земли от Иордана до Средиземного моря. И за все это Бог обещает им, что они станут невесомыми, потеряют весь свой вес. Станут слабыми, как туман. Ненадежными, быстро исчезающими, как роса.

Бог через Осию говорит, что, когда у них было что пахать, они были сыты, и потом стали гордиться от своей сытости. И, буквально «потому они забывали Меня» (Ос.13:6).  Итак, Бог в гневе. Он обещает, что будет «подстерегать» их. То есть с этого момента у Ефрема начнутся большие проблемы. Он даже говорит свое определение: «Погубил ты себя, Израиль».

Бог напоминает Ефрему, что это Он дал им царя. Это по их просьбе было. И Бог «дал… …царя во гневе». Но где он теперь? Бог, как бы с насмешкой говорит народу Ефрема: «Пусть он спасет тебя…». И вот, все беззаконие Ефрема собрано в одно место – «связано в узел». Бог обещает жестокое воздаяние за все это беззаконие. Он даже сравнивает наваливающуюся на колено Ефрема судьбину с родами. И народ будет мучиться подобно рождающей.

И может показаться, что все это приведет к одному, к уничтожению. Но все это заканчивается как раз нашей цитатой!  А теперь, чтобы понять суть текста, попробуйте почувствовать гнев Создателя. Потому что вся эта цитата сказана в гневе. Но тут же, вдруг, открывается что-то более важное:

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня.
(Ос.13:14)

Эта цитата всегда подается как милость, посыл любви и добра. Как обещание Бога победить ад, вырвать жало у смерти. И это правда. Но вот чего никогда никто не замечает. Это обещание сказано в сильнейшем гневе и сказано народу, виновному в этом гневе. И вот теперь, можно увидеть такую картину. Представьте себе отца с ремнем в руке, который поймал своего сына за углом с сигаретой во рту. И вот он говорит: «Я для тебя стараюсь, на двух работах! Зарабатываю, чтобы ты был обут и одет! А ты тут, поганец, курить вздумал! Вот я тебя сейчас отучу! Ты выкинешь из головы эту блажь! Посмотрим, как ты в следующий раз закуришь!».

Подобно этому отцу, Бог схватил за ухо Ефрема, когда тот бил себя в грудь и унижал других братьев: «Вот я тебя сейчас избавлю от смерти! Ну что? Нравится висеть за ухо подвешенным? Будешь в следующий раз унижать других? Будешь в следующий раз кланяться другим Богам? Вот я вырву сейчас у смерти жало! Посмотрим, как в следующий раз ад будет радоваться своей победе!».

Не знаю, как вам, а мне совершенно очевидно, что под адом  и смертью здесь понимается тот грех, гордыня, надмение, превозношение, с которым Ефрем был пойман. И опять таки речь не идет о натуральном аде.

Что-то, пока, не везет нам. И да, помните о словах из притчи, про ответ не выслушав. Ок?

И еще об аде.: 4 комментария

  1. Нет,что вы пастор, все что вы мне ответили,прочитанно и принято мной. Спасибо вам огромное. А насчёт ваших статей всегда с нетерпением жду новых. Насчёт «не хватает терпения «это относилось к этому.??

    • Странно. Я же вам подробно ответил на вопрос. Мне даже было удивительно, что на мой ответ вы замолчали на долго. Думал, даже, обидел чем-то. Вот только не помню, то ли в фейсбуке, то ли в контакте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.