Лучше нету Того Свету – Ад.

думаюВчера мы рассмотрели, что Писание говорит о Рае, и говорит ли Оно о Рае как о временном пребывании людей между смертью и воскресением. Я допускаю, что мы что-то могли упустить. Но, на сегодняшний момент совершенно ясно, слово Рай в Писании (исключительно в рамках Библии) отношения к «Тому Свету» не имеет. Здесь я не рассматриваю массу свидетельств о нахождении людей где-то там. Их путешествия по тоннелю или экскурсии по Раю и Аду. Это меня не интересует совершенно. Здесь я рассматриваю исключительно, и это вновь и вновь повторяю, вопрос потустороннего Мира, как Мира временного пребывания человека после смерти до Суда, в рамках текста Библии. Итак, сегодня попробуем разобраться со словом, которое нам переведено как «Ад». И еще раз. Не тот вопрос, есть ли Ад или нет, но что под этим термином скрывается в Слове Божьем. Начнем.

В Псалмах

Ранее всего это слова встречается нам в книге Псалмов. А именно псалом 9, стих 18.

Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
(Пс.9:18)

Здесь мы имеем дело с древним еврейским словом «Шеол». Он означает как преисподнюю или ад, так и просто гроб или могилу.  Выбор, что именно должно быть взято для перевода, ложится на переводчика. Кроме того, в еврейский Шеол, как указывают разные исследователи, попадают как грешники, так и праведники. И Шеол не означает место мучения грешников.  Но это все уже лирика. Что же сам текст говорит о Шеоле? Давайте немного шире взглянем на текст псалма Давида. То есть, начнем читать чуть раньше.

14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
(Пс.9:14-18)

С одной стороны, вроде бы, все логично. В 14-м стихе Давид поет о том, что Бог возносит его «от врат смерти». Можно подумать, что Давид говорит о каких-то реальных вратах, которые, наверное, являются входом в обиталище смерти. И мы, конечно же, сразу думаем об Аде. Но дальше Давид говорит, что Бог делает это, чтобы он, т.е. Давид, что-то делал. А именно, чтобы Давид прославлял Бога. Но, смотрите, где Давид должен прославлять Бога после того, как Бог вознес его от тех самых врат смерти? Правильно – «во вратах дщери Сионовой». А это что за врата?

Да никакие это не врата. Это поэтический символизм. Просто Давид поет возвышенную песню возвышенными словами, описывая банальные вещи так, что кажется, будто все выглядит именно так. Давид прославляет Бога перед евреями. Они и являются той самой дщерью или по-нашему дочерью Сиона. А врата можно понять как вход в их душу, в сердце. Понятно, что у сердца нет никаких реальных врат. Это символика. Точно такая же символика звучит и в отношении смерти. Вот Давид на грани «у врат» смерти, и, в следующий миг Бог его уже спасает.  Но вместо Давида во врата смерти входят «народы». Если перевести с восторженного на приземленный – вместо него гибнут враги.

В 17м стихе Давид поет о том, что Господь осудил этих нечестивых. Он, как бы, схватил их за руку. И суд этот для того, чтобы все нечестивые обратились, т.е. вошли в смерть, или, если убрать символизм, оказались в могиле. Здесь нет теологически и философски выверенного термина. Давид не думает о таких вещах. Он поет. И поет о том, что он чувствует. А тому, кто поет восторженные песни, далеко не интересны теологически и философски верные высказывания.  Он поэт, он в восторге, он в полете. Отсюда все эти поэтические картинки. При этом смысл послания не искажен, но усилен чувственно. Это не доклад, это песня восторга перед Божьим могуществом. И песня ожидания Его мести, Его суда.

Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
(Пс.54:16)

Вот еще один текст Давида. Здесь песня восторга и ожидания, сменяется песнью боли. И здесь мы читаем о том, чего Давид просит у Бога и почему.

10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
11 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
13 ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.
(Пс.54:10-17)

Давид жаждет, чтобы с некими ребятами произошло то же самое, что когда-то произошло со строителями вавилонской башни. Он взывает к Богу с просьбой «разделить языки их». Давид говорит, что эти ребята днем и ночью творят свои темные дела по всему городу. И вот, в 13-м стихе он раскрывает свою боль. Эти ребята «поносят его». И даже это не проблема, если бы это были враги. Но, как говорит Давид: «… не враг поносит меня,…». Он говорит, что это делает тот, кто был его близким другом, с которым он откровенничал и вместе молились в Храме. Это предательство. И дальше то, что многим христианам не понравится. Давид мечтает, чтобы эти ребята (бывшие друзья) «сошли живыми в ад».

Что это за оборот такой? Ведь все знают, что живым в Ад сойти нельзя. Ты что, Давид, это невозможно! Но Давид ничего не путает. Давид мечтает о жесткой мести. И эта месть просто сглажена слегка переводом. Мы уже знаем, что Шеол, как временное пребывание (если оно конечно есть) не имеет отношения к мучениям грешников. Мы же говорим о еврейском Шеоле (Аде), не так ли? Так что же тут особенного, если человек живым окажется в месте, где предположительно находятся как грешники, так и праведники? Это, кажется, даже круто? Ты не умер, а уже блаженствуешь. Но нет. Давид не об этом думает. Под шеолом он понимает совсем не это особенное место. Это мы так читаем, потому что нас уже приучили к слову Ад по греческому образцу. Давид никакого отношения не имеет к греческим сказкам. Он мечтает об особо жестоком воздаянии. А именно о том, чтобы похоронить врагов в могиле живьем.

Кстати, в пещерах хоронили далеко не всех. В большей своей массе людей хоронили, закапывая в яме, точно так же, как сегодня это происходит повсеместно. Так что становится понятно, что именно Давид желал своим бывшим друзьям предателям. Как то не толерантненько.

У Исайи

Следующий пример, это отрывок из пророчества Исайи о царе Вавилонском. Давайте прочтем небольшой отрывок.

3 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был,
4 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!
5 Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык,
6 поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием.
7 Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости;
8 и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас».
9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.
10 Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!
11 В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой.
12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
(Ис.14:3-15)

Ну вот же! Вот!!! Черным по белому сказано и про ад и про преисподнюю. Даже про Рефаимов! Ну все, можно заканчивать. Да? Или… Проблема в том, что тут есть несколько любопытных вещей. Исайя пророчествует победную песню над царём Вавилона.  Действительно, как только «не стало мучителя», т.е. по всей видимости этого самого царя Вавилона, так сразу же что-то прекратилось. А именно «пресеклось грабительство». Вот, действительно, облегчение. И в 5-м стихе звучит вечный результат, то есть то, что обязательно происходит в конце концов со всеми нечестивыми. Бог сокрушил, то есть, разрушил, сломал, уничтожил жезл нечестивых, скипетр владык. Скипетр и жезл – это символы власти. Как говорит Исайя, этот скипетр поражал народы. То есть царь Вавилона был успешен в войнах. Так успешен, что действовал безжалостно, неудержимо, с преследованием. Но вот, наконец, царя Вавилона не стало и теперь «вся земля отдыхает».

И вот тут начинается «трэш». По словам Исайи кипарисы и кедры ливанские радуются и что-то там говорят. Ну, бывает, конечно, что люди разговаривают с деревьями. Но, думаю, это не наш случай. Здесь совершенно очевидно Исайя использует все тот же символизм. И то и другое растение относятся к вечнозеленым. Сегодня понять в совершенстве символику Исайи не так просто. Но, хотя бы от части можно попробовать. Итак, как я уже сказал, оба этих растения вечнозеленые. То есть, это растения, которые являются свидетелями всех событий. Они, как  бы живут круглый год. Второе, кипарис издревле воспринимался как растение мрачное. По этой причине он часто высаживался на кладбище. А Ливанский кедр – замечательный строительный материал для кораблей, то есть, может быть символом жизни, в противовес кипарису.

В паре оба эти растения могут символизировать весь круг жизни и вечности. И они, эти растения, радуются тому, что их перестали рубить. То есть, угроза жизни исчезла. Прекратилось уничтожение чего-то ценного. Иначе говоря, как только не стало царя Вавилонского, все и вся вздохнули с облегчением. Но запомните этот момент, где деревья заговорили. Нам это понадобится. И вот, в стихе 9 появляется слово Ад. Причем, не весь, а самый нижний, т.е. преисподний.

Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.
(Ис.14:9)

И вот тут нам нужно понять, что слова об Аде идут сразу же за сообщением о говорящих деревьях. Мы прекрасно осознаем, что никакие кусты не говорят и не скачут от радости. Это все поэтико-пророческие символы. Это мы знаем. Но слова, которые идут сразу же после этой поэтики мы, почему-то, воспринимаем в качестве реальности. Давайте уже договоримся. Либо Ад в этом тексте – лишь символика, которая говорит о чем-то более любопытном, и тогда говорящие деревья не вызывают вопросов. Либо Ад здесь абсолютная реальность, и тогда надо признать существование кипарисов и кедров, которые что-то там говорят.

Любопытно так же, что одно еврейское слово нам перевели как длинное словосочетание. Я имею в виду фразу «пришел в движение». На этом месте стоит одно слово, которое имеет значение дрожи, тряски. Нижний ад задрожал или затрясся. Речь идет о том, как долго этот самый ад мечтал «пожрать» царя Вавилонского. До какой степени этот Ад мечтал сцапать его, что аж задрожал от переизбытка чувств. И нам рисуется даже картина такой нетерпимости, что этот самый Ад (не пытайтесь нарисовать его вид) выбежал царю Вавилонскому на встречу. Ад был в таком восторге от смерти этого царя, что даже древние великаны (которые жили до потопа) проснулись.

Ребята, но ведь Исайя говорит о совершенно конкретном человеке. И когда этот человек умер никакой ад по факту не трясся и Рефаимы (умершие древние исполины) из гробов не вставали. Почему не вставали? Да потому что Исайя опять «поет песню». Он не говорит, что будет именно так в реальности. Он описывает не сами события, а то счастье, то облегчение, ту радость, которую весь известный Исайе мир будет испытывать, когда этот тиран умрет. Отсюда и берутся все эти поэтические максимы. Это такая же песня, как псалом Давида. Исайя видит события, видит гибель царя Вавилона и собственным существом переживает всю эту радость. И вот этими способами он описывает свои чувства от увиденного.

Кстати, стоит обратить внимание вот еще на что. Если Ад существует, то в еврейском аду, т.е. в Шеоле все спят. И Рефаимы, как мы читаем, были разбужены. То есть, независимо от того, плохой это герой или хороший, он спит. Да и сам царь вавилонский, если верить словам говорящих деревьев из 8-го стиха, тоже ЗАСНУЛ. Запомним эту тонкость.

Итак, до сих пор мы не нашли описания того самого рая или ада, в который верят сегодня все христиане. Мы нашли ад «поэтический», описывающий не потусторонний мир, а восторг или горе этого мира. А тот ад, который можно заподозрить в существовании не содержит мученических пыток для грешников. Там все спят. А когда человек спит, ему все равно, что происходит вокруг. Он и времени не замечает.

На сегодня достаточно. Еще раз напоминаю:

Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
(Прит.18:14)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.