Корван, и отстаньте.

думаюВ Евангелии от Матфея, в главе 15 есть сообщение о любопытном диалоге, состоявшемся между Иисусом и фарисеями. С некоторыми дополнениями тот же фрагмент можно найти и в Евангелии от Марка. И, надо сказать, это место хорошо известно всем, посещающим богослужения. Его цитируют, его толкуют, его знают. И, все же, я попытаюсь взглянуть на него еще раз. Вот эта история.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
(Матф.15:1-21)

Обычно это место толкуется в разбивку. То есть, отдельно цитируется первая часть текста, где написано про «Дар Богу», и отдельно про ответ Иисуса ученикам и толкование притчи. А происходит это разделение от того, что читающие не сразу понимают связь одного с другим. Нет, конечно, понятно, что фарисеев возмутил выпад Иисуса в сторону подмены почтения родителей даром Богу. Но, хоть эта связь и понятна, не всем толкователям понятно, что за скверна исходит изнутри. Да и сама подмена не всегда ясна. А происходит это потому, что этот текст объясняют те, кого он (текст) обличает. Ужас в том, что они даже не понимают, что данный текст о них же. Но, все по порядку.

Итак, как это звучит с позиции «официальной теологии». Иисус обличил фарисеев в том, что они, не желая помогать родителям, ссылаются на то, что все, чем родители могли бы пользоваться от человека, уже передано в Храм (Корван). Таким образом, эти люди избежали необходимости исполнять закон о почтении родителей. Иначе говоря, нам рисуются такие шельмы, которые от великой жадности и скупости, будучи эдакими кощеями, которые над златом чахнут, говорят родителям ложь. Они просто не хотят делиться. И, якобы, фарисеи, почуяв именно такой намек на их поведение, возмутились.

Когда же толкователи переходят к следующей части, то про обличение уже не вспоминается. Но в пояснение приводится пояснение Самого Иисуса, сказанное парой стихов ниже, и делается простой вывод. Ругаться плохо.

Однако, мы с вами – народ дотошный. И зрим в корень. Хотелось бы, чтобы так было. Попробуем разобраться, что же здесь на самом деле происходит. Поехали.

Корван.

Александр Павлович Лопухин, автор знаменитой «Толковой Библии» пишет:

«Слово корван есть  буквальный перевод много употребительной иудейской обетной формулы, подвергавшейся многим злоупотреблениям… Впоследствии «обеты» сделались предметом иудейской казуистики. Слово «корван» было переиначено в «конам» «из благочестия». «стали говорить не только «данная вещь конам», но и «конам глаза мои, если они будут спать», «конам руки мои, если они будут работать» и даже просто : «конам, что я не буду спать» и прочее. Дар Богу по-еврейски назывался корван и о нем часто упоминается в Левит I,II и III гл., где агнцы, козлы, тельцы, принесенные Богу во всесожжение, мирную жертву или в жертву за грех, называются корван, т.е. жертва. Газофилакия ( казнохранилище) в храме, куда складывались приношения от народа, метонимически называется корван или корвана (Матф. 27:6)…»

У Матфея, самого слова «Корван» нет. Но у Марка, который в отличии от Матфея пишет людям не знакомым с еврейской традицией, есть та же история, но с объяснениями. И вот у Марка, при полном соответствии событий и появляется это слово «Корван». Матфей же, судя по исходному греческому тексту, даже не подумал упомянуть то, что дар дается Богу. Почему? Да потому, что писал он евреям, а не грекам. И евреи без всяких пояснений прекрасно понимали, о чем идет речь в данном тексте.

Так вот, здесь идет речь не о лукавстве самих «даятелей», а о чем-то более серьезном. А разобраться в этом поможет нам Сам Иисус. Давайте еще раз посмотрим вот сюда.

4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5 А вы говорите: …
(Матф.15:4,5)

А теперь простой вопрос. Иисус говорит: «А вы говорите…».  Это кто такие «вы»? Кому Он это сказал? Может быть он подглядывал в замочную скважину и там, вдруг, обнаружил, как фарисеи уходят от почтения родителей? У одного подсмотрел, потом перелез через забор к другому, потом к третьему? Или, может, у него есть какие-то лазутчики, что сделали эту черную работу за Него, а потом доложили, шепча Ему на ухо? Кто это «вы»?

Иисус знает это не от того, что кто-то подсмотрел за хитрыми фарисеями. Он знает это, потому что это является ОФИЦИАЛЬНЫМ УЧЕНИЕМ.  Именно этому учат все (!!!) учителя во всех синагогах времен Иисуса. А теперь, чему именно учат эти ребятки? А вот чему?

Учитель спрашивает слушающих его иудеев, глядя на них ироничным и хитрым взглядом: «Что важнее, Бог или родители?». И, прекрасно понимая, к чему клонит учитель, они отвечают: «Конечно же, Бог!». «Аминь!» — говорит учитель — «Значит, если вы принесете дар в Храм, а вашим родителям не останется того, чем их почтить, то это правильно. Ведь, если вы достаточно почитаете Бога, то Он воздаст вашим родителям за то, что вы отдали в Храм даже то, что можно было отдать родителям».

Конечно, этот диалог полностью моя фантазия. Но в этой фантазии есть корень того послания, что Иисус сообщил фарисеям. Когда Иисус говорит: «Вы говорите», Он говорит об учении. О том, как настраивают божий народ «на путь истинный». А в результате получается совершенно неправильное отношение. Бог поручил родителей заботе детей. Не Бог должен заботиться о них, а дети. Поэтому, когда дети снова сбрасывают свою ответственность на Бога – это преступление против Божьей заповеди. Человеку кажется, что он сделал лучше, чем нужно было. А по факту он все нарушил.

Беда в том, что, не знаю, как обстоят дела у иудеев сегодня,  но в современной христианской церкви все именно так. Помните традиционное: «На первом месте Бог, потом церковь, потом семья»? Правда есть еще вариант, где после Бога идет семья, а потом церковь или служение. Любое подобное объяснение – брат близнец того, что Иисус обличал 2 тысячи лет назад.

Правда в том, что нет никаких мест. Есть слово Божье. И Его надо исполнять независимо от того, что на каком месте находится. А любое распределение по важности – это лукавый повод что-то не исполнять или исполнять недостаточно. Но самое главное здесь даже не в этом. А в том, что такое «рвение» как правило, бывает у людей «особо верующих».  Они так любят Бога, что готовы на любые жертвы. Правда жертвуют не они сами, а все те, кто оказался на месте чуть ниже, чем Сам Бог. То есть вообще все. Ведь вы же понимаете, что нет никого, кто мог бы хоть как-то сравниться с Богом. А значит все идут лесом. Остается лишь «верный» и Бог.

Но почему Иисус так жестко говорит с фарисеями? Ведь, Он же не проповедник Закона. Он пришел освободить от него. Разве нет? А дело в том, что Иисус бьет их не за Закон, а за Законничество. Поясню. Вот только что, буквально пару минут назад, Иисус накормил толпу народа пятью хлебами и двумя карасями. Потом прогулялся по морю, и не дал Петру утонуть. Озеро, которое перешел Иисус не очень большое. Чтобы переплыть его нужно пару часов. Чтобы обойти по берегу, может чуть больше. Так вот, фарисеи, что пришли к Иисусу, это те, что видели чудо насыщения. И они обратили внимание не на чудо, а на то, как ученики принимают пищу. Вы же понимаете, что они не просто ели «неумытыми руками», они раздавали еду, которую трогали своими «несвятыми» пальцами. И суть не в воде. Точнее не в том, что они не взяли кусок мыла и не сходили на берег моря, чтобы помыть руки, а в том, что они не исполнили свой традиционный долг «омовения». То есть, они не выполнили ритуала, при котором они должны были особенным образом окунуть руки в воду и сказать определенные слова.

Итак, фарисеям наплевать на то, что произошло великое чудо. Им чихать на то, что Бог явил Свою славу через Иисуса и руки апостолов. Вдумайтесь, Бог явил свою славу через «неумытые руки» апостолов! Их это не интересовало. Их интересовало то, что они не выполнили человеческие фишки. Фарисеи столько лет их придумывали, а эти, с неумытыми руками, начхали на их труд. Вот, что вывело Иисуса из себя. И вот, почему Иисус так жестко заговорил с ними. И, вот, почему фарисеи возмутились (соблазнились).

Фарисеи осквернили себя тем, что во главу угла поставили свое учение, а на явление Божьей славы не посмотрели. Это их не впечатлило, не удостоверило. Возможно, они сошли бы за умных, если бы промолчали. Но как только они открыли свои уста, то показали всю свою несостоятельность и скверну. Вот почему Иисус призывает народ и говорит следующее:

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
(Матф.15:10,11)

Это не удар по жадности детей в отношении родителей. Здесь о жадности вообще нет ни слова. Это удар по религии, по законничеству. Потому что религия делает людей глухими к славе Божьей, заставляет лукавить в полной уверенности, что их дела будут почтены Богом на суде. И, наверное, во время своей молитвы они могли бы произнести следующее: «Господь, ты видишь, как я Тебя люблю и почитаю! Я отдал тебе все, даже то, что предназначалось моим родителям! Я праведник, правда? Воздай мне за это благо!».

И, если вы уже поняли, речь идет не о сквернословии, в обычном нашем понимании. Но о том сквернословии, которое звучит свято и воспитано, вдохновенно и восторженно. И часто это «сквернословие» звучит с высоких трибун и от великих людей. А остальные, наивно веря, что это истина, цитируют их и живут по их наставлению. Да не будет так. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.