Итак, это уже четырнадцатая беседа на тему переосмысления того, что в простоте сердца называют Нагорной Проповедью. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что основная цель этой проповеди – отучить котов от тапок. Извините, главная цель – отучить будущих апостолов от попыток заслужить Царство исполнением Закона. Не от Закона вообще, потому что «Закон свят и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12), а от неверного понимания роли Закона в жизни.
Вот наш сегодняшний текст:
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Матф.7:1-5)
У нас, как у протестантов (я из пятидесятников) есть большая проблема. Мы с самого начала привыкаем воспринимать Писания стихами. Мы их учим, повторяем, цитируем. Мы ими оперируем в спорах. Мы считаем, что именно такое цитирование и является обоюдоострым мечом Слова Божьего. Но обоюдоострый меч Слова, это само Слово. То есть то, что Он говорит (говорил) и именно в том смысле, как Он это говорил. Но если я цитирую Его слова, но понимая их совсем иначе, то эти слова уже не имеют никакого отношения к Слову Божьему. И тут я хоть обцитируюсь до посинения. Это не Слово Божье.
Так вот, по той причине, что мы привыкли воспринимать Писания стихами, каждый раз, приступая к чтению Писаний, мы забываем о контексте. Для нас обычно важен не контекст, а лишь факт, что эти слова есть. А кому, зачем, по какой причине, в каком, в конце концов, настроении это все было сказано, нас не волнует. Но именно эта куча параллельных вопросов и оказываются главными в понимании. И очевидно, игнорируя их, мы игнорируем смысл текста.
Зачем я все это произношу? Причина простая. Текст, который мы читаем сегодня, не был сказан Иисусом отдельно. Это не сборник Его мудрых высказываний. Это одна монолитная речь, с единым и не делимым замыслом или идеей. Все это время, что мы читаем эти главы Нагорной Проповеди, Иисус старательно и методично доносит до нас какую-то важную (и отчасти мы ее озвучили) мысль. И этой мысли посвящены все стихи, все высказывания. И все эти высказывания выстроены в одну цепочку, с единой логикой, где одно вытекает из другого. Вы же не допускаете мысли, что апостолы были примитивны до такой степени, что даже не умеют выражать мыслей. И до такой степени примитивны, что не могут сравниться с вами, потому что если вы что-то кому-то объясняете, то ваша речь, хоть и не очень красива (возможно), но совершенно точно логична, по крайней мере, для вас. Почему же мы лишаем Иисуса права на внутреннюю логику Его речи?
Итак, слова, сказанные Иисусом в седьмой главе – это прямое продолжение слов, сказанных Им же в шестой главе. А перед этим Он сказал, если помните наш последний разговор, что тот, кто считает себя сыном Бога, должен жить как Сын Бога, иначе он лжет, и нет правды в нем. То есть, если ты такой верующий, что называешь себя Сыном Бога, то прекрати заботиться о завтрашнем дне. Прекрати работать, готовить пищу и т.д. Ведь ты Сын Того, Кто безусловно, при таком раскладе, накормит тебя лучше, чем любую птицу, и оденет тебя круче Соломона.
Все это, и не только это, но и все, что мы читали прежде, показывает полную несостоятельность тех, кто что-то мнит о себе. А они все, кто в тот момент находился вокруг Иисуса мнили себя избранным народом Божьим, детьми Его, а Его Самого своим Отцом. И что происходит в результате? А в результате каждый раз, когда такой «сынуля» видит кого-то, кто, как ему кажется, хуже, чем он сам в исполнении Закона, он тут же выносит такому человеку приговор. Вот простой пример. Это слова Иоанна Крестителя (баптизатора):
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
(Матф.3:7-12)
Называется «всем почитателям Иоанна Крестителя посвящается». Вот наш любимый пророк стоит посреди Иордана и громогласно провозглашает что-то? А что он такое говорит? А он говорит, что фарисеи и саддукеи по умолчанию «порождения ехиднины». Вот так, без следствия и суда. И что он им обещает в случае НЕпокаяния? Кстати, сначала, вроде бы, он говорит то же, что и Иисус апостолам, только резче: «… не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»».
Итак, с самых первых аккордов апостолы показывают нам Иоанна, который судит всех, кто ему лично не нравится. И судит лишь по одному признаку, принадлежность к саддукеям и фарисеям. Он уже за Бога решил, что они бегут, внимание… … «от будущего гнева». То есть он уже точно знает, что с приходом Мессии, которого он вышел встречать, на головы этих бедолаг изольется гнев Божий. И все, что им остается делать – бежать через покаяние. Но у нас проблема. Иисус повел себя иначе.
Смотрите, как накачивает религиозный страх наш пророк: «Уже и секира при корне дерев лежит…» И дальше рисуется красочная картина срубаемых и сжигаемых деревьев. И это не отвлеченная аллегория. Он имеет перед собой совершенно конкретных людей. И если Иисус что-то говорил кому-то, то лишь после того, как они проявили себя словом или особым вопросом, то Иоанн круче, он «видит их изнутри».
Он описывает, как Мессия возьмет свою лопату и каааак махнет ею в Своем амбаре. И полетят все нечистоты из гумна. Как возьмет всех этих фарисеев, которые суть солома и сожжет. Речь Иоанна не оставляет никаких вариаций. Он говорит конкретным людям и он уже их осудил. Он их уже приговорил к лопате, к топору (секире) и к огню. И у него не закралось ни малейшего сомнения в правоте своих слов. Он ждет Мессию мстителя. Он ждет Мессию уничтожителя и палача. Он внутренне трепещет от радостного ожидания мести за все грехи, что соделали фарисеи и саддукеи.
Но приходит Иисус, и все, Креститель сдулся. И до конца своей недолгой жизни не смог поверить до конца, что Иисус и есть Мессия. Может потому и закончил свою жизнь на блюде.
И вот, вокруг Иисуса апостолы. И целая нагорная проповедь посвящена одной важной мысли: «Прекратите жить ради исполнения Заповедей!». Почему? Потому что исполнение заповедей не оплатит вашего греха. Не покроет тех смертей, что произошли от рук человека. Не покроет всех предательств и обманов, что люди, в данном случае, евреи позволили себе произвести. И не только это. Исполнение Закона не сделает тебя лучше. Ты лишь подкрасишь фасад, но нужно что-то делать с самим зданием.
И вот, человек, который исполняет Закон. Это человек, который обязательно смотрит на весь Мир через призму исполнения Закона и сравнения этого Мира со своими успехами в этом деле. То есть, перед нами человек, который неизбежно будет либо говорить, либо думать точно так же, как Иоанн Погружатель. И никого не смущает, что Иисус назвал его самым маленьким в Царстве Божьем. И это все, кто в данный момент сидит перед Иисусом. У меня нет ни малейшего сомнения, что все, кто тогда окружал Учителя, думали именно так, как Иоанн. Вот почему, после длительной атаки на законничество Иисус перешел к этим словам:
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Матф.7:1-5)
Обратим внимание на то, что Иисус здесь не говорит о суде Бога. Он говорит «вам будут мерить». Кто? Ангелы? Но нет, апостол Павел говорит, что мы будем судить ангелов, а не наоборот. То есть, ангелы на это просто не имеют права. Тогда кто? Ответ очевиден – люди. Те, кого ты судишь, они так же будут судить и тебя. И вот где логика.
Допустим, я ревностный исполнитель Закона. Я всю жизнь стараюсь, ограничиваю себя, слежу даже за мыслями и т.д. На этом пути я вынужден защищать свое строгое положение от любого рода нападок. А это значит, что, как только я вижу нарушение у других, чтобы себе не дать поблажки, я реагирую на это отрицательно и осуждаю того, кто не так старателен. Однако, как показал Сам Иисус в предыдущих двух главах, любой такой «старатель» обязательно попадет в петлю Закона и с гарантией более ста процентов сделает что-то «подсудное». И вот тогда, тот, кого ты осудил (а таких будет не мало), отыграется по полной. И он (они) ткнет тебя носом в твое собственное… … как бы это помягче сказать… …беззаконие.
И вот тут становится совершенно очевидным, что за бревно в глазу. Теперь речь Иисуса совсем прозрачна.
— Ты смотришь на сучок в глазе брата. Ты осудил его за несовершенство. А вот (!!!) в твоем глазе бревно!
Я хочу, чтобы вы заметили это слово «вот». Это слово есть в греческом тексте и означает то же самое, что мы и имеем в синодальном переводе. Другими словами, Иисус прямо тут показывает слушающим на что-то, крайне очевидное для присутствующих. То есть, все те, кто сейчас сидит и слушает Иисуса стопроцентно имеют это бревно. У них в глазу это бревно прямо в тот момент, когда Иисус это говорит! О чем Он? Да все о том же. О призме Закона. Вот это бревно. Он на него им указывает. Он открывал им это всю свою речь. Он старательно и настойчиво показывал им наличие этого бревна две главы и наконец, сказал: «Вот! Бревно!».
И вот простой секрет. Достаточно избавиться от этого религиозного духа, как вдруг глаза очищаются и зрение возвращается. Мир становится иным и тайны открываются. Вот, вынь бревно, и увидишь…
… [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Матф.7:5)
До встречи!
Алексей ,что то я не понял. Если Иисус в нагорной проповеди показывает абсурдность исполнения закона , почему Он ,в качестве одного из примеров , сказал : «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния…»
Но ведь это то многим исполнить совершенно по силам !!!
За всю жизнь ни разу не вожделяться — не реально,ни разу не разгневаться — тоже самое и т.д. Но ни разу не развестись — многим очень даже и реально ! Какой то сбой в логике получается .
проблема не в логике моей. А в том, что читаем мы эти стихи отдельно от предыдущих. А именно от слов: «смотрит с вожделением». Все остальное исключительно для пояснения этих слов. Т.е. и развод так же подпадает сюда. Если апостолы думали, что глазки вырвал и отрезал руку и прокатит, то ошиблись. Не прокатит. Беда в том, что по закону не важно, сварливая эта баба или нет. Если нет прелюбодеяния, нет и развода. Она может разрушить всю твою жизнь, настроить детей против тебя, да мало ли еще чего, но не будет прелюбодеяния. А по закону, ни имеешь права. Вот и вся логика.
А о тех, кому «очень даже и реально» здесь не говорится.
какой-то пункт, для одного не вызывает проблем, для другого невозможная преграда. Другой пункт наоборот, не проблема для второго, а первый от него стонет. Это не список невозможных пунктов закона. Это пункты, которые показывают невозможность всего ЗАкона либо от одного, либо от другого, либо от третьего.
Благодарю , очень интересно !
Спасибо вам.
Но Иисус также как и Иоанн называл фарисеев порождения ехидны и гробами крашенными. В этом случае чем осуждение Христа отличается от осуждения Иоанна?
Попробую кратко. Иоанн осуждал за лукавство в исполнении Закона, требуя этого исполнения. А Иисус осуждал за лукавство в исполнении, показывая, что попытки исполнения, это уже и есть лукавство.
Алексей , а учение о разводе в Мф. 5 , тоже , на самом деле не учение , а способ показать цену вхождения через закон в Царство , если так можно выразиться ?
это я еще не рассматривал, но не надо сходить с ума. Не торопимся, изучаем все последовательно и внимательно.
Петр, не спеши. Все будет в своё время.
Извини, Петр, что-то я не внимательно прочел твой вопрос. Матфея 5 я уже разбирал. Предлагаю еще раз прочесть. Там предельно ясно мое понимание этой части Нагорной Проповеди http://hislove.ru/?p=4184
Спасибо. Почитаем, почитаем…..