Не судите

думаюИтак, это уже четырнадцатая беседа на тему переосмысления того, что в простоте сердца называют Нагорной Проповедью. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что основная цель этой проповеди – отучить котов от тапок. Извините, главная цель – отучить будущих апостолов от попыток заслужить Царство исполнением Закона. Не от Закона вообще, потому что «Закон свят и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12), а от неверного понимания роли Закона в жизни.

Вот наш сегодняшний текст:

1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Матф.7:1-5)

У нас, как у протестантов (я из пятидесятников) есть большая проблема. Мы с самого начала привыкаем воспринимать Писания стихами. Мы их учим, повторяем, цитируем. Мы ими оперируем в спорах. Мы считаем, что именно такое цитирование и является обоюдоострым мечом Слова Божьего. Но обоюдоострый меч Слова, это само Слово. То есть то, что Он говорит (говорил) и именно в том смысле, как Он это говорил. Но если я цитирую Его слова, но понимая их совсем иначе, то эти слова уже не имеют никакого отношения к Слову Божьему. И тут я хоть обцитируюсь до посинения. Это не Слово Божье.

Так вот, по той причине, что мы  привыкли воспринимать Писания стихами, каждый раз, приступая к чтению Писаний, мы забываем о контексте. Для нас обычно важен не контекст, а лишь факт, что эти слова есть. А кому, зачем, по какой причине, в каком, в конце концов, настроении это все было сказано, нас не волнует. Но именно эта куча параллельных вопросов и оказываются главными в понимании. И очевидно, игнорируя их, мы игнорируем смысл текста.

Зачем я все это произношу? Причина простая. Текст, который мы читаем сегодня, не был сказан Иисусом отдельно. Это не сборник Его мудрых высказываний. Это одна монолитная речь, с единым и не делимым замыслом или идеей. Все это время, что мы читаем эти главы Нагорной Проповеди, Иисус старательно и методично доносит до нас какую-то важную (и отчасти мы ее озвучили) мысль. И этой мысли посвящены все стихи, все высказывания. И все эти высказывания выстроены в одну цепочку, с единой логикой, где одно вытекает из другого. Вы же не допускаете мысли, что апостолы были примитивны до такой степени, что даже не умеют выражать мыслей. И до такой степени примитивны, что не могут сравниться с вами, потому что если вы что-то кому-то объясняете, то ваша речь, хоть и не очень красива (возможно), но совершенно точно логична, по крайней мере, для вас. Почему же мы лишаем Иисуса права на внутреннюю логику Его речи?

Итак, слова, сказанные Иисусом в седьмой главе – это прямое продолжение слов, сказанных Им же в шестой главе.  А перед этим Он сказал, если помните наш последний разговор, что тот, кто считает себя сыном Бога, должен жить как Сын Бога, иначе он лжет, и нет правды в нем. То есть, если ты такой верующий, что называешь себя Сыном Бога, то прекрати заботиться о завтрашнем дне. Прекрати работать, готовить пищу и т.д. Ведь ты Сын Того, Кто безусловно, при таком раскладе, накормит тебя лучше, чем любую птицу, и оденет тебя круче Соломона.

Все это, и не только это, но и все, что мы читали прежде, показывает полную несостоятельность тех, кто что-то мнит о себе. А они все, кто в тот момент находился вокруг Иисуса мнили себя избранным народом Божьим, детьми Его, а Его Самого своим Отцом. И что происходит в результате? А в результате каждый раз, когда такой «сынуля» видит кого-то, кто, как ему кажется, хуже, чем он сам в исполнении Закона, он тут же выносит такому человеку приговор. Вот простой пример. Это слова Иоанна Крестителя (баптизатора):

7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
(Матф.3:7-12)

Называется «всем почитателям Иоанна Крестителя посвящается».  Вот наш любимый пророк стоит посреди Иордана и громогласно провозглашает что-то? А что он такое говорит? А он говорит, что  фарисеи и саддукеи по умолчанию «порождения ехиднины». Вот так, без следствия и суда. И что он им обещает в случае НЕпокаяния?  Кстати, сначала, вроде бы, он говорит то же, что и Иисус апостолам, только резче: «… не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»».

Итак, с самых первых аккордов апостолы показывают нам Иоанна, который судит всех, кто ему лично не нравится. И судит лишь по одному признаку, принадлежность к саддукеям и фарисеям. Он уже за Бога решил, что они бегут, внимание… … «от будущего гнева». То есть он уже точно знает, что с приходом Мессии, которого он вышел встречать, на головы этих бедолаг изольется гнев Божий. И все, что им остается делать – бежать через покаяние. Но у нас проблема. Иисус повел себя иначе.

Смотрите, как накачивает религиозный страх наш пророк: «Уже и секира при корне дерев лежит…» И дальше рисуется красочная картина срубаемых и сжигаемых деревьев. И это не отвлеченная аллегория. Он имеет перед собой совершенно конкретных людей. И если Иисус что-то говорил кому-то, то лишь после того, как они проявили себя словом или особым вопросом, то Иоанн круче, он «видит их изнутри».

Он  описывает, как Мессия возьмет свою лопату и каааак махнет ею в Своем амбаре. И полетят все нечистоты из гумна. Как возьмет всех этих фарисеев, которые суть солома и сожжет. Речь Иоанна не оставляет никаких вариаций. Он говорит конкретным людям и он уже их осудил. Он их уже приговорил к лопате, к топору (секире) и к огню. И у него не закралось ни малейшего сомнения в правоте своих слов. Он ждет Мессию мстителя. Он ждет Мессию уничтожителя и палача. Он внутренне трепещет от радостного ожидания мести за все грехи, что соделали фарисеи и саддукеи.

Но приходит Иисус, и все, Креститель сдулся. И до конца своей недолгой жизни не смог поверить до конца, что Иисус и есть Мессия. Может потому и закончил свою жизнь на блюде.

И вот, вокруг Иисуса апостолы. И целая нагорная проповедь посвящена одной важной мысли: «Прекратите жить ради исполнения Заповедей!». Почему? Потому что исполнение заповедей не оплатит вашего греха. Не покроет тех смертей, что произошли от рук человека. Не покроет всех предательств и обманов, что люди, в данном случае, евреи позволили себе произвести. И не только это. Исполнение Закона не сделает тебя лучше. Ты лишь подкрасишь фасад, но нужно что-то делать с самим зданием.

И вот, человек, который исполняет Закон. Это человек, который обязательно смотрит на весь Мир через призму исполнения Закона и сравнения этого Мира со своими успехами в этом деле. То есть, перед нами человек, который неизбежно будет либо говорить, либо думать точно так же, как Иоанн Погружатель. И никого не смущает, что Иисус назвал его самым маленьким в Царстве Божьем.  И это все, кто в данный момент сидит перед Иисусом. У меня нет ни малейшего сомнения, что все, кто тогда окружал Учителя, думали именно так, как Иоанн. Вот почему, после длительной атаки на законничество Иисус перешел к этим словам:

1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Матф.7:1-5)

Обратим внимание на то, что Иисус здесь не говорит о суде Бога. Он говорит «вам будут мерить». Кто? Ангелы? Но нет, апостол Павел говорит, что мы будем судить ангелов, а не наоборот. То есть, ангелы на это просто не имеют права. Тогда кто? Ответ очевиден – люди. Те, кого ты судишь, они так же будут судить и тебя. И вот где логика.

Допустим, я ревностный исполнитель Закона. Я всю жизнь стараюсь, ограничиваю себя, слежу даже за мыслями и т.д. На этом пути я вынужден защищать свое строгое положение от любого рода нападок. А это значит, что, как только я вижу нарушение у других, чтобы себе не дать поблажки, я реагирую на это отрицательно и осуждаю того, кто не так старателен. Однако, как показал Сам Иисус в предыдущих двух главах, любой такой «старатель» обязательно попадет в петлю Закона и с гарантией более ста процентов сделает что-то «подсудное». И вот тогда, тот, кого ты осудил (а таких будет не мало), отыграется по полной. И он (они) ткнет тебя носом в твое собственное… … как бы это помягче сказать… …беззаконие.

И вот тут становится совершенно очевидным, что за бревно в глазу. Теперь речь Иисуса совсем прозрачна.

— Ты смотришь на сучок в глазе брата. Ты осудил его за несовершенство. А вот (!!!) в твоем глазе бревно!

Я хочу, чтобы вы заметили это слово «вот». Это слово есть в греческом тексте и означает то же самое, что мы и имеем в синодальном переводе. Другими словами, Иисус прямо тут показывает слушающим на что-то, крайне очевидное для присутствующих. То есть, все те, кто сейчас сидит и слушает Иисуса стопроцентно имеют это бревно. У них в глазу это бревно прямо в тот момент, когда Иисус это говорит! О чем Он? Да все о том же. О призме Закона. Вот это бревно. Он на него им указывает. Он открывал им это всю свою речь. Он старательно и настойчиво показывал им наличие этого бревна две главы и наконец, сказал: «Вот! Бревно!».

И вот простой секрет. Достаточно избавиться от этого религиозного духа, как вдруг глаза очищаются и зрение возвращается. Мир становится иным и тайны открываются. Вот, вынь бревно, и увидишь…

… [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Матф.7:5)

До встречи!

Не судите: 12 комментариев

  1. Алексей ,что то я не понял. Если Иисус в нагорной проповеди показывает абсурдность исполнения закона , почему Он ,в качестве одного из примеров , сказал : «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния…»
    Но ведь это то многим исполнить совершенно по силам !!!
    За всю жизнь ни разу не вожделяться — не реально,ни разу не разгневаться — тоже самое и т.д. Но ни разу не развестись — многим очень даже и реально ! smile Какой то сбой в логике получается .

    • проблема не в логике моей. А в том, что читаем мы эти стихи отдельно от предыдущих. А именно от слов: «смотрит с вожделением». Все остальное исключительно для пояснения этих слов. Т.е. и развод так же подпадает сюда. Если апостолы думали, что глазки вырвал и отрезал руку и прокатит, то ошиблись. Не прокатит. Беда в том, что по закону не важно, сварливая эта баба или нет. Если нет прелюбодеяния, нет и развода. Она может разрушить всю твою жизнь, настроить детей против тебя, да мало ли еще чего, но не будет прелюбодеяния. А по закону, ни имеешь права. Вот и вся логика.
      А о тех, кому «очень даже и реально» здесь не говорится.

    • какой-то пункт, для одного не вызывает проблем, для другого невозможная преграда. Другой пункт наоборот, не проблема для второго, а первый от него стонет. Это не список невозможных пунктов закона. Это пункты, которые показывают невозможность всего ЗАкона либо от одного, либо от другого, либо от третьего.

  2. Но Иисус также как и Иоанн называл фарисеев порождения ехидны и гробами крашенными. В этом случае чем осуждение Христа отличается от осуждения Иоанна?

    • Попробую кратко. Иоанн осуждал за лукавство в исполнении Закона, требуя этого исполнения. А Иисус осуждал за лукавство в исполнении, показывая, что попытки исполнения, это уже и есть лукавство.

  3. Алексей , а учение о разводе в Мф. 5 , тоже , на самом деле не учение , а способ показать цену вхождения через закон в Царство , если так можно выразиться ?

    • это я еще не рассматривал, но не надо сходить с ума. Не торопимся, изучаем все последовательно и внимательно.

    • Извини, Петр, что-то я не внимательно прочел твой вопрос. Матфея 5 я уже разбирал. Предлагаю еще раз прочесть. Там предельно ясно мое понимание этой части Нагорной Проповеди http://hislove.ru/?p=4184

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.