О какой праведности речь?

думаюЭто уже пятая беседа на тему нового взгляда (моего) на Нагорную проповедь. Кстати, появились вопросы, на которые, прежде всего, стоит ответить. А потом вернемся. Дело в том, что я сказал ранее, что Нагорная Проповедь существует только в одном экземпляре, а именно в Евангелии от Матфея, с пятой по седьмую главу включительно. Но, как же так, ведь у Луки есть нечто подобное, кое-что прямо таки слово в слово?

Ответ простой. Если вы еще раз прочтете то, что у Луки, то заметите ряд существенных отличий. Во-первых, у Луки эти слова сказаны совсем в другом месте. Во-вторых, и это логично, совсем в другое время. И в-третьих, что особенно важно, тогда как Нагорная Проповедь говорилась «при закрытых дверях», у Луки речь идет для всех. И вот что там не замечают. Там есть одна небольшая, я бы даже сказал, незаметная, фраза. Но она в себе содержит сильный знак. Давайте прочтем.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
(Лук.6:19-21)

Итак, что мы видим. Как я и сказал, речь эта не на горе. То есть, формально, это уже не «Нагорная» проповедь. Он не уединен с учениками, но находится в окружении людей ищущих прикасаться к Нему. Чтобы понять логику, нужно понять, что сначала была Нагорная проповедь, где Иисус, обращаясь к ученикам, в предвкушении Божьей славы говорил о том, что теперь, наконец-то, тот кто плачет, будет утешен, а слабый духом, получит опору. И это будет происходить через дела Его учеников, которые в тот момент сидели напротив Учителя. И вот проходит какое-то время, Иисус находится в окружении тех самых людей, о которых Он говорил ученикам, и вот они в самом прямом смысле получают утешение и опору через исцеление. И что делает Учитель? Он «возводит очи Свои на учеников». То есть, как бы говоря: «Помните, Я говорил вам? И вот, то, о чем было сказано!». А, обращаясь к самим людям, заговорщически глядя на учеников, говорит: «Блаженны (теперь, как вы, ученики, можете убедиться) нищие духом, ибо ваше (вам, не ученикам, служит, вас утешает и дает вам опору) Царствие Божие».  Взгляд Учителя на учеников не просто так, это акцент: «Вспомните, что Я говорил! Вот как это должно происходить». Итак, это не Нагорная Проповедь, эти слова сказаны для другой цели.

А мы двинемся дальше. Вернемся к Матфею и вспомним, что прочли. Сначала мы читали о первом собрании «первокурсников», где великий Учитель, заглядывая в недалекое будущее, сообщает Своим ученикам, что они, окончив Его семинары, будут делать. Они доставят «блаженство» плачущим, нищим духом, ищущим справедливости и т.д.

Затем Он говорит об их собственном «блаженстве», счастье как истинных учеников. Он сообщает ученикам об их ценности, важности. И буквально заявляет, что Земля до сих пор существует только благодаря им и им подобным, которые придут позже.

После этого Он говорит, что пришел исполнить Закон, потому что он не прекратит свое действие, пока не будет исполнено из Закона и Пророков все, что должно быть исполнено. А именно, до тех пор, пока Иисус не вернет Бога людям, а людей Богу. И в этом смысле Он ни в коем случае не собирается нарушать Закона. Но говорит об этом потому, что готовится чему-то их научить такому, что может выглядеть как прямое противостояние Пророкам и Великому Договору. И, чтобы у будущих апостолов не возникло соблазна, что их Учитель нарушитель Закона, Он заранее предупреждает, что Его единственная цель – исполнить все. То есть – вернуть Бога человеку, а человека Богу.

При этом, Иисус заявляет две странные вещи. Первое, если я нарушаю закон, у меня все еще есть шанс оказаться в Царствии Божьем. С одной оговоркой. Я буду там «меньшим». А тот, кто усиленно будет стараться исполнить Закон, но не превзойдет в своих стараниях книжников и фарисеев, в это Царство не войдет. И тут у нас происходит «взрыв мозга», потому что это явное противопоставление. Да, забыл еще одно. Тот, кто исполнит все и научит людей, тот великим наречется. И мы знаем, кто это. И этот Великий за всю историю человечества один – Сын Божий.

Но, возвращаясь к двум противоречивым высказываниям, мы узнаем, что Иисус подразумевает под «праведностью» нечто иное, не то, что под этим словом понимали все древние евреи. И, скажу больше, совсем не то, что понимают сегодня все верующий вообще, а не только в Христианстве. И следующие слова отчасти нацелены на то, чтобы разъяснить ученикам этот особенный взгляд на праведность. Ну что же, давайте читать.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Матф.5:21-26)

Наша проблема в чтении этих слов в том, что мы поверили религии и превратили в своем воображении Иисуса в такого бесстрастного, бесчувственного человека без эмоций. Максимальное, что мы допускаем в Его поведении, это блаженная улыбка и легкий снисходительный взгляд на грешника. Однако Иисус – Сын Творца, который сотворил человека со всеми его страстями, т.е. эмоциями и т.д. Если вы не верите, то вспомните несколько эпизодов из Ветхого Завета, где Бог гневается, а в Новом Завете мы находим Иисуса, который плетью прогоняет торговцев из Храма. Если Иисус может переживать гнев, что является «страстью» по своей природе, или крайней степенью эмоционального всплеска. То почему мы решили, что все остальные эмоции Ему чужды?

Но причем тут эмоции и текст? А притом, что, если мы читаем данный текст так, как привыкли, т.е. «с благоговением», то ничего там не  увидим. Однако, если мы понимаем, что эти слова сказаны Тем, кто является Сыном Творца всех чувств, возможно текст зазвучит иначе. Попробуйте.

Итак, Иисус только что сказал, что праведность даже таких старательных людей как книжники и фарисеи никуда не годится и не позволит им войти в Царство Божье. И вот, начинается разъяснение.

Иисус говорит странную фразу: «Вы слышали, что сказано древним». Традиционная школа тут же объясняет нам, что речь идет о Писании. Мол, это Писание или Пророки являются теми древними, которые дали нам вот эти строки. Но, простой вопрос, где?  Нет, мы точно знаем такие слова: «Не убивай». Что еще? Вот это: «Кто ударит человека так, что он умрет…, да будет предан смерти». Или вот это: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека». Вот это есть. Но где сказано про суд? Неувязочка.

Кроме того, Иисус не говорит: «Вы читали». Он говорит: «Вы слышали». То есть речь идет не о Писании в чистом виде, а о его толковании учителями, которые основываясь на словах древних преподают его слушающим их. Иначе говоря, эти слова можно понимать так: «Вам древние сказали, что Священное Писание об убийстве говорит так-то. А Я вам говорю, что Оно (Писание) говорит иначе».

Никакого здесь Нового Учения у Иисуса не звучит. Он возвращает своих учеников к тому, как на самом деле все было сказано Богом. И что на самом деле заключено в тексте Закона, который фарисеи пытаются исполнять. Что же получается? Ученики Иисуса научены так:

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
(Матф.5:21)

Но на самом деле Закон говорит так:

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
(Матф.5:22)

Теперь, если ты понял, о чем говорит Закон, скажи, как ты собираешься исполнить его? Спрошу яснее. Как ты собираешься жить, чтобы ни разу за всю жизнь его не нарушить? Почему «ни разу»? Потому что:

Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
(Иак.2:10)

Невозможно считать себя исполнителем закона, нарушив даже малую черту или запятую. Ведь об этом Иисус говорил чуть ранее. Я думаю, ученики после этих слов уже потеряли дар речи, опешили, а некоторые, возможно, стали собирать вещи. Шучу, это все домыслы, хотя…

Итак, если хочешь быть исполнителем Закона, а не пустозвоном, то будь добр прекрати гневаться на брата своего напрасно. За всю свою христианскую жизнь я видел множество христиан, которые искренне пытались так жить. И не видел ни одного, кому это удалось. Неужели Иисус, говоря это, не понимал, что такое требование не просто граничит, а на всю катушку является невозможным? Он не просто это понимал, Он на это давил. Он вдалбливает своим молодым студентам простую истину – выбрось из головы всякую попытку исполнить Ветхозаветный Закон. Это невозможно!

Все христиане тут же скажут: «Это не Ветхозаветный, а Новозаветный». И я скажу: «Вы или не внимательно читали, что я написал, или не заметили, как фактически признали, что это тоже Закон. И не нужно называть его Законом любви и т.д., как сегодня многие стараются это подать. Под законом любви подразумевается совсем другая история.

Но Иисус не закончил этой фразой. Он продолжил. И то, что Он продолжил – великолепно. Читаем:

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
(Матф.5:23,24)

Дорогие Новозаветные Христиане. Вас здесь ничто не смущает? Вы когда последний раз жертву на жертвенник клали? И все хором сказали: «Иисус стал жертвой за нас!». И я говорю: «Аминь!». Ой! Так, я не понял, о каком жертвеннике идет речь? Или древние христиане должны были приносить жертвы? Не буду цитировать массу мест из Нового Завета, ясно говорящих о том, что все жертвоприношения не работают после жертвы Спасителя на кресте.

Кто-то скажет так: «Но ведь речь о тех, за кого Иисус еще не принес жертву. Ведь Он еще не был распят». И снова молодцы. Но задайте себе вопрос. Если Иисус говорит с учениками (!!!), то о каких жертвоприношениях идет речь? Ведь ученик с этого дня неотступно следует за Учителем. А мы знаем, что Он никаких жертв не приносил. И ученики тоже. Или, может, я что-то упустил?

Ответ на поверхности. Иисус слегка «издевается» над слушателями. Он иронизирует над ними. Они, видите ли, так старательно исполняют Закон, так пытаются своими силами заслужить Царство Божье! Ну, если ты хочешь еще своими силами что-то зарабатывать, то вот тебе рецепт: «Не дай бог против тебя что-то есть у брата, беги скорее, мирись с ним. Жертву оставь. Бог тебя не примет. И это действительно так. Ты же нарушитель Закона – повинен смерти. Исправишь ситуацию, можешь дальше служить Богу. А следующая фраза прямо так иронично и звучит:

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Матф.5:25,26)

Давай быстрее! Поторапливайся! Смотрите. Мирись с соперником не потому, что бы угодить Богу, а чтобы не ободрали тебя как липку, чтобы в темницу не попасть. А Бог тут причем? Да ни причём. Иисус смеется над этими горе святошами. В этой фразе Бог не фигурирует ни разу. Это не учение Иисуса, это Его насмешка. Он в этом видит глупость, а не мудрость. Уточню, глупость не в примирении с братом, а в попытке исполнять Закон так, как это делают фарисеи.

Кроме того, в этих двух стихах есть и нечто подобное притче. Здесь Бог представлен таки, но не прямо, а аллегорически, в виде соперника. Закон действует так, что есть ты, и есть Бог, который из-за Закона стал твоим соперником. И если ты нарушил хотя бы малую толику Закона, скорее беги исправлять ситуацию, как в жизни с братом, иначе, Бог не будет долго ждать, чтобы воспитать тебя по полной.

Но, на самом деле, Иисус, конечно же, не говорит, что Бог действительно только и ждет, как бы соперника засунуть в тюрьму и ободрать как липку.  Но Закон действует так, что превращает человека в того, кто вынужден жить оглядываясь, постоянно быть в страхе, не нарушил ли он сегодня какой-либо заповеди. Вдруг, случайно, кого-то обидел и не заметил. Все, хана! Жизнь закончилась. Иисус смеется в голос, издевается над религиозным самомнением слушающих Его учеников. Он хлестко бьет их по самому больному, разбивает в дребезги их «святые» убеждения о праведности. Показывая всю бесполезность их стараний.

И, надеюсь, теперь мы понимаем, зачем Иисус предупреждал своих учеников, что пришел именно для того, чтобы исполнить Закон. Если бы Он этого не сказал, ученики уже решили бы, что Он богохульствует. А так, пока ум заходит за разум.

До встречи.

О какой праведности речь?: 4 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.