Я пришел исполнить

думаюЕсли кто-то не знает, что было до этого, сообщаю, это уже четвертая беседа на тему моего переосмысления Нагорной Проповеди Иисуса. Мы поговорили о возможных причинах того, что эта самая Проповедь в полном виде находится только у Матфея. Мы рассмотрели эмоционально окрашенное вступление Иисуса. Мы увидели Его оценку важности Его же учеников. Теперь идем дальше. Давайте откроем следующий текст и внимательно прочтем его.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Матф.5:17-20)

Прежде чем рассуждать о смысле сказанного, давайте попробуем понять, почему вообще Иисус заговорил о возможности того, что ученики могут подумать, что Он «пришел нарушить закон или пророков»? По всей видимости, Иисус еще до того, как начать свои провокационные действия, прекрасно понимал, как они могут выглядеть и восприниматься со стороны. Если бы мне кто-то из друзей сказал что-то вроде этого: «Не думай, что я собираюсь грабить банк», я бы, наверное, подумал, что с моим другом не все в порядке. Ведь я еще даже не собирался думать, что он что-то хочет ограбить.  Следующей моей мыслью стало бы, возможно, предположение, что мой друг в действительности что-то задумал. И, возможно, я бы спросил у него: «А мне есть чего опасаться? Ты действительно собираешься что-то сделать, похожее на ограбление банка?».

Другими словами, апостолы, по всей видимости, после первых слов Иисуса о нарушении Закона, уставились на него взглядом полным недоумения и подозрений. Как бы там ни было, Иисус заранее предупредил их в том, что Его поведение и учение будет сильно отличаться от того, что они понимают под исполнением Закона. Но ведь такое странное предупреждение люди делают только тогда, когда хотят предотвратить нежелательное сопротивление, вызванное неверным пониманием ваших действий.

Иначе говоря, если бы я, например, собирался показать что-то особо важное в Писании, что принесет больше славы Богу, но для этого мне нужно будет разрушить их представление об этом, я бы сказал: «Прежде чем я начну, запомните, я верю в Отца и Сына и Святого Духа. Я верю, что Иисус родился от девы Марии, что Он проповедовал…». Другими словами я бы каким-то понятным языком изложил символ веры, постаравшись заранее успокоить моего слушателя, уверив, что я не сошел с ума и не разуверился в Боге и Его Сыне. Зачем? Чтобы тогда, когда он будет меня слушать, он держал это в своем сознании и не торопился обличать меня в ереси и хуле на Бога.

Возможно, мои слова сейчас кажутся надуманными, но, все же, это мои слова и я действительно так думаю. Так вот, если Иисус, еще ничего не сделав особого и странного, противоречащего их вере, говорит, чтобы они не думали, что Он нарушитель Закона и Пророков, значит, Он сейчас хочет что-то сказать, что может учеников привести к таким выводам. Итак, Иисус говорит, фактически: «Я сейчас начну вам что-то показывать. Для вас это будет сродни хуле на Бога, призыву к нарушению Закона и выпадам против Пророков. Но, это не так».  На самом деле…

17                                  …не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
(Матф.5:17,18)

Иисуса действительно беспокоит то, что Его ученики могут неверно понять Его учение. А ведь это самое первое «занятие» в школе Христа. И потом уже их будет невозможно вернуть. Они будут уверены, что услышали хулу на Бога. Поэтому Учитель сразу дает им понять Свою веру. Он верит, что в Законе (и Пророках) до конца, определенного несколько расплывчато «пока не исполнится все», не может быть никаких поправок или разночтений. Как сказали Пророки, как сказано в Законе, так и будет, пока все, что сказано в Законе и Пророках, не придет к своему исполнению.

На что хочется еще обратить внимание. Мы часто оцениваем в качестве конца Закона фразу «доколе не прейдет небо и земля». То есть, пока существует небо и земля, Закон и Пророки будут действовать и не будут отменены. Но это не совсем правильно. Точнее так. Если бы это было правильно, то не было бы следующей фразы «пока не исполнится все». Проблема в том, что фраза «доколе не прейдет небо и земля» не говорит о сроках, но указывает на основательность, нерушимость Закона.

Закон, о котором говорит Иисус, по своей сути является договором между Богом и людьми. И, если быть еще более точными, договором, который является детализацией и уточнением более старого договора, заключенного между Богом и Авраамом.  Давайте посмотрим на этот договор:

4 Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10 Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой.
15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;
16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
17 И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
18 И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!
19 Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него.
20 И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.
21 Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.
22 И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него.
(Быт.17:4-22)

В самом начале своей речи Бог заявляет, что в качестве завета или обещания является Сам Бог. Он так и говорит: «Я – вот завет Мой». В седьмом стихе Он повторяет этот завет так: «…и поставлю… …завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя».

Итак, вот суть закона: «Я буду твоим Богом». Если Авраам хочет, чтобы Бог был его Богом, то Авраам должен исполнить свою часть завета. А его часть завета, как мы читаем в тексте, заключается в обрезании всего мужского пола. Тот, кто не обрезан – нарушитель завета.

Но, спросите вы, какое отношение этот завет имеет к Закону, о котором говорит Спаситель? Самое прямое. Если еще раз посмотреть на текст диалога Бога с Авраамом, мы увидим следующий пассаж.

7. и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
(Быт.17:7)

Как видим, Бог еще Аврааму сказал, что ставит завет (договор)не только между Собой и Авраамом, но и между его потомками. И это тот самый завет, который Им назван вечным, «в роды их». Вы понимаете, что завет или то, что позже стали называть Законом, был озвучен еще при Аврааме. И когда Моисей поднялся на гору и получил Закон, он не получил чего-то нового. Это был все тот же Закон. Но это был перефразированный, «разжеванный», детализированный завет, заключенный Богом еще с Авраамом. Просто Аврааму не надо было объяснять элементарных вещей, а новому народу без этого было не обойтись.

Но суть всего этого Закона, как мы видим из Договора с Авраамом, заключается в одной фразе: «Я буду твоим Богом». А что это значит? Значит ли это, что мы будем приходить в храм, о чем-то просить и Бог будет раз в сто лет что-то для нас делать? Значит ли это, что по каждому поводу нам нужно будет часами молить Его, поститься, надевать вериги или что-то еще, и тогда, возможно, если у Него будет настроение, он краем глаза взглянет на меня? Разве это называется «быть твоим Богом»?

Я понимаю так, как об этом говорит Иисус. Он постоянно Бога называет Своим Отцом. А это означает многое. И самое главное то, что Отец всегда рядом с Сыном и всегда (!) готов помочь, исправить, объяснить и указать. Это значит, что Сыну не нужно обивать пороги и подмасливать своего Бога, чтобы Он соизволил посмотреть на своего сынишку. Вот, что значит «быть твоим Богом».

И вот в этом ключе и понимается вот это «все» в устах Иисуса. Другими словами, пока Бог не станет вашим Богом…

…ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона…
(Матф.5:18)

Вот это и есть исполнение всего. Пока Земля существует, пока небо не исчезло, закон действует до тех пор, пока Он не станет твоим Богом. Если вновь обратиться к тексту диалога Бога с Авраамом, то мы увидим удивительную вещь. Бог не требует от Авраама каких-то постоянных действий. Он ждет от него только одно единственное действие, которое не имеет обратного хода – обрезание. Точнее сказать, это действие, которое не подразумевает обратного хода. Но люди до такой степени хитры и изворотливы, что даже в этом случае они нашли способ все уничтожить. И, как апостол Павел говорит: «…ваше обрезание стало необрезанием», обращаясь к людям, полагающимся на Закон и обрезание.

Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
(Рим.2:25)

От Авраама ничего более не требовалось, потому что Авраам был человеком слова и чести. Он не мог помыслить жить не так, как привык. А Закон был дан людям, забывшим о своем слове и своей чести. И они теперь не понимают, как жить по-другому.

Но я увлекся, простите. Итак, пока не исполнится цель Завета, то есть, пока Бог не станет нашим Богом, Закон и Пророки актуальны. Но ведь Иисус для того и пришел, чтобы нас вернуть к Богу, а Бога вернуть нам.

Теперь, когда Иисус пообещал ученикам, что не собирается нарушать Закон или Пророков. Что все, что Он собирается им преподать находится четко в рамках Божьей воли, он произносит очень странные слова. Началось…

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Матф.5:19,20)

Смотрите, что здесь такое. С одной стороны, если верить стиху 19, тот человек, кто нарушит Закон, он наречется «малейшим». Однако он наречется им, попав в Царство Небесное. То есть, если человек нарушит Закон, хоть и будет назван малейшим, все же, в Царство Божье войдет. Ага, это уже радует. Но тут мы читаем стих 20. А если верить этому стиху, то, чтобы войти в Царство Небесное, нужно быть гораздо праведнее книжников и фарисеев. Взрыв мозга.

То есть, если я нарушаю закон, у меня есть все шансы попасть в Царство, но если я не лучше (о равенстве даже не говорится) книжника или фарисея, то вход в Царство для Меня закрыт. Мне кажется, когда Иисус это произнес, на горе появилась дымовая завеса, потому что у последователей Иисуса задымились головы. Я могу нарушить Закон, и войду в Царство, но если при этом я не буду лучше (обязательно лучше, а не на равных) книжников и фарисеев, которые только о Законе говорят и только исполнением его, Закона, заняты, двери в Царство Небес для меня закрыты? В чем подвох? Получается что-то неудобовразумительное. Как же я войду в Царство Небес, если даже такие «великие» люди негодны для него? И почему я должен быть лучше этих исполнителей Закона, хотя нарушение Закона не может остановить меня.

Проблема в том, что мы не так понимаем слово «праведность». В нашем сознании праведность всегда связана с «правильным» поведением с точки зрения Закона. Праведный, значит законопослушный. Мы возносим такую черту как послушание. Мы о ней проповедуем, рассуждаем, думаем. Мы стараемся быть праведными. Но наша праведность, в лучшем случае, становится равной праведности книжников и фарисеев. Потому что они так же рассуждали, как и мы сегодня. Они искренне старались исполнять Закон, стремясь, так или иначе, быть правильными исполнителями каждой запятой и каждой йоты. Мы приходим в церковь и стараемся соответствовать великому Званию. Мы говорим, что не под законом и тут же всеми силами стараемся это доказать. Тонкий английский юмор.

Но что же такое – праведность? Как вы думаете, а Иисус понимал, что такой вопрос скорее всего возникнет? Думаю, понимал. Поэтому все, что дальше Он говорит, является прямым пояснением этого вопроса. Но мы о нем поговорим в следующий раз.

До встречи.

Да, чуть не забыл. Да, мои мысли надуманы. Я вообще стараюсь думать.

Я пришел исполнить: 4 комментария

  1. Я мыслю (думаю) — значит существую?. «я есмь, потому что Я ЕСМЬ». Копай дальше, не всякий это умеет, если что — поправим. ?Благословений!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*