Как дети?

думаюСледующее место, которое мне хочется сегодня рассмотреть, находится в 18-й главе Евангелия от Матфея. Сначала, я готов был пролистнуть это место, как ясное, в котором нет никаких трудностей. Действительно, что может быть проще. Это место очень часто звучит с трибун современной протестантской церкви. И большинство пастырей уверено, что прекрасно понимает, что здесь сказано. Вот так и я, будучи уверенным, что все понимаю, хотел уже пролететь мимо, но…

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
(Матф.18:1-6)

…но неожиданно для себя я обнаружил здесь что-то особенное.  Чтобы понять, что именно остановило мой взгляд, постараюсь описать свое видение. Точнее, нарисовать некое восприятие для вас.

Смотрите сами. В первом стихе сказано, что к Иисусу «приступили» ученики. Это крайне важно, обращать внимание, кто именно приступил, кто именно сказал и т.д. Итак, с вопросом к Иисусу подошли люди, которые уже (!) названы учениками. Кстати, вы обратили при чтении Евангелия, что никто не становился учеником, пока Иисус не признает его таковым. Вспомните заявление Учителя о том, кто достоин быть учеником Наставника. Если вы помните, требования более чем серьезные.

26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
27 и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.
(Лук.14:26,27)

Здесь, есть, конечно, некоторые оговорки, но сейчас на них не буду акцентировать внимание. Факт в том, что к Иисусу, говоря о предыдущем отрывке, подошли именно ученики. И все, что дальше Иисус говорит, Он говорит именно ученикам. Это тоже очень важно.

Итак, уже в третьем стихе Иисус говорит УЧЕНИКАМ, что при невыполнении определенного условия они УЧЕНИКИ не войдут в Царство. Знаете, что это значит? Все учение Иисуса посвящено одной цели – ввести УЧЕНИКОВ в Царство Божье, то есть, наделить их Божьей властью. Скажите, если ученик учится у учителя и в результате не становится тем, на кого учится, то для этого должны быть какие-то весомые причины. Допустим, вы учитесь на художника. При каких условиях, окончив художественную академию вы не станете художником? Я сейчас на о возвышенных вещах говорю. Не про талант или его отсутствие. Я не говорю о художниках с большой буквы. Есть масса художников, которые, грубо говоря, качественно выполняют свое ремесло. Так вот, при каких условиях, человек, потративший годы и деньги на обучение ремеслу, не получает этого ремесла?

В программе любого учебного заведения есть, так сказать, профилирующие предметы и НЕпрофилирующие.  Чтобы получить диплом, подтверждающий вашу компетенцию, вы должны выдержать экзамен. Есть масса экзаменов на протяжении всего курса обучения, а есть выпускные. Скажем так, если вы не сдали любой экзамен, вы не получите хорошую оценку в конце всех концов. Но все педагоги прекрасно понимают, какие предметы важны для данной специализации, а какие нет.  Ну, или почти все. Так вот, на практике, преподаватели, если только вы им не насолили, или если они не обозлились на весь белый свет, закрывают глаза на качество вашего обучения предмету, который вам не пригодится для профессии.  Они понимают, что надо вам иметь аттестацию. Ну, надо, потому что такая программа. Но не нужна вам будет высшая математика в профессии художника. Отличное знание музыкальной истории не сильно повлияет на ваши способности исполнения музыкальных произведений. Я был сильно удивлен, когда в институте я узнал, что профессоры философии вообще не смотрят на то, как грамотно вы пишите свои тексты, с точки зрения русского языка. Но они не простят вам ошибок языка философского.

В конченом итоге, ты становишься строителем только тогда, когда ты любишь и умеешь строить. Решает главное – какие силы ты прилагаешь к сути ремесла. Нам совершенно не важно, как грамотно пишет гончар, нам важно, какие он делает горшки.  Нас не интересует, какие формулы из курса средней школы помнит актер кино. Возможно, это ему пригодится при воспитании своих детей, но, даже если он будет играть математика с великим именем, ему будут важны не сами формулы, а человек, который их, когда-то открыл.

Достаточно отвлечений. К Иисусу подошли ученики. То есть те, кто собирается чему-то обучиться у своего Учителя. То есть, грубо говоря, освоить какое-то ремесло. И вот в третьем стихе их Наставник заявляет, что они, буквально, не станут теми, кем они хотят стать, если не будет выполнено определенное условие. Иначе говоря, сколько бы они не учились, как бы ни были прилежны и старательны, все будет совершенно бесполезно.  А это значит, что речь идет о ПРОФИЛИРУЮЩЕМ предмете.  Это совершенно так же, как если бы учитель сказал начинающему художнику так: «Если не освоишь основы светотени, не сможешь стать художником». Или, программист скажет молодому: «Если не будешь программировать, не станешь программистом».  Или пианист: «Если не будешь каждый день по три часа гонять гаммы, не быть тебе пианистом».

Аналогий можно приводить множество. Но вся суть здесь одна. Если ученики Спасителя не выполнят определенное условие, они зря тратят с Иисусом время.

И вот тут возникает следующее ощущение. Даже не вопрос, а именно ощущение. Такое резкое заявление не может появиться просто так, без причины.

Немного о настроении

Мне кажется, чтобы понять настроение, с которым Иисус все это сказал, надо начать чуть раньше. С конца 17-й главы. А что там произошло? Там Петр решил, что может решать что-то за Иисуса. Он не спросив Учителя распорядился Его налогами. И Учитель послал его. Буквально послал. Вас это удивляет. Тогда спросите себя, где и когда еще в Евангелии описан приказ Иисуса, о выполнении которого потом не сообщается? Всегда что-то есть. Всегда есть сообщение либо такое: «… и они пошли и сделали так». Либо такое: «… и он вышел». В данной же ситуации нет никакого сообщения. А это может значить только одно. Петр все прекрасно понял. Никакой «уды» он не брал и никакой рыбы не ловил. Более того, само пожелание профессиональному рыбаку ловить рыбку на удочку – вещь оскорбительная.

И вот в это самое время к нему подошли ученики с вопросом. И посмотрите, наконец, что же они спросили? А их интересовал вопрос: «Кто больше в Царстве Небесном?». Да ты сначала войди в Царство, получи эту вожделенную Божью позицию или власть, а потом уже разберешься, кто больше. И вот, когда Иисус вновь оказывается в не лучшем расположении духа, когда Он только что отчитал своего самоуверенного ученика, остальные ученики приходят с таким наглым вопросом. Они уже решили, что все сделано. Они уже портфели делят.

Дело в том, что фраза синодального варианта «В то время», это перевод греческой фразы, которая указывает не просто на какой-то расплывчатый участок времени, а на то самое время. Буквально «в тот час». На то самое время, на котором Иисус приказывает своему обнаглевшему ученику Петру взять удочку и вопреки своему профессиональному обычаю, идти ловить одну единственную рыбку. Повторяю, нет никакого намека на то, что Петр вообще пошел выполнять указанное. По сути, Иисус этого и не добивался. Но Петр оказался унижен и пристыжен.

Итак, именно в это время приходят ученики. И, оказывается, все это время они мечтали о портфелях!  Я могу только догадываться с каким разочарованием… Нет, не разочарованием, но с какой горечью далее Иисус говорит то, что говорит. А он, как мы читаем далее, подозвал ребенка (слугу) и поставил его среди учеников, произнеся следующее:

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
(Матф.18:3)

Первое, что здесь прозвучало отрезвляюще, это утверждение, что они вообще могут ничего не получить. Какое уж там разделение портфелей! Но, здесь есть кое-что еще. А проблема в том, что нам опять перевели несколько прилизано. Дело в том, что слово, которое нам переведено как «обратитесь», в активном залоге, в греческом тексте стоит в пассиве. И вот тут все резко меняется. Если принять за истину то, что мы читаем в синодальном переводе, то требование по «обращению» обращено к ученикам. И это кажется логичным. Но если принять за истину исходный текст, где это слово стоит в пассивном залоге, то мы получим уже не требование, а констатация факта. Причем произнесенная с… …осознанием отсутствия выбора. Давайте прочтем это предложение с учетом вышесказанного.

И сказал: истинно говорю вам, если вас не обратить(развернуть), и вы не станете как дети, не войдете в Царство Небесное;
(Матф.18:3)

Конечно, это не подстрочный перевод. Более точно было бы «если не будете обращены и не сделаетесь как дети…».  То есть Иисус, как бы, размышляет в слух, так, чтобы ученики слышали Его стенания, чтобы они осознавали свое заблуждение. Из уст Иисуса это звучит так, как у современных героев романов прозвучала бы такая фраза как: «…если я тебя не остановлю, мир погибнет».  Вот и Учитель, фактически, говорит: «Если Я вас не разверну, ничего из вас не выйдет».

Другими словами, Наставник не требует от учеников становиться такими как дети. Он объявляет им приговор. Это Он их развернет, и тогда они станут как дети. А от чего Он их развернет? Да от их развращения. От их жажды быть большими, от соревнования между собой. Он говорит о настоящем рождении свыше. О передаче Своей природы, Своего Духа, Своего имени им. И тогда, они развернутся и станут как дети.

— Вы неисправимы! Сколько волка не корми, все в лес смотрит! Поэтому, пока я вас не превращу (один из вариантов перевода слова «обратить»), не получите вы никакой власти.

Но мы привыкли, что следующий стих говорит о том же. И, вроде бы, должен подтверждать традиционное толкование текста. Давайте прочтем теперь и его.

итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
(Матф.18:4)

И тут нас ждет целый ряд засад. Давайте по порядку. Слово «итак» явно связывает нас с предыдущим текстом. Этот стих, как бы подводит черту. И, логично предположить, что он опровергает мое понимание текста, но подтверждает традицию. Но давайте не будем спешить. Проблема в том, что в греческом тексте здесь стоит возвратное местоимение «сам себя». Вроде бы и тут нет никаких проблем. Обычно такое местоимение не переводится на русский, а заменяется суффиксом «ся». МолитСЯ, вертитСЯ, беситСЯ и умаляетСЯ. Что, по сути и означает Умалить самого себя.

А теперь внимание! В третьем стихе сказано совершенно четко, что разворот зависит не от них. Это не они себя развернут, а «кто-то». А в четвертом уже «сами себя». Так вот, здесь нет противоречия. Здесь есть противопоставление. Есть ученики, которых придется изменять извне. А есть некто, который это может делать сам над собой. И поэтому, не ученики, а именно тот, кто это способен сделать  сам над собой и может быть назван большим (ударение на первый слог).

Давайте еще раз. Ученики сильно расстроили Учителя. И Он с горечью, глядя на них говорит, что без Его личного вмешательства в их жизнь, они не изменятся, но так и будут продолжать гнаться за превосходством. Соответственно, они гарантированно не могут называться бОльшими. Но тот, кто это сделает сам над собой, «тот и больше в Царстве Небесном». И тут еще одно замечание. Не «будет больше», а «больше».

Тут снова нужно внимательно смотреть греческий текст. Дело в том, что, хоть первая часть и стоит в будущем времени, вторая стоит в настоящем. В переводе мы этого не видим, потому что перед нами литературный перевод, созданный для удобства прочтения. Но в греческом перед словом «больше» стоит глагол «есть». По аналогии с английским языком, это так же, как если бы мы поставили глагол «is». Посмотрите, как может выглядеть перевод с учетом вышесказанного.

Итак, кто принизит самого себя, как этот ребенок, тот и является бОльшим в Царстве Небесном.
(Матф.18.4)

Когда ловят человека на взятке, помечают деньги специальным составом. И суть такова, руки людей рассматривают под специальным светом и тот, у кого руки под этим светом окажутся синими, тот и вор. То есть он вор уже, но станет это видно только тогда, когда на его руки наведут поток специального света. Так и здесь. Тот, о ком идет речь, Он уже бОльший в Царстве Небесном. Но видно это будет только тогда, когда Он принизит себя самого, как этот ребенок.

Армия детей

Итак, перед нами две категории детей. Первая – те, кто сам не может развернуться. Не забываем, речь идет о тех, кто уже (!!!) является учеником Иисуса. Никакого намека на тех, кому еще предстоит прийти к Нему нет. То есть, первая, те, кто без вмешательства извне, измениться не смогут. То есть все ученики. Все до одного! Вторая — те, кто сам может сделать это над собой. И мы знаем, что таким «дитем» стал только один Человек – Сын Божий. Но независимо от того, произошел разворот с усилием извне, или это сделано собственной силой, и те и другие стали как дети.

А теперь кое-что неприятное для любителей «детскости» в церкви. В четвертом стихе совершенно очевидно сказано о Самом Иисусе. Но в Его поведении мы никогда не увидим этой самой детскости. Он не ведет Себя как малое дитя. Он не играется, не веселится, не придуряется.  Но с высоких христианских трибун я очень часто слышу именно такую трактовку «становления детьми». Это весело, это приятно, это беззаботно. Но все, что мы думаем о Евангелии, должно подтверждаться или опровергаться Иисусом. А именно Его поведением. И если Иисус – это Тот, кто принизил себя как ребенок, то мы должны увидеть, где Он ведется себя соответственно.  А так как «детскости» мы в Нем не обнаруживаем, значит все наши (или не наши) домыслы о ней – самообман и заблуждение.

Но вот что я обнаруживаю. Иисус сильно расстроен тем, что ученики а) уже решили, что вошли в Царство, б) стремятся занять положение повыше. И то и другое – является антидетским поведением.  Если современные дети пытаются занять главенствующую роль, это говорит о их раннем… хотел сказать «взрослении», но это не взросление, это старение. Можно состариться в детстве и не повзрослеть до самой смерти. К сожалению, все чаще мы видим как наши дети, еще плохо произнося слова уже постарели. Потому что пытаются стать важнее остальных. И все это они берут не с потолка. Это мы их так старим. Это наш менталитет и воспитание. Это они у нас набираются.

Если же принять утверждение, что слово «дети» в данном месте можно перевести как «слуга», что так же имеет право, то все становится еще яснее. И это Иисус подтверждает многими делами. И самое яркое из тех, что мы знаем, это омовение ног учеников. Он так прямо и говорит им, что, хоть Он и Господь, что является совершенной истиной, Он моет им ноги как слуга.

Наша же беда в том, что мы, даже стараясь быть слугами, понимая отчасти Писания, делаем это с прицелом на получение более высокого положения. И вот тут мы пролетаем мимо Царства, как фанера, ну дальше вы знаете.

Итак, Иисус смиряет Себя до положения ребенка или слуги Сам. Но ученики на это не способны, о чем с горечью говорит Спаситель. И Он делает вывод, что пока Он не развернет их Сам, ничего из них не выйдет. Но, когда Он их развернет, переродит, кстати, это тоже часть значения слова, тогда для них начнут работать следующие утверждения.

5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
(Матф.18:5,6)

Думаю, понятно уже, о каких именно «таких детях» идет речь. Это те, кого Иисус развернет Своим Духом, пришедшим в Его имени. Это те, кто имеет Его. Потому что тот, кто Его не имеет, тот и не Его. Вот поэтому, если кто такое дите принимает, принимает Его Самого. Да потому что это Он и есть. Ведь это дите Его носитель. Иисус реально присутствует в нем. Он не манипулирует своим «носителем», но сотрудничает с ним. Воля такого «ребенка» не исчезает, она остается нетронутой. Но он получает всяческую опору и поддержку от Того, Кто в нем.

Поэтому, такое дите все еще возможно сбить с пути. И вот о чем речь. Суть не в том, чтобы носитель Духа Христова перестал верить в Иисуса. Суть в том, чтобы он вновь поверил в выгоду положения. Послушайте, что сегодня говорят многие проповедники. Они говорят, что мы должны занять какие-то посты в политике. Другие говорят, что хотят много зарабатывать, чтобы помогать церкви. Третьи еще что-то придумывают. Но все это уже смерть. Потому что открывает их веру в положение. Я буду иметь пост, и это позволит мне то-то и то-то, я стану полезным Церкви. Как только ты начал так думать, ты уже бесполезен. Потому что ты уже поддался на соблазн. Уже состарился, и смерть завладела твоим сознанием. Я заработаю много денег и построю церковь или буду помогать миссионерам. Будто у Бога нет сил для обеспечения своих планов. Все просто. Если для осуществления планов требуются какие-то помощники, это планы не Божьи. Если же ты не ища помощников исполняешь Его планы, то, где нужно, Он Сам даст Своих помощников и деньги. Но полагаясь на деньги в своих христианских планах, ты уже состарился и стал бесполезным.

Но как это происходит? Просто есть кто-то, кто внушил тебе, что тебе нужно положение или деньги для служения Богу. Вот это и есть тот, кто «соблазнил одного из малых сих», то есть тебя. А теперь прочтите, еще раз, что… Хотел сказать, обещано. Нет. В греческом тексте звучит так:

…ему полезно, если повесить ослиный жернов на шею и утопить…
(Матф.18:6б)

Вам страшно за этого человека? Ну, так не дайте ему погибнуть. Вразумите его.

Как дети?: 4 комментария

  1. «Итак, кто принизит самого себя, как этот ребенок, тот и является бОльшим в Царстве Небесном.»
    Алексей,позвольте мнение:
    Мне думается, что Иисус здесь продолжает ставить учеников на место. Он как бы говорит, если кто-то сможет измениться сам (а как мы знаем это не возможно сделать самому, только с помощью извне ), то «дорогой брат» ты сразу станешь бОльшимsmile
    Но насамом деле это ирония. Ну кто может быть бОльшим? Он уже есть!
    Да и невозможно это. Мол, хотите попробовать? Ну давайте…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*