И снова сослагательное наклонение

думаюМы помним, что церкви малой Азии были уверены, что имеют помазание от Святого и не имеют нужды, чтобы кто учил их. Апостол предложил им простой тест. Если они имеют помазание, то должны любить братьев. Если же они отвергают апостолов, это первый признак отсутствия той самой любви, что должна быть. Вывод прост. Никакого помазания они не имеют, как и познания Сущего от начала. И лукавого они не побеждали.

Объясняя эти вещи апостол подходит к тому, что, если ты воспринимаешь текст этого послания и согласен с ним, то, по всей видимости, с тобой не все так плохо. И ты действительно от Бога. И если это относится к тебе, то дальше он говорит так:

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
(1Иоан.4:7)

И здесь нам не обойтись без внимательного рассмотрения текста, обратившись к греческому источнику. Первое, с чем мы там столкнемся, это то, что словосочетание «будем любить» является переводом одного слова «любить», которое стоит в сослагательном наклонении. Помните, мы уже об этом говорили. Мы сталкивались с ним в 3-й главе, стих 18. Вспомним: «О, если бы вы любили не словом, а делом!».

Так вот здесь то же самое. Это не призыв любить друг друга, а тяжкий вздох по тому, чего хотелось бы, но в реальности нет. И это место можно перевести либо как «любили бы друг друга», либо как «если бы мы любили друг друга». Здесь я использую местоимение «мы», потому что глагол «любить» стоит в первом лице множественного числа.

Итак, здесь  это «мы», очевидно, не относится к апостолам. Как это было явно в других местах, о которых мы говорили. Здесь этим первым лицом апостол говорит вообще о том христианстве, в окружении которого находятся и апостолы. Почему я так думаю? Потому что прежде апостол уже сказал, что они, как апостолы, любят братьев. А здесь звучит боль от отсутствия жадно ожидаемой любви.

Но вот, почему христиане должны любить друг друга. По мнению апостола, любовь к братии исходит от Самого Бога. Потому что, как он пишет, Бог и есть любовь. Здесь, конечно, нужно понимать логику. Бог, это любовь, но любовь, не является Богом. Как дождь, это вода, но не всякая вода, является дождем. Солнце, это свет, но свет, это еще не солнце.

Итак, если Бог является источником любви, любовь это Его природа, то и от своих людей Он ожидает того же. И вот что дальше звучит: «… и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога». По всему посланию звучит одна мысль. Тестом на все является одно – любовь к братьям. Не  белая и пушистая. Не нежная с сюсюканием. Любовь Иисусова. Потому, что Сам Спаситель дал определение: «…как Я возлюбил вас». То есть речь идет именно и только об этой любви. Всякая другая любовь не имеет к словам апостола ровно никакого отношения.

Так вот. Всякий любящий как Иисус, ни больше и не меньше, рожден от Бога и знает Бога. И не надо вспоминать добрых бабушек, которые такие сердобольные и любящие, что, как кажется, подпадают под это определение. Нет, совсем не подпадают. Их любовь ничуть не похожа на любовь Христа. То любовь душевная, человеческая. А мы говорим о любви, которую апостолы даже не замечали в течение 3х лет, а поняли ее только тогда, когда Иисус отдал за них свою жизнь. Всякий вот так, именно так, любящий действительно рожден от Бога и знает Бога. А кто не любит так, как Иисус, тот, конечно же, во-первых, не рожден, во-вторых, не знает Бога.

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
(1Иоан.4:8)

Вот это и есть тест на истинность духа в нас. И все это апостол поясняет в тексте.

9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
(1Иоан.4:9-11)

Итак, повторим еще раз. В чем именно открылась любовь Бога? Как пишет апостол, она открылась в том, что Бог послал в мир Своего Единственного Сына. Зачем? Чтобы мы, через Него обрели жизнь. Подумайте немного. Есть какие-то люди. Ну, нагрешили они. Сами виноваты. Стереть их с лица земли и населить новыми. Разве так не легче? Так нет же, чтобы эти сотни раз виновные люди, которые только и умеют, что нарушить Божью волю, получили вечную жизнь, Бог отдает Своего Единственного Сына. Не велика ли цена за посторонних то? Причина здесь может быть только одна. Мы для Бога не посторонние. И Бог лучше пожертвует Своим Единственным Сыном, чем откажется от этих, как кажется, никчёмных людишек. Вот это и есть настоящее доказательство Божьей любви к людям.

Десятый стих практически повторяет то, что Иоанн сказал ранее. Что всякий дух, который признает, исповедует, выражает всеми возможными способами то, что Иисус Христос пришел к неподготовленным грешникам, является Божьим Духом. Разве не так? Сравните смысл той фразы и этой.

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
(1Иоан.4:10)

Это важно. Это не мы подготовились и стали достойны Его посещения. Это не мы добились Его прихода своим очищением, постами и молитвами. Это Он проломил преграду наших грехов и подарил нам Сына, над которым люди надругались и убили, чтобы погасить гнев на Бога за то, в чем были виновны мы, а не Он. А Он и здесь не успокаивается, и, чтобы не оставлять на нас вины в смерти Сына, воскресил Его. Он сделал все, чтобы дать нам жизнь. И сделал тогда, когда мы не могли предоставить Богу никаких оправданий в свой адрес.  Тогда, когда никто из людей всей земли не мог сказать, мы это заработали.

Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
(1Иоан.4:11)

Чтобы соблюсти контекст послания, немного добавлю в текст. Думаю, это не изменит исходного смысла, но позволит не потерять его.

Возлюбленные! если ТАК возлюбил нас Бог, то и мы ТОЧНО ТАК ЖЕ должны любить друг друга.
(1Иоан.4:11)

Вот в чем должна проявляться наша любовь, а не только в добром отношении и угощениях на праздник.

И снова сослагательное наклонение: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.