А теперь главное.

думаюВсе, что апостол говорил до сих пор, было «вступлением» к тому, что он действительно хотел сказать. Как мы знаем, он обращается к христианам церквей, отвергающих апостолов. Они уверены, что имеют помазание и знают все. Они не имеют нужды, чтобы кто учил их. И апостол не забывает «проезжаться» по их заблуждению. 

Но Иоанн не бьет сразу в лоб. Ему важно не просто обличить, но убедить, достучаться. Ведь апостол говорит не с врагами. Он говорит с детьми, по его собственному свидетельству. Поэтому, прежде чем сказать главное, он подготавливает почву. Он обращает внимание читающих не на само ложное учение, которое звучит в этих церквях, но на плоды. Прямо по заповеданному Иисусом: «По плодам их познаете их…». Все слова автора послания можно свести к простой формуле. Если ты идешь правильным путем, то почему, вместо приближения к цели, ты от нее удаляешься? Если ты веришь в истинное учение, то почему твои плоды говорят об обратном?

И вот, когда по мнению апостола, читатель должен был уже понять свое странное для себя положение, Иоанн переходит к самому учению, благодаря которому христиане вместо братской любви имеют отвержение. Но прежде апостол взывает к ним, как к тем, кто, по их собственным словам, знает истину.

Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, [равно как] и то, что всякая ложь не от истины.
(1Иоан.2:21)

Другими словами, раз они сами утверждают, что знают истину, то почему бы им не подтвердить, что всякая ложь не от истины? Ведь они уже согласились, теоретически, с доводами Иоанна, приведенными ранее. Как например, с тем, что Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Так и здесь: «Вы же знаете истину, поэтому я и обращаюсь к вам, как к знающим. Ведь, раз вы знаете истину, то знаете и то, что ВСЯКАЯ ЛОЖЬ НЕ ОТ ИСТИНЫ». И вот, наконец-то, звучит настоящая причина появления данного послания. Т.е. вот во что верят христиане малой Азии в тот период истории. Внимание. Это не отвлеченная лекция о заблуждающихся. Это послание прямо в пекло, прямо в центр разложения. Не «о», а «к». Не «о» каких-то гипотетических  грешниках, а прямо «к» этим самым грешникам.

22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
(1Иоан.2:22,23)

Я, с вашего позволения, повторю. Иоанн старательно подготавливал внимание и понимание христиан к этому выпаду. Он действовал по образцу лучших пророков Ветхого Завета. Они притчами вынуждали обличаемого согласиться с логикой и осудить действия героя притчи. И когда слушатель говорил, что героя надо показательно наказать, вдруг выяснялось, что это он и есть. Например, так было в свое время с царем Давидом. Об этом можно прочесть во второй книге Царств, глава 12. И вот, здесь очень похожая ситуация. Иоанн подводит читателя бесспорными вещами к определенному пониманию, и вдруг, обрушивается на них с ужасным вопросом: «Так кто же лжец?».

И вот в этом вопросе угадывается то, в чем обвиняли апостолов. Т.е. апостолов отвергали еще и потому, что, по мнению тех лидеров, апостолы лгали. И здесь, как быка за кольцо Иоанн подвел читателей к другому пониманию. Лжецы не апостолы, а те, кто им внушил это. И вот эти лидеры, оказывается, наставляли церковь в том, что Иисус не является Мессией! Т.е. кто угодно, но не Христос. Помните, как Иоанн креститель до последнего дня сомневался в Мессианстве Иисуса. Он даже послал узнать у Него:

сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
(Матф.11:3)

По всей видимости иудействующие христиане были крайне активны в то время. Их не убеждали даже чудеса, которыми Бог подтверждал слова апостолов. По всей видимости, Иисуса они воспринимали, как очередного пророка, как учителя, но не как Мессию, не как Сына Божьего. А именно это, судя по посланию, является причиной развала настоящих отношений в церкви и последующего за этим развала самой церкви. Но, не будем гадать, что именно они думали об Иисусе. Будем читать.

Итак, Иоанн в гневе. И теперь он одновременно спрашивает и обвиняет  тех, кто ввел в заблуждение людей. Он их называет лжецами. Он прямо заявляет, что тот, кто говорит, что Иисус не Христос – лжец.  И на этом апостол не останавливается. Он объявляет, что такой человек не просто лжец. Это человек и есть самый настоящий антихрист. И, что бы он ни говорил, как бы ни клялся в любви к Безначальному, как бы ни гордился великими познаниями Сущего от начала, на самом деле он отвергает не только Сына (Христа), но и Его Отца.

Почему же так важно понимать эту взаимосвязь? Ведь кто-то даже не поймет, чего тут такого особенного. Ну, подумаешь, не Сын. И что? Какая разница. Все равно Он мой учитель! Разве этого не достаточно? А Сын Он или нет, не все ли равно? И вот ответ Иоанна. Вот в чем вся соль.

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
(1Иоан.2:23)

Это совсем не высокопарные слова. Здесь заключена истина, которую Иоанн потом будет подробно разбирать. Но нам не помешает обратить внимание вот на что. Ключевыми словами здесь являются 2 слова «имеет». Вопрос не в том даже, в кого ты веришь. Вопрос, Кто находится в тебе? Чем или Кем ты обладаешь?

Вот это слово, которое переведено как «имеет», несет в себе следующие черты:

  • Держать, нести;
  • Брать, хватать;
  • Иметь на себе, носить;
  • Владеть, обладать;
  • Держать, поддерживать;
  • Держать, поднимать;
  • Носить во чреве;
  • Обитать, населять;
  • Содержать в себе, заключать, окружать;
  • Распоряжаться, управлять;
  • Заботиться, печься, охранять;
  • Защищать;
  • Сдерживать, скреплять, связывать;
  • Останавливать;
  • Унимать, успокаивать;
  • Ощущать, испытывать, переживать;
  • Вызывать, возбуждать, причинять;
  • Придвигать, приближать;
  • Мочь, иметь возможность;
  • Знать, видеть, понимать;
  • Относиться, быть расположенным;
  • Находиться в (том) состоянии;

Смотрите, кроме банального «имеет» здесь есть такие краски как «ощущает, испытывает, переживает», «знать, видеть, понимать», «находиться в состоянии», «носить во чреве» (беременность).

То есть, речь идет не о том, во что ты веришь, но о том, что ты переживаешь, испытываешь, знаешь, видишь, понимаешь. Кем ты «одержим»? Другими словами, речь не об идее, не о теории, а о переживаемой реальности. О Боге, который чувствуется, ощущается. О Боге, которого ты начинаешь видеть и понимать. О Боге, которым ты буквально беремен, или одержим. Об этом Иисус говорил так:

Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
(Иоан.14:23)

Речь о «святой одержимости».  О наличии реального Бога в твоей настоящей жизни, в твоем теле. Если Иисус не Сын, а, пусть даже, великий пророк. Тогда ни о каком наличии речи не идет. Одержимым Богом можно стать, только если Иисус является Сыном и Мессией. Но, как я понимаю, все это Иоанн будет разжевывать дальше. А пока что, апостол ударил по главной лжи. И предлагает христианам оставаться или вернуться к азам. То есть к тому, с чего вообще началась их вера в Иисуса. К тому, что они услышали в начале своего христианского пути. И это предложение мы уже в этом послании читали ранее.

Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
(1Иоан.2:24)

Как мы видим, здесь уже слово «имеет» не используется. И это подтверждает греческий текст. Почему? Потому что на данный момент те, к кому обращена речь Иоанна, не обладают Божьей природой. Ведь иначе, они действительно не нуждались бы в наставлениях. И апостолы не были бы изгоями. Но автор послания желает, чтобы в них пребывало, т.е. сохранялось то, что они «слышали от начала». Речь не о природе, но об учении. И апостол связывает сохранение услышанного в начале с пребыванием в Сыне и в Отце.

Вот это «пребывает» тоже не простое. Речь идет именно о «сохранении». О заботе, старании не потерять, внимательном наблюдении, охране. Т.е. если они будут старательно хранить то, что они услышали от начала, то это гарантирует им их пребывание в Сыне и в Отце. Подумайте над этим. Чтобы пребыть в Сыне и в Отце, нам нужно ревностно хранить чистоту Христова учения. Если же говорить о данном послании, под удар попало утверждение Иисуса как Сына Божьего и Мессии (Христа). Итак, все просто – храним чистоту учения, пребываем в Сыне и Отце. Не храним, не пребываем. Чего может  быть элементарнее?

А… Зачем нам пребывать в Сыне и Отце? И на это есть ответ у Иоанна. Вот зачем:

Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
(1Иоан.2:25)

Логическая цепочка проста. Есть учение, преподанное Иисусом. Если ревностно хранить это учение, не удаляясь в философию, то я буду в Отце и Сыне. Если я буду в Отце и Сыне, то мне дано обетование, или, проще, гарантия. Мне дана гарантия – жизнь вечная. Вот договор. Если я соблюдаю свою часть, Он соблюдает свою. Все, что от меня требуется – верность чистоте учения.

Немного отвлекусь на некоторые мысли о жизни вечной. Религия так сильно постаралась запудрить нам мозг, что в понимании современного верующего, жизнь вечная – это жизнь после смерти. Но вот о чем я предлагаю вам подумать. По словам Иоанна, система выглядит так, как мы это описали выше. Т.е. я пребывают в Отце и Сыне, и мне гарантировано то, что обещано от Отца, т.е. жизнь вечная. Правильно? А теперь смотрим первую главу Деяний.

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
(Деян.1:4)

Смотрите, та же гарантия – «обещанное от Отца». Но, два момента. Здесь эта гарантия называется несколько иным именем. Смотрим на третий стих и видим, что же они «слышали от Меня»?

которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
(Деян.1:3)

Здесь Лука заявляет, что Иисус говорил о Царствии Божием. Тут же в следующем стихе Иисус говорит, что они, подождав какое-то время в Иерусалиме получат именно то, что они слышали от Иисуса. А что они слышали? Правильно, то, что Иисус говорил.  А говорил Он о Царствии Божьем. Т.е. чуть позже в день пятидесятницы ученики получили ни что иное, как Царствие Божье. А так как это просто другое имя жизни вечной, то можно сказать, что ученики получили Жизнь вечную. Прямо в день пятидесятницы Бог выполнил обещанное, гарантия была исполнена.

И вот Иоанн, обращаясь к церкви, говорит, что если они будут ревностно хранить то, с чего началась их вера, то они точно так же получат «обещанное от Отца». А обещана нам – жизнь вечная, или, что то же самое, Царство Божье. И, как мы знаем по Деяниям апостолов, они эту жизнь вечную получили не после смерти. И в Царство Божье они вошли не после смерти. А в самом расцвете сил! Вот это и обещано церкви, если только она сохранит именно то учение, которое преподал Иисус. А теперь подумайте, почему сегодня мы не видим этого так, как написано? Не отвечайте. Это риторический вопрос. Согласитесь, ради такого обещания имеет смысл пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Конечно, все, что здесь было сказано, сказано о тех, кто ввел церковь в заблуждение.

Это я написал вам об обольщающих вас.
(1Иоан.2:26)

А теперь главное.: 3 комментария

  1. Вау!!!!Вау!!!!!!!!! Еще раз читал. Не только Сына иметь возможно, но и Отца. Никогда не мог это увидеть, не мог понять. Видел всгда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*