Так вот, что я вам скажу!

думаюВ предыдущей части мы увидели, конечно, если увидели, что распределение на Отцов, отроков, юношей и детей идет не от апостола, а от самих христиан, которые возомнили о себе невесть что. Они решили оценивать свой рост по своим каким-то меркам. И, судя по всему, этим мерки были как-то определены.  Об этом можно судить по цитатам, которые «передразнивает» Иоанн. Отец, это тот, кто познал Безначального. Отроки, это те, кто познал Отца. Тут есть четкая разница. Под Безначальным понимается божественность, а под Отцом, отношение Бога к людям. Юноши, это те, кто смог, подобно Христу, не иначе, победить лукавого. Но, по сути, по мнению Иоанна, все они, не более чем дети.

Апостол с сарказмом цитирует их самонадеянные фразы, явно стараясь больно ударить именно в их гордость и самооценку. Показывая им на их заблуждение, он, наконец, противопоставляет их взглядам на себя свой совет или рекомендацию, на чем на самом деле нужно акцентировать свое внимание. Если, в свое время, апостол Павел сказал прямо: «Не упивайтесь вином, но…», Иоанн, несколько поэтично использовал такое же противопоставление: «Вы познали?! Вы победили?! Наведите сначала у себя порядок! …». Вот, собственно и сам текст, предложенный апостолом:

15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
(1Иоан.2:15-17)

Вот это «не любите мира» — прямое указание на их самооценку. Если я взвешиваю себя, стараясь понять, насколько я значим – это и есть проявление любви мира. Здесь работает мое воспаленное самолюбие. Кто я по отношению к другим? Достиг ли я высокого уровня святости? Равно и мои оценки братьев. Когда я смотрю на брата и оцениваю, чего он достиг в своем хождении. Победил ли он лукавого? Если нет, то он еще или младенец, либо отрок. О! До него дошло, что Бог любит нас как Отец? Значит это отрок. А я то, уж точно, выше него. Потому что опытнее, больше имею понимания. Я что-то познал!!!

Вот на что обращает внимание Иоанн. Вот что именно апостол называет здесь, в данном конкретном послании, любовью мира. Вот это и есть похоть плоти. Это и называется похотью очей. Это и является гордостью житейской. «Но как так, апостол называет три вещи, а ты говоришь, что это одно и то же?» – спросите вы. Но, я не говорю, что это одно и то же. Я говорю, что все эти три вещи являются любовью мира. Любовью того, что ценно в этом мире.

Вспомните, о чем говорил змей с Адамом женского пола. Он говорил об уровне, который человек может получить, если послушается змея. Он предлагает человеку не уровень греха, а уровень Бога – буквально, познание Божьего положения. С той разницей, что настоящее познание, приносит почтение к Богу, а познание через советы змея, гордость, самомнение.

Многие проповедники наперебой стараются объяснить, что же это такое, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. И находят! Они говорят о разного рода грехах. Под похотью плоти все хором согласились признать – желание к противоположному полу. Похоть очей, от созерцания «прелестей» человеческого тела, до банальной зависти. Ну, а гордость житейская, тут вообще все просто. Гордость, она и в Африке, гордость.

При всем том, что прелюбодеяние и любодеяние действительно является грехом, зависть так же не лишается силы порока, равно и гордость, апостол, все-таки, говорит о другом. И любовь к миру и к тому, что в мире, это, судя по контексту, любовь к самопозиционированию относительно других. Так приятно осознавать свою «лучшесть». Я уже чего-то достиг. Я чемпион! Я сел выше. Я езжу быстрее. Моя проповедь интереснее. Мои знания обширнее. Мои корочки весомее.

И вот, то же самое в Боге.

— Я уже не новообращенный, я уже познал Отца! Мои знания выше любого начинающего. Я уже что-то понял. Теперь я дал себе право учить всех моим великим познаниям.
— А я так сильно сражался с дьяволом, что победил его. Я вчера был в посте. И дьявол так искушал меня, но я вышел победителем, теперь слушайте меня все, я научу вас, как правильно драться с лукавым.
— А мы…
— А мы…
— А я…
— А наша церковь…

Все это любовь к миру и к тому, что в мире. Вот это и есть похоть. Здесь и гордость житейская. Здесь и глаза завидущие.

Во всей этой тираде Иоанна невооруженным глазом видна бурлящая в его сердце ненависть к заблуждению, боль к детям, и агрессия к лжеучителям – самозваным «отцам». Правда здесь этот гнев и иссякает. И апостол «нажав на тормоза» вновь обращается к детям. Здесь чувствуется вот какое настроение. Когда отец выговаривает своим детям за их непослушание и проступки, в конце концов, он садится рядом с ними, и с тяжелым вздохом говорит: «Да поймите же вы наконец, жизнь – сложная штука, не будете внимательны, пропадете».

Дети! последнее время.
(1Иоан.2:18а)

Сколько боли и желания достучаться вложено в это слово «Дети»! Он взывает к их сознанию, потому что христиане не находятся в великолепном веке. Совсем наоборот. Состояние церкви Иоанн называет последнем временем. Это совсем не то «последнее время», что обычно понимают под этим термином. Последнее время – это время, когда все рушится. Это время, когда то, что было для тебя солнцем – меркнет. А те, кто были для тебя звездами, с шумом падают в грязь. О каких уровнях зрелости можно здесь рассуждать?! Здесь надо срочно, просто незамедлительно принимать экстраординарные меры! Надо мгновенно принять меры к тому, чтобы получить «обещанное от Отца». Иначе церковь погибнет!

Вооще, настроение Иоанна нам знакомо по первым главам книги Откровения. Там совершенно ясно передано то чувство, которое апостол имеет, глядя на современную ему церковь. Из семи церквей действительно живыми остались только две, да и те, еле выживают. А остальным, если не покаются, уже вынесен приговор от Того, кому, как они говорят, они служат.  Другими словами, Иоанн кричит к церкви, пытаясь спасти хотя бы некоторых. Но все церкви малой Азии дружным маршем шагают с песнями в полном и непримиримом убеждении, что все идет замечательно! А на самом деле, у церкви – последние дни. Давайте посмотрим, в чем причина этих бед.

18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все.
(1Иоан.2:18-20)

Итак, с болью в сердце апостол взывает к «детям», пытаясь открыть им глаза на их скорую гибель. И гибель их заключается не в гонениях, а в появлении, так называемых антихристов. А теперь постараемся увидеть одну канву послания и понять, о каких именно антихристах идет речь.

Если мы были внимательны, то заметили одно, внутри самой церкви преподается ложное учение. Оно столь странное, что в результате оказывается, что апостолы больше не нужны. Христиане больше, якобы, не нуждаются в том, чтобы их кто-то учил. Потому что, по их мнению, у них уже есть помазание, которое их учит, а значит, все учителя идут лесом. Вот такое учение апостол и называет АНТИХРИСТИАНСКИМ.  Важно понимать, что речь не о внешних противниках Христа. Мы уже знаем, что внешние противники никогда не имели успеха в борьбе с церковью. Настоящие антихристы появляются именно в церкви.

Апостол заявляет, что это и есть признак последнего времени, т.е. времени, когда гибнет церковь, времени, когда рушится вера. И причина гибели веры, повторю еще раз, не во внешнем сопротивлении, а во внутренних учителях.

И вот в 19м стихе, впервые заметно разделение на «вы» и «мы». Смотрите сами. Восемнадцатый стих. Апостол обращается к детям, т.е. в третьем лице. Потом используется местоимение «вы». И прямо в том же предложении (стих 18) он говорит «мы». И 19й стих начинается с местоимения первого лица. А в 20м стихе, снова третье лицо. Почему апостол сделал такое четкое разделение? И причина здесь вот в чем.

То, что наступило последнее время, познают не те, к кому обращено послание. Этот факт определяется с очевидностью апостолами и теми христианами, которые находятся в истинном учении. То есть «нас» это и апостолы и те, кто стоит на правильном пути. А христиане малой Азии, к которым обращено послание, не видят никакой опасности. Итак, под «нами» следует понимать всех христиан, которые согласны с апостолами, а под «вами» тех, кто находится в заблуждении, под чарами антихристов.

Итак, для всех, кто в Истине совершенно очевидна наступающая опасность нашествия антихристов и, последующей за ними гибели церкви.  Они бьют тревогу. Они прилагают усилия к отрезвлению одурманенных братьев. И апостол говорит, что эти антихристы вышли из церкви. Из нормальной, правильной церкви! Они слушали истинных апостолов. Они жили вместе с настоящими христианами. Но опознать их было невозможно. И вот, именно для того, чтобы их можно было опознать, Бог, видимо, устроил так, чтобы они вышли. Т.е. они не смогли больше находиться в окружении истины, поэтому вынуждены были покинуть людей правды, и отправиться к тем, кто разделит их дух.

Все это сказано с тем, чтобы пробудить, отрезвить одурманенный взгляд тех, кого еще можно спасти от дурмана. При этом Иоанн постоянно включает свои «колкие» замечания по поводу их подложном познании и помазании. Т.е. вся речь Иоанна говорит четко – христиане малой Азии ослепли и оглохли. Заснули и не желают просыпаться. Они в беде и скоро упадут в пропасть. Но при этом они всем говорят, что у них есть помазание:

Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все.
(1Иоан.2:20)

Для тех, кто еще не понял. Это не утверждение истины. Это сарказм. Это цитата ложного утверждения. Иоанн постоянно приводит доводы, доказывающие, что, если бы они действительно имели помазание от Святого, то плоды были бы совсем другими. Поэтому подход апостола простой. Он показывает на их провалы, тыкая их носом в их же лужицы, при этом повторяя: «Вот так ты не гадишь? Вот так ты терпел?!».

При этом, Иоанн продолжает играть на их самолюбии и гордости. Чего же на них не сыграть, если они так крепко в них вцепились?  Но об этом позже. А пока, до встречи.

Так вот, что я вам скажу!: 4 комментария

  1. Имеете помазание и знаете все……. Если все знаете, то какой тогда смысл послания???

      • Только сейчас я и понимаю это смысл. Раньше думал, что действительно знаем все. А это была насмешка. И если бы Иоан считал что знаем все, то и писать бы не стал ничего.
        Интересно, но Иоан, как и Петр пишут о необходимости встречи с Иисусом таким как Он есть. В этом вижу сходство посланий Иоанна и Петра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*