Итак, до ухода Иисуса к Отцу осталось совсем мало времени. И Учитель прилагает все усилия, чтобы максимально эффективно подготовить своих учеников к предстоящим событиям. Причем речь даже не о самой смерти Иисуса. Он их готовит к своему приходу в другом виде, т.е. в виде Утешителя. Крайне важно, чтобы последователи Иисуса признали в этом Утешителе Иисуса. Отсюда, как мы говорили в предыдущих частях, Его старания убедить их в своей одинаковости с Отцом.
Раньше Он уже сказал, что главное требование к ученикам в том, что они должны верить, что Отец в Иисусе, и Иисус в Отце. Возможно, это не сразу понятно. Ведь мы, как христиане с опытом, эту фразу знаем наизусть. И нам кажется, что мы все поняли. Возможно и так, но позволю себе дать пояснение.
Дело в том, что Иисус говорит с учениками. А ученики Иисуса, это бывшие ортодоксальные иудеи. Если говорить совсем точно, они и в момент речи, все еще иудеи. А для древнего иудея существуют разные неприкасаемые темы. Например, такая тема как «святость Бога», или «Его суверенность». И вот что вдруг звучит из уст Иисуса:
Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
(Иоан.14:11)
Фраза «Я в Отце и Отец во Мне» для древнего иудея должна звучать так же, как для современного человека звучит выражение «Все, что Я говорю, говорит Бог, а все что говорит Бог, говорю Я». Что бы вы сегодня сказали современному человеку на такое утверждение? Думаю, он не избежал бы воспитательных речей о неимоверной гордости. Но именно это и имеет Иисус в виду. Он фактически заявляет ученикам, что они должны воспринимать Иисуса как голос и рука Бога и никак иначе. И в этом контексте следующие слова звучат более понятно. Наконец-то мы переходим к нашему отрывку на сегодня.
9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
(Иоан.15:9-13)
На самом деле во всем этом тексте, где встречается слово «пребудьте», в греческом тексте стоит слово «останьтесь» или «стойко держитесь». Суть слова мы рассматривали раньше, поэтому здесь не буду повторяться.
Кроме того, нужно отметить, что слово «возлюбил» здесь несет более интересный смысл, чем слово «агапе». Ради справедливости нужно сказать, что это слово образовано от того же «агапе», но приобрело кое-что дополнительное. Главное отличие от коренного «агапе» в том, что тогда как «агапе» не означает любовь вообще, слово, использованное в 9-м стихе – глагол, говорящий о любви. Но при этом полностью принимающее на себя все краски слова «агапе». То есть, высоко ценить, ставить выше себя, получать удовольствие.
Однако, опять же, ни о какой «жертвенной» или «безусловной» любви речи не идет. Нет, конечно, можно добавить в тексте что-то обогащающее это слово. Но значение самого слова в себе этих обогащений не несет. И вот, когда Иисус сказал о том, что Отец возлюбил Сына, и Сын, точно так же как это сделал Отец по отношению к Сыну, возлюбил учеников, Иисус взывает к ученикам, чтобы они сохранили свое положение в этой «Его любви». И вот тут, слово «агапе» получает должное обогащение. Здесь совершенно четко слово «агапе» связано с предыдущими словами. Так что здесь, мы с полной ответственностью можем говорить об «агапе» Иисуса, как о любви. Повторяю, в самом слове этого значения не существует (конечно, если не смотреть на переводы Нового Завета времен короля Иакова и позже).
Теперь к сути. Несколькими минутами ранее Иисус сказал, что Отец в Нем. Т.е. все дела, мысли, поступки, слова Иисуса – это ни много ни мало, слова Бога Отца. И вот здесь Иисус повторяет то же заявление, говоря, что Его, т.е. Иисуса, любовь, это любовь Бога Отца. Что еще может означать фраза, которая звучит совершенно четко: «Вот точно так же как Бог Отец возлюбил Меня, Я возлюбил вас». Понятное дело, здесь я несколько усилил эмоциональную часть, ради понимания сути. Важно, чтобы ученики осознали, что Иисус их любит не как-то по-своему, а в точности так, как Бог Отец возлюбил Своего Сына. Т.е. вся дружба Иисуса, все Его старания, Его жертвенность по отношению к ним, все это полная копия, совершенное соответствие, абсолютная аналогия тому, как Бог любит Иисуса.
Что это значит? Если Бог все дал Иисусу, Иисус делает то же самое. Если Отец нашел благоволение в Сыне, о чем Он объявлял дважды, Иисус нашел точно такое же благоволение (удовольствие) в них. И вот что поражает. Нам совершенно ясно, что Отец мог найти удовольствие в Сыне, потому что Он без греха, верный, любящий, жертвенный и еще миллион эпитетов. Но ведь ни один из апостолов не соответствует и доли всех этих характеристик! Однако Иисус говорит, что Он любит их ТОЧНО ТАК ЖЕ как Отец любит Иисуса.
Итак, вот в этой невероятной любви к тем, кто недостоин и сотой ее доли, они должны выстоять. Именно выстоять, сохранить, а не найти или войти. Почему я говорю об этом. Потому что сегодня все нас учат, что мы должны быть в Иисусе, подразумевая, что нам надо а) быть такими, б) быть сякими, с) быть разэтакими. Т.е. чтобы быть в Иисусе нам надо соответствовать. Если я не соответствую, я вне Его. Иисус здесь говорит совершенно противоположное. Он ничего не требует от учеников для того, чтобы войти в Его любовь. Они уже в ней. Им надо лишь в ней остаться.
Что они сделали для того, чтобы войти в эту любовь? Ничего особенного. Напросились однажды к Нему в гости. Посидели, попили чаю с баранками и ушли. Потом походили за Ним, поели за Его счет и… оставили Его приблизительно на полгода. Буквально бросили. И лишь когда Иисус пришел и пообещал сделать их ловцами человеков, они снизошли к Нему и согласились стать Его учениками. Великое достоинство! Вывод простой. Это Он их возлюбил. И возлюбил Он их без видимых на то причин. Просто ПАТАМУЧТО! И вот в такой Его любви им нужно сохранить себя.
Что же требуется от них для того, чтобы остаться в Его любви?
Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
(Иоан.15:10)
Иначе говоря, вся Его любовь к ученикам была дана без причин. Он просто дарил им Свою любовь не получая ничего взамен. О да, они слушались Его и выполняли Его постановления. Дорогие мои братья, дети в школе тоже слушаются учителей (надеюсь), однако, это не признак детской взаимной любви к ним. Ребята, что ходили за Иисусом, пришли к Нему УЧИТЬСЯ. Ни о какой любви в их ожиданиях речи не шло! Они увидели Мессию и пошли к Нему служить. Мало того, их чаяния, скорее, можно назвать жаждой сделать политическую карьеру. Ведь они постоянно мечтали сесть по правую и левую руку от Иисуса, когда Он станет земным царем в Израиле. О какой любви идет речь?
Но что делает Сын Божий? Вместо сухих уроков Он вводит их постоянно в Свою жизнь. Он, а не они, делает их своими друзьями. Он приучает их к Своей любви. Он окутывает их своей заботой. Он ругает их как Отец и все Отцовское сквозит через Него. И вот, когда они уже привыкли к такому отношению к себе, вдруг выясняется, что это что-то большее, чем просто отношения учителя с учениками. А они заложники этой ситуации. Они для этого не сделали НИ ЧЕ ГО!
И вот, Иисус говорит, что уходит к Отцу. А они должны сохранить свое положение в Его любви, ради которой они никогда ничего не делали. И это требование, по всей видимости, для них стало неожиданным.
Мало того, неожиданным стало и требование соблюдать какие-то «заповеди». О каких заповедях речь? Это не странный вопрос. Я понимаю, что среднестатистический христианин прямо с разбега, напишет мне не меньше десятка заповедей Иисуса. Но на самом деле, этот христианин сильно ошибется, думая, что написанное им – заповеди. Я здесь не буду разводить споры о заповедях. Я об этом достаточно много уже писал. И ученики прекрасно понимали, что никаких заповедей от Иисуса, по большому счету, они еще не слышали.
Действительно, если взять нагорную проповедь, то это установки для успешного обучения у Иисуса. Но вот, Он уходит, как теперь выполнять эти установки? Школа то закончена. Есть еще указания, как вести себя по отношению к слухам о войнах, гладах и морах. Но, какое это имеет отношение к сохранению положения в любви Иисуса? Можно долго перечислять то, что нами считается заповедями Иисуса. Однако, в данной беседе, появляется вакуум недопонимания. О чем говорит Спаситель? Какие нужно выполнять заповеди, чтобы сохранить свое положение в любви Иисуса?
Я несколько перефразирую. С одной стороны, что нужно делать ученикам, чтобы Иисус продолжал их любить? С другой стороны, что нужно делать, чтобы знать, что Иисус тебя любит? Отчасти пояснение есть во второй части стиха:
… как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
(Иоан.15:10)
Вот что важно понимать. Ученикам нужно сохранить Иисусово отношение к ним, а не Его любовь в себе. Опять же, потому что именно так сегодня трактуется обязательство жить в любви Иисуса. На момент речи в них нет никакой Иисусовой любви. В них есть только их отношение к Иисусу. У Петра есть его любовь к Учителю. У Иоанна, есть его тепло к Наставнику. Но ни у кого из них нет Христовой любви в себе. Это появится позже, когда они примут обещанное от Отца (Деяния). А пока ничего Христова в них нет и быть не может.
И в свете этого вывод простой. Иисус, как бы, говорит им: «Ребята, не разочаруйте меня». Бог Отец наделил в Израиле некоторых людей высшей властью. Но они сильно огорчили Его. Бог для них сделал больше чем возможно. Однако «горе тебе Вифсаида, горе тебе Харазин…». Т.е. Бог дарил им любовь и до Иисуса, и во время Иисуса через исцеление и прочее. Но они не сохранили к себе Его любви. И потому «лучше будет Содому в день суда, чем городу тому».
Иисус дарил ученикам любовь авансом все три года. Теперь же наступает время ответной реакции. Сохраните отношение Иисуса к себе, не потеряйте Его расположения. Вот требование Учителя к ученикам на момент речи.
Как это сделал Иисус? Он делал то, ради чего пришел. Он был верен Отцу во всех своих делах. Отец обрел удовольствие в Сыне и не разочаровался в Нем до конца. Иначе говоря, Отец ожидал что-то от Сына, и Сын оправдал ожидание. Иисус ожидает от учеников чего-то. И хочет, чтобы Его ожидания оправдались так же. Почему? Потому что на момент речи они находятся в «радости». Если же они потеряют благорасположение Иисуса по каким-то причинам, им будет уже не до удовольствия.
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
(Иоан.15:11)
Как мы видим, речь идет не о радости Иисуса, как, наверное, хотелось бы некоторым братьям. Речь идет об их радости. О той радости, что ученики имеют в общении с Учителем. О той радости, что они переживают от Его дружбы. И чтобы эта «радость» однажды не закончилась, не надо с Ним портить отношения.
А можно ли немного конкретнее про заповеди? Конечно можно. Вот чего ожидает от учеников Иисус:
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
(Иоан.15:12,13)
Вот «список» заповедей Иисуса. Вот чего ждет от учеников Учитель. И если это Он будет видеть у Своих последователей, то Его отношение к ним не изменится никогда. Давайте поподробнее рассмотрим эту заповедь.
Как мы видим, Иисус говорит об «агапе». Притом о таком «агапе», которое Иисус имеет к ним. А чуть выше мы уже прочли, что Иисус «агапе» учеников точно так же, как Отец «агапе» Иисуса. То есть Иисус ожидает от учеников такое отношение друг к другу, которое Отец Бог являет к Своему Сыну. И которое Сын, в точном соответствии с Отцовской любовью к Нему, являет Своим ученикам. Другими словами, он ожидает, что ученики будут относиться друг к другу так же, как Его Отец относится к Нему Самому. Если это будет наблюдаться среди них, их радость никогда не прекратится. В противном случае «горе городу тому». И все это прекрасно отображено в 13м стихе. А о том, что «положит душу» означает отдаст жизнь, уже говорено много.
Продолжение следует.