Есть какое-то особенное удовольствие от тех моментов, когда ты интуитивно, почти вслепую подходишь к пониманию истины, развиваешь ее, а потом, неожиданно для себя, обнаруживаешь прямое подтверждение твоим догадкам в давно известных тебе текстах. Просто до этого ты их не воспринимаешь в новом ключе. Так случается иногда. И, действительно, это очень вдохновляет.
Чуть раньше мы говорили о том, что Иисус творит не учеников в чистом виде, а своих друзей. Это ученики пришли, чтобы стать учениками, перенять «ремесло» Учителя. А Учитель, действуя подобно любому другому учителю, творил из них друзей. Но, не буду повторять всего, сказанного ранее.
И вот Сам Иисус прямо говорит о том же. И прямо тут есть пара указаний на суть Его учения. Давайте прочтем.
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
(Иоан.15:14-17)
В этом тексте надо провести небольшую «чистку». Т.е. избавиться от того, что может дать ложные ориентиры. Например, в 14-м стихе есть слово «заповедую». Это верный перевод. Никаких проблем с правильностью нет. Но, само слово для современного религиозного человека имеет четко очерченные границы. Когда верующий говорит слово «заповедь» или «заповедую», в его голове, словно, включается какой-то моторчик, который сразу начинает жужжать и указывать на список «заповедей», которым его научили в церкви. Однако данный текст не имеет такой жесткой направленности. Единственный смысл слова «заповедую» здесь – это указание на вообще любые слова Иисуса. Т.е. текст можно было бы прочесть так: «Вы друзья Мои, если делаете то, что Я говорю».
Как видно, мы не изменили смысл слова, но избавились от формально религиозного духа при восприятии. Жаль тех, кого даже это не освободило от рабства «заповеди». Вернусь к основному тексту. Чуть раньше Иисус говорит, чтобы ученики любили друг друга точно таким же образом, как их любит Иисус. И никаких заменителей не подразумевается.
Сегодня очень много написано книг, основанных на ветхозаветной заповеди «Возлюби ближнего как самого себя». И делается множество выводов, типа: «Как я могу любить другого, если не люблю себя. Значит, сначала, я должен полюбить себя, и тогда смогу полюбить другого». И христиане ловятся на эту «замануху». А эта логика идет прямо из преисподней. И вот, чтобы никаких спекуляций не было, Иисус дает более чем конкретное указание. Любить друг друга надо именно так, как Иисус возлюбил учеников. Все остальное от лукавого. Т.е. ветхозаветная заповедь отменена, в связи с появлением более конкретной, четче очерченной заповеди.
И вот, объясняя суть Своей любви к ученикам, Он поясняет. Суть Его любви в том, чтобы «положить жизнь свою за друзей своих» (13 ст.). И здесь Иисус впервые произносит это слово – «друзья». Думаю, это слово стало неожиданностью для слушающих. Это слово никогда не звучало до сих пор. Все «традиционные» учителя выпускали своих учеников, передав им свое ремесло, но вряд ли многие из них становились друзьями учителю. В обычной жизни ученик вылезает из «шкуры» вон, чтобы стать к учителю хоть как-то ближе. Ведь это может принести какие-то дивиденды. И, возможно, какой-то учитель, одному из своих учеников и скажет, когда-нибудь, что он его друг.
Здесь же, вдруг, неожиданно, Учитель всех называет друзьями. Апостолы ожидали чего угодно, только не этого. Но, вспомните, это последняя речь, в которой Иисус говорит о самом главном и открывает секрет, обещанный верным слушателям с самого начала. По всей видимости, вот это и есть, если не главный, то один из главных секретов. Иисус создал себе друзей. И, перед уходом, открыл им это, назвав их друзьями открыто.
Здесь вот что еще важно. Иисус нигде не говорит, что отдает жизнь за кого-то еще. Да, формально, Он умер за весь Мир. Но, по сути, Он умер только за тех, кого может назвать другом. За тех, кого Ему удалось сделать таким. Иначе говоря, если Он сделал тебя и меня другом себе, значит, Он умер и за нас с тобой. Но вот за кого Он не умирал. Он не умирал за фарисеев. Он не умирал за священников. Он не умирал за христиан, если они не стали Ему друзьями. И ключевое слово здесь: «Я назвал вас». Т.е. не важно, считаешь ли ты себя другом Иисусу. Важно, считает ли тебя другом Он. Здесь уместно вспомнить Его слова:
21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
(Матф.7:21-23)
Все эти «Господи! Господи» были уверены, что являются друзьями Спасителю. Но, финал их известен.
Итак, Иисус объявил учеников друзьями. Это стало неожиданностью для них. Почему? Потому что до этого, Иисус никогда не говорил, что хочет их подружить с Собой. Это было тайной. Иисус делал учеников друзьями скрытно. Они думали, что Он учит их религиозным делам, а Он творил из них друзей. Они стали друзьями Иисусу неожиданно для себя.
Как это отличается от современных учителей. Которые много говорят о любви и дружбе. Делают это открыто. Но в результате только звук и остается. А Спаситель сделал себе друзей, за три года не обмолвившись ни единым словом о дружбе. Он не говорил: «Поймите, Я люблю вас! Я хочу дружить с вами. Будьте со мной в друзьях».
Например, в Евангелии от Марка слово «любить» вообще не звучит из уст Иисуса. А у Матфея это слово относится к врагам, и сравнивается с любовью к врагам Бога. Это удивительно, как Евангелие, вообще не говорящее о любви, учит создавать друзей. Вот уж действительно: «Без слов приобретаемы».
1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
(1Пет.3:1,2)
О женах ли только говорит апостол Петр? Не думаю.
Итак. Ученики ошарашены словом Иисуса. Только что Он сказал, что самая высшая любовь, это когда человек отдает свою жизнь ради жизни ДРУГА. И, конечно же, у них возник вопрос: «Ну так то за друга! А мы тут каким боком?». И тут же Учитель отвечает:
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
(Иоан.15:15)
Согласитесь, есть что-то странное в выражении Иисуса: «…назвал друзьями, потому что рассказал все…». Мне кажется, друзьями называют по каким-то другим причинам. Ну, не знаю, может, потому что кто-то спас тебя, тогда он твой друг. Другой, был в трудную минуту рядом, поддержал тебя в скорби. Он тоже стал тебе другом. С третьим тебе просто хорошо, и потому он тебе друг. Четвертого ты знаешь с пеленок, и потому он тебе друг. А кто-то, был другом твоего друга, поэтому стал твоим другом автоматически.
В любом случае, эти люди стали друзьями потому, что каким-то образом «заслужили» это. Они приблизились к тебе, а ты их только впустил в круг своих друзей.
С другой стороны, если ты хочешь быть кому-то другом, то на это так же есть причины. Это может быть какая-то меркантильная причина. Это «выгодный» друг. Дружба с ним может открыть тебе двери. Не говорю, что это правильно, но такой вариант очень распространен.
Может быть, ты хочешь, чтобы тебя назвали другом, те, с кем интересно тебе. Может просто человек нравится тебе, и потому ты стремишься подружиться с ним. Да и просто, чтобы не быть одиноким, ты сближаешься с людьми и становишься им другом. Да мало ли какие еще причины могут быть. Но причина, названная Иисусом, по меньшей мере, странная: «… Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».
И единственное объяснение, которое мне приходит сейчас на ум, кроется в следующем. Ключевое слово здесь «назвал». Т.е. не признал друзьями, а объявил, сказал им. До определенного момента Иисус не мог сказать им, что они Его друзья. Потому что сделать это Он мог только после того, как передаст им все, что должен был передать. И это тоже удивительно.
Получается, что Иисус, который с самого начала делал учеников друзьями, назвать их друзьями не имел права, пока не закончит свою работу. Вот и получается, что именно это было самым главным секретом. И только тот, кто дошел с Иисусом до этой речи, тот и узнает суть Его учения. Вот и выходит, любой христианин, «зарабатывающий» свое место в Царствии Божьем уже пролетел мимо. Если ты постами и молитвой с утра и до вечера низводишь благодать Божью на себя, ты уже пролетел. Если только Он не назвал тебя другом. Да и вообще, что бы ты ни делал, если Он не назвал тебя другом, ты в пролете.
Вторая причина, почему Иисус открыл им свой «секрет» в том, что теперь у Него не осталось вообще секретов от них. Здесь Иисус перед ними полностью раскрылся.
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
(Иоан.15:16)
И об этом мы тоже уже говорили. Это не мы подружились с ним. Это не от нас зависит, назовет Он нас друзьями или нет. Это Его воля и Его выбор. На вопрос, «что же нам делать», отвечу позже. А пока хочу обратить внимание на конец стиха: «…дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». Вы видите то же, что и я?
Иисус сделал учеников друзьями для определенной цели. Финальная цель, зачем все это заключается в одном: «… дабы, чего ни попросите… Он дал вам». Почему я говорю, что финальная или главная цель всего этого «чего ни попросите дал»? Ведь есть же в том же стихе и другие вещи: «…чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал,…». Все дело в том, что это параллель. Т.е. слова о плоде (результат) и о получении всего от Отца – одно и то же. Я могу приносить плод ТОЛЬКО если получу что-то от Отца. Не получу, не принесу. Чуть раньше Иисус сказал: «не можете приносить плода, если не пребудете во мне». Ветвь может приносить плод только тогда, когда получает сок от дерева. Если сок не получен, ягод не будет.
Так и здесь. Иисус что-то делает, чтобы у Его друзей всегда был неизменно успешный результат. Т.е. всегда, чего бы ученики ни делали, получали то, что хотят. И совершенно четко видно, что для этой цели нужно быть другом Иисусу. Он так и говорит: «Я избрал вас,… чтобы вы».
Все это должно стать объяснением Его любви. Вот это и есть та любовь, о которой говорит Иисус. Это Он избрал, чтобы они были успешны. Это Он научил, Он поставил, Он, Он, и еще много раз Он. И никогда они.
А как же они? Совсем ли так не участвуют? Конечно нет. От них требуется теперь одно. Быть теми, кем их сделал Иисус – друзьями. Именно такими, каким для них был Иисус. Т.е. «пребыть в Нем», т.е. сохранить свое положение друга.
И, наконец. Что же делать нам? И на это Иисус давал уже много раз ответ.
28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
(Иоан.6:28,29)
Апостолы в посланиях считали себя рабами. Другом Иисуса никто не взял себе такого статуса. Рабы и только рабы.
Во первых, сравним вес двух разных персонажей. Кто перевесит? Иисус или кто-либо из апостолов? Если Иисус назвал их друзьями, значит так и есть. И не имеет значения, как потом апостолы себя называли.
Во вторых, термин «раб» может пониматься как буквально, так и отвлеченно. Т.е. настоящий друг по отношению к своему другу часто поступает как раб. Он ему служит. И это не умаляет их дружбы, а укрепляет ее. Так что, не вижу никакого противоречия со словами апостолов. Так и ответь тем, кто смущает тебя.
Статус друга Иисуса как тогда получить?
Иоанна 6:28,29
Вау!!!!!!! Очень здорово!!!!
Спасибо!