Итак, Иисус сказал, что с данного момента ученики узнали Отца. И не просто узнали, но и увидели Его. Заявление смелое. Только потому, что пророк Елисей увидел божью колесницу, он получил «помазание вдвойне». После чего он творил великие чудеса. И вот Иисус говорит, что ученики увидели Бога Отца. Того, Кого никто не видел никогда! Понятно, что ученики уставились на него с удивлением. И прозвучавший вопрос был ожидаем.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
(Иоан.14:8,9)
Любопытно, что глагол, переведенный здесь как «знаешь» в фразе «и ты не знаешь Меня», говорит об узнавании на собственном опыте. Вопрос Иисуса вызван удивлением, потому что Филипп долгое время жил вместе с Иисусом, а так и не «испытал» Его, не понял, не узнал. Мы говорим, что для того, чтобы узнать человека, нужно съесть с ним пуд соли. Подразумевается жизненный опыт, ошибки, трудности и т.д. Филипп все это прошел вместе с Учителем. И по всей вероятности он должен был уже понимать Иисуса. Но, судя по вопросу ученика, этого не произошло. Точнее, этого не произошло до той степени, которая позволила бы Филиппу узнать в Иисуса Отца.
Действительно, любой человек, прожив с учителем (кто бы он ни был) более двух лет плечом к плечу, не мог не узнать его со всех возможных сторон. Современные мужья и жены гораздо хуже знают друг друга, потому что большую часть времени они не вместе, а на работе. Здесь же вместе все время. Такой человек способен по одному движению брови понять все внутренние чувства друга. И вдруг такое странное заявление! Оказывается Филипп «НЕ УЗНАЛ» (именно в такой форме) Отца в Иисусе.
Но вот что любопытно. Это не что-то странное. Хоть и звучит как обвинение в невнимательности. Обратите внимание на сам вопрос Филиппа. Он не спросил для себя. Он спросил для всех учеников: «…покажи НАМ Отца, и довольно для НАС». Судя по всему, этот вопрос созрел не в одной лишь голове Филиппа. Этот вопрос был коллективным. А выставлять «крайнего» перед Иисусом – это уже дело привычное для апостолов.
Еще одно замечание касается слова «довольно». Греческое слово, переведенное как «довольно» включает в себя следующие черты: оказать помощь, защищать, выдерживать, быть достаточным и т.д. Т.е. Филипп говорит, что, если бы Иисус показал им отца, то это бы сильно помогло бы ученикам, утвердило бы их, укрепило. Что само по себе было бы достаточным. Это не вопрос любопытства. Они нуждаются в укреплении.
Итак. Отца в Иисусе не увидел никто из учеников. Неужели Иисус этого не ожидал? Не может быть. Иисус прекрасно знает «что в человеке» (Иоан.2:25). И вопрос Филиппа не был сюрпризом, скорее наоборот. Кто-то из учеников должен был этот вопрос задать. Крайним оказался Филипп. Ну что же. Раз Филипп решился пожертвовать собой ради других, значит именно с ним и будет говорить Иисус.
Если еще не понятно. Так и должно было все произойти. И ученики действительно не должны были увидеть в Иисусе Отца. Но не потому, что в Нем Его нет, а потому что на тот момент было еще рано. Они были еще не готовы. Но это не отменяло слов Иисуса, что они «увидели Отца». Они действительно увидели, только сами этого еще не поняли, по той же причине, еще рано. Кое-что еще должно произойти. Однако ожидаемое событие учениками должно быть встречено уже с некоторым пониманием. И здесь два варианта, что произошло бы с учениками во время ожидаемого события, если бы Иисус их не готовил. Первый вариант – они бы просто не поняли, что это было. Второй, который мне кажется более верным – без этой подготовки с ними вообще ничего бы не произошло. Но это лишь предположение.
Итак, Иисус смотрит на учеников, прекрасно понимая их недоумение. И при этом в некоторой ироничной форме вынуждает их задуматься о чем-то особенном. Оказывается, они за 3 года чего-то так и не поняли, а, вроде бы, должны были. Оказывается, они, по словам Иисуса, уже видят то, что сделало пророка Елисея великим чудотворцем. Оказывается, они смотрят на Того, Кто, проходя мимо Моисея, оставил на его лице сияние. Но почему они, пристально вглядываясь в черты Иисуса, ничего не чувствуют? Почему их лица не сияют? А Иисус еще подливает масла в огонь.
Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
(Иоан.14:10)
Слово «разве» в греческом тексте отсутствует. Просто переводчик пожелал усилить эмоциональную окраску. На самом деле, в словах Иисуса (греч.) не столько удивление, сколько наводящий вопрос. Иначе говоря, Иисус заставляет учеников в лице Филиппа задуматься. Он их подталкивает к размышлениям: «Не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне есть (находится, является греч.)?». Иисус, как бы говорит ученикам: «Дайте себе ответ, верите ли вы в то, что Я в Отце, и Отец во Мне. Задумайтесь, будьте честными! И тогда я смогу вам кое-что объяснить».
Итак, вопрос задан. Ученики задумались. Они смотрят на Иисуса и ничего не видят. Их лица не сияют. Гром не гремит, земля не трясется. Моря не расходятся. Да что моря, ручьи даже не реагируют. Где же Отец? И вот Иисус начинает доносить до них суть.
Первое. Откуда приходят слова, которые говорит Иисус? Сам Учитель заявляет, что Он их произносит не от Себя. Надо уточнить, что перед словом «Слова», стоит артикль, близкий по значению английскому определенному «the». Т.е. вот эти самые слова. Либо слова, о которых они говорят. Только что Иисус сказал: «Столько времени Я с вами…» и далее. Т.е. вот эти самые слова Иисус говорит не от Себя. А если говорить шире, то и все, связанное с этой мыслью, так же подходит под этот артикль. Т.е. и то, что Отец столько времени с ними и само пояснение, все это идет не от Иисуса, а от Самого Отца.
В данном тексте не подразумеваются все слова Иисуса за 3 года, а именно эти. Об этом говорит определенный артикль. Хотя это не означает, что слова, сказанные Иисусом до этого момента, не были сказаны от Отца. Надеюсь, мы это понимаем. Данный артикль лишь указывает, что именно эти слова, которые только что были услышаны учениками, своим источником имеют Бога Отца.
Но во всем этом звучит еще одна важная мысль. И она, пожалуй, важнее того, узнали ученики Отца в Иисусе или нет. А суть ее вот в чем. Перед Учителем стоят ученики. Не слушатели, не любопытные. А именно ученики. Т.е. те, кто должен в будущем действовать точно так, как действует Иисус. И если сейчас через Иисуса с учениками говорит Отец, то потом, они должны будут поступать по тому же алгоритму. Т.е. со своими учениками в будущем, апостолы должны будут сказать, что они говорят не от себя, а Отец (Бог), который находится прямо в них, говорит с ними. Но, чтобы это сказать, это должно быть правдой. Иначе говоря, Отец действительно должен будет говорить через них к будущим ученикам. И Он действительно должен находиться в них таким же образом, как сейчас в Иисусе. И это важнее всего остального.
Вторая часть фразы Иисуса указывает на то, что не только слова, но и все дела (снова артикль), т.е. все вот эти дела, делает через Иисуса Отец. Переносим на учеников и понимаем, что в скором будущем это же самое ожидается и от них. И понять сейчас это они не в состоянии, потому что для понимания они должны иметь Отца в себе, сами находясь в Нем. А это будет позже, не во время разговора.
Итак, Иисус дает им понять, что все, что они должны будут делать в будущем, целиком и полностью зависит от того, присутствует ли в них Отец, говорит ли Он через них, действует ли. Теперь законный вопрос. Что же нам (ученикам) делать, чтобы Отец был в нас, как в Иисусе? И ответ прост. Только что Иисус задавал им риторический вопрос: «Не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?». В этом вопросе и находится ответ:
Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
(Иоан.14:11)
Т.е. на данный момент, когда ученики видят, но не понимают того что видят, так как Иисус сказал, что они увидели в Нем Отца, им следует верить. Действительно, если я чего-то не понимаю, я либо отвергаю, либо принимаю на веру. Если же нет. Т.е. если я не готов принимать на веру и мне нужны доказательства, то и здесь Иисус имеет предложение. Не хочешь или не можешь просто поверить, смотри на дела, которые сделал Иисус. Эти дела, судя по всему, должны убедить в истинности слов Иисуса о том, что Он в Отце и Отец в Нем. И вот именно вследствие этих наставлений появляется следующая фраза Иисуса.
12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
(Иоан.14:12,13)
Христиане, трактующие эти слова в отрыве от предыдущих, делают величайшую ошибку. Потому что думают и учат, что для творения чудес той же силы и славы, достаточно просто верить в Иисуса. Действительно, достаточно оторвать 12 стих и все идущие за ним от слов, сказанных Иисусом ранее, получается самое распространенное убеждение современного христианства. Но давайте проснемся и прочтем так, как это нужно читать. Это не разные слова, это одна связанная речь.
Иисус только что в предыдущем стихе сказал: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне». И тут же в следующем стихе говорит: «верующий в Меня…». Так как это одна монолитная речь, становится понятно, что именно те, кто по слову Иисуса поверил (просто или опираясь на Его дела) в то, что все действия и слова Иисуса идут от Отца, который в Нем, в некотором будущем сотворит даже больше, чем сделал Сам Иисус. Почему? Потому что, как мы уже сказали, что-то произойдет, благодаря чему Отец будет в них так же, как сейчас в Иисусе.
Но 12-й стих не только говорит о будущем, но и о причине этого. Почему в апостолах будет присутствовать Отец так же как в Иисусе? Потому что Иисус идет к Отцу.
Ну и что, спросите вы? Что из того, что Иисус идет к Отцу? И ответ здесь же. Дело в том, что одно единое предложение, которое начинается в 12-м стихе, обретает свою точку только в конце стиха 14-го. Поясню. С 12-го по 14-й стих включительно Иисус говорит одну лишь мысль. Иисус идет к Отцу, чтобы сделать все, о чем попросят Его ученики у Отца. Да, надо привести слова 14-го стиха, чтобы предложение звучало полностью:
12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
(Иоан.14:12-14)
Давайте, я приведу греческий подстрочник этих стихов, чтобы мысль стала более понятной, без указаний на номера стихов. Они сильно отвлекают некоторых.
Истинно, истинно говорю вам, верящий в Меня вот эти дела, которые Я делаю тот то же сделает, и больше этих сделает, потому что Я к Отцу иду; и, что бы ни попросили в этом имени Моем это сделаю, чтобы был прославлен Отец в Сыне; если что попросите Меня в этом имени Моем Я сделаю.
(Иоан.14:12-14 греч.)
Итак, Иисус идет к Отцу, чтобы делать все, о чем ни попросят Отца ученики. Именно это станет ключом к результату. А теперь давайте сложим два плюс два. В некотором будущем (совсем скоро) ученики получат право говорить, что слова, сказанные ими, идут от Отца, который присутствует в них самих. И для этой цели, чтобы ученики имели Отца в себе, Иисус идет к Отцу. Все, что для результата нужно ученикам – верить Иисусу, что все это так и есть. То есть вера не цель, а необходимое средство. Притом не абы какая вера, а именно в то, что сказал Иисус: «Я в Отце, и Он во Мне».
Давайте немного соберем все вместе. Итак, для учеников есть замечательное решение. На момент разговора, они ничем не отличаются от многих других евреев. Но пройдет какое-то время и Иисус уйдет к Отцу. И теперь, все о чем ни попросят ученики у Отца, сделает Иисус. Но так как речь не совсем об этом, а о том, что Иисус все делает, потому что Он в Отце и Отец в Нем, что в свою очередь ожидается и от учеников. Т.е. Ученики должны быть в Отце и Он в них. Для этого, чтобы Отец пришел в них, Иисус идет к Отцу, чтобы каким-то образом решить эту проблему. А именно, чтобы Отец был в них. И тут же поясняет, что все это будет делать Сам Иисус.
Ни кто из учеников не может повлиять на Отца с тем, чтобы Он вошел в него. Но теперь, когда Иисус уйдет к Отцу, Он будет делать все. Т.е. теперь, если я хочу, чтобы Отец жил во мне и действовал через меня, я могу просить Отца, а Иисус все это сделает. Т.е. Иисус сделает так, чтобы во мне жил Отец. И это не моя заслуга. Этого добивался Сам Спаситель. А для этого нужно одно – верить в слова Иисуса, что Он в Отце, а Отец в Нем. Если не можешь просто верить, верь через рассмотрение дел Иисуса. А так как вера, это твердое убеждение, позволяющее в доверии ожидать, то и нам нужно ожидать обещанного. Только нужно не забывать. Это обещано друзьям Иисуса. А друг, это нечто большее, чем просто верующий.