СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТОВ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ… …ИЛИ РЕВИЗИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРАЗДНИК «СВЯТОЙ ТРОИЦЫ» — пост в блоге

Материал взят с сайта «Зов Сиона»>>>

9oboev_ru-51629

Мне представляется, что всякий раз, когда мы празднуем день сошествия Святого Духа, акценты нашего внимания сильно смещены с главных вещей на второстепенные. И откровенно говоря, эта унаследованная протестантами традиция досталась еще от католического прошлого. Но хватит лирики, ниже несколько тезисов по существу, более развернутое рассуждение читайте в следующем выпуске нашего журнала. 

1) Во-первых, и это важно, праздник Пятидесятницы, в который, как мы традиционно считаем, сошел Святой Дух, имеет несколько библейских названий, а следовательно и пророческих смыслов. Кроме названия «Пятидесятница» (греч. pentecoste, евр. shavuot), указывающего на пятидесятый день от праздника «Первого снопа» (сфират ха-омер), этот праздник имеет названия «День первых плодов» (йом ха-бикурим) и «Праздник жатвы» (хаг ха-кацир).

Обратим внимание, именно праздник Пятидесятницы называется праздником ЖАТВЫ. Христиане ошибочно называют отмечаемый осенью праздник праздником жатвы, правильнее его было бы назвать праздником окончания сбора урожая, попросту — праздник Урожая, на что пророчески указывает другой еврейский праздник «Суккот» (см. Лев. 23). Итак, повторим, Пятидесятница – это начало ЖАТВЫ, начинали жать ячмень, и это же было первыми плодами нового сельскохозяйственного сезона. Держите это в голове, понимание этого пригодится нам в наших выводах.

2) Во-вторых, и это еще важнее, нам следует обратить особое внимание на 3-4 стихи 1-й главы кн. Деяния. Сразу скажем, именно эти стихи объединены в единый смысл соединительным союзом «и» (греч. kai). Процитируем: «…которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божьем. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня…». Прощаясь с близкими навсегда (а Иисус прощался с апостолами в некотором смысле навсегда), о чем вы будете говорить в последние дни? Правильно, о самом главном. Поэтому квинтэссенцией наставничества Христа была весть о Царстве Божьем. Именно об этом он говорил ученикам на протяжении последних 40 дней, а не о схождении Духа Святого (см. 3 стих). Крещение Духом Святым (5 ст.) есть лишь средство, но не цель; не следует путать данную причинно-следственную связь. Дальше вы это поймете яснее.

Напомним, посланием Иисуса было не просто Евангелие. Звучит радикально, поясню. Само по себе сложнокоренное греческое слово Евангелие (добрая весть) недостаточно информативно. Представьте, если бы я пришел и сказал кому-то: «Привет. Я принес вам добрые вести! Радуйтесь! До свидания!». Это вызвало бы улыбку и обескураженность. Скорее всего, меня бы попытались остановить и уточнить: Добрые вести О ЧЕМ? Именно по этой причине у Матфея и Марка мы встречаем важное уточняющее словосочетание: «…И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной…» (Мф. 24:14). Вот теперь все понятней: добрая весть Иисуса состояла в установлении Царства Божьего. Причем, не мы должны в это Царство отойти (уйти), а оно должно прийти сюда, на землю: «…да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе…» (Мф. 6:10).

3) В-третьих, именно это повелел ученикам Иисус ожидать в Иерусалиме! Ибо именно весть о Царстве они слышали от Него в продолжении 40 дней, да и вообще, на протяжении всего срока обучения (чего только стоят притчи Иисуса). Более того, именно Царство было тем «обещанным от Отца»: в десятки раз чаще Ветхий Завет говорит о Царстве, чем об «излиянии Духа» (пожалуй, это вообще единичный случай). Вот только идея Божьего Царства в текстах Священных Писаний Ветхого Завета всегда была выражена через восстановление монархической династии царя Давида, во главе с великим его потомком – во главе с Мессией-Царем.

Отсюда и совершенно справедливый и логичный вывод учеников в ответ на призыв Иисуса: «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (см. ст. 6). Не стоит и думать, что ученики не поняли прагматики последних слов Христа. Их недопонимание было связано с другим…

4) В представлении учеников (как, впрочем, и каждого из нас) было ощущение, что Иисус сейчас вот возьмет, и просто одномоментно «включит» Царство Божье, как выключатель: щелк – и готово! Они думали, что Иисус сам, без их активного участия и напряжения, восстановит Царство Израильское, чем исполнит обещанное Отцом. Им казалось, что все, что им останется, так это просто войти в это Царство и воссесть «на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28). Никто не собирался ждать и уж тем более умирать! Однако…

5) Однако, ученики не понимали «ни времен, ни сроков, которые Отец положил в своей власти» (ст. 7). Тут синодальные переводчики придали словам Иисус такую эмоциональную окраску, которой и в помине нет в оригинальном греческом тексте. Иисус и не пытался грубить ученикам – «не ваше дело знать времена и сроки», типа – «не суйте свой нос, куда не следует». Греческий текст эмоционально намного спокойней: Иисус просто говорит им, что они не могут понять всех времен, этапов (греч. hronos) и обстоятельств (греч. kairos) того, когда и как Бог начнет устанавливать Свое суверенное правление на Земле. И это уж точно не одномоментный акт, это процесс.

И главное в словах Христа: основными действующими лицами (свидетелями, мучениками, греч. martures) должны были стать сами ученики. Они, а не Иисус должны были стать реализаторами, установителями и проводниками обещанного Царства Божьего. Впрочем…

6) Впрочем человеческих сил для этого слишком недостаточно: для такой важной глобальной задачи им нужна СИЛА. И не просто эмоциональная, ментальная или внутренняя сила, а сила сверхъестественная – Сила Святого Духа. Вот она то и сошла на учеников в день Пятидесятницы. Сошла не просто «ради интереса», а ради конкретно поставленной задачи – установление Царства Божьего на Земле.

Обращает на себя внимание и тот факт, что синодальный перевод неточно передает обстоятельства дела. Прочтите специально придуманную мной фразу: «Но вы примите доспехи пришедшего императора на вас». Это буквальный аналог конструкции греческой фразы из Деян. 1:8 (поверьте на слово). Что вы должны принять «на вас»? Императора или доспехи? Ответ очевиден: ученики должны были принять СИЛУ. Правильнее будет перевести следующим образом: «но получите на вас силу пришедшего Святого Духа» (ср. с синодальным «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый…»).

Вывод. Обещанное Отцом Царство, о котором Иисус говорил с учениками в последние дни, должно было быть установлено самими учениками. Для этого они в день Пятидесятницы получили божественную силу, дающую способность стать свидетелями-мучениками во имя этого Царства. Что и произошло. Главный результат Пятидесятницы, внимание – это начало духовной ЖАТВЫ. На что пророчески и указывал иудейский праздник Шавуот. В этот день началась жатва: 5000, затем 3000. Думаю, дальнейшие рассуждения излишни.

Спасибо. Пишите, спрашивайте.

С любовью, Анатолий Ермохин.

P.S. Обращает на себя внимание и тот факт, что причастный оборот «пришедшего Святого Духа» в Деян. 1:8 не указывает нам на сам момент пришествия/сошествия Духа: этот оборот речи скорее указывает на событие прошедшего времени, нежели на событие ожидаемого будущего. Главное, ученики должны были вскорости получить силу, и они ее получили. smile

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.