Иисус в предвкушении Своей гибели. Времени уже не осталось. Что такое 2 недели, если все уже решено? Наставник начинает понемногу открывать свою главную тайну. Ведь всю первую половину Евангелия от Иоанна Он постоянно делал заявления о том, что собирается что-то открыть. И вот, в предыдущем разговоре мы обнаружили начало выполнения Его обязательства.
Суть тайны кроется в том, что мы называем рождением свыше. Сам Иисус предпочитает другую терминологию. Но, не будем придираться к терминам, а лучше прислушаемся к Иисусу. Вот Он говорит, что наступило время «Х». Затем, намекая на Себя, говорит, что Он, как пшеничное зерно, должен умереть, чтобы появились другие пшеничные зерна, которые должны прорости прямо из Него. Не просто быть на Его стороне или верить в Него. Но, буквально, прорости.
Далее, Иисус дает понять, что каждый из тех, кто хочет служить Ему, должен пойти за Ним. И в результате он будет там, где и Учитель. И вот результат. Именно такого слугу «почтит Отец». И во всем этом совершенно очевидно, что речь идет именно о «наследии». Тот, кого почтит Отец, тот и будет новой пшеницей (или носителем Христовой природы, т.е. Христова Духа).
И вот, возмутившись до глубины души, Иисус задал риторический вопрос слушающим. Если Он пришел, чтобы умерев дать жизнь другим, неужели Он теперь откажется от Своей цели? Нет, Он пришел для этого, чтобы прославить имя Отца, и не собирается отступать. Поэтому Его следующая фраза такая: «Отче! Прославь имя Твое!».
28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29 Народ, стоявший и слышавший [то], говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
(Иоан.12:28-33)
Как мы видим, это не была просьба. Это был вызов слушающим. Чтобы они не вздумали мешать Ему. Чтобы не появилась у кого идея, подобно Петру, сказать: «Да не будет этого с Тобою». И голос, который прозвучал тут же, был, как сказал Иисус, для той же цели – «для народа». Чтобы слышавшие поняли еще и то, что смерть Иисуса, это не какая-то блажь, это воля Бога, пославшего Его.
И вот Иисус продолжает. Вот в чем важность Божьего плана. Вот почему пришел час. Потому что «Ныне суд миру сему». Греческое слово «суд», которое здесь использует Иоанн, звучит как «кризис». О, скажете вы, я знаю это слово! И будете совершенно правы. Это слово можно вообще не переводить. Но, давайте посмотрим подробнее на букет значений для «кризиса».
Кризис («суд» 2920)- суд, решение, приговор, осуждение, суждение.
Так, это были значения, приведенные из Номеров Стронга. Я уже ни раз открывал свое отношение к этому труду. Повторю лишь одно. Труд замечательный для своей цели. Но его НИКОГДА и НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ нельзя использовать как словарь. Так что, идем к древним, смотрим, что скажут они:
- Разделение, различение – Аристотель;
- Суждение, мнение – Геродот, Софокл, Аристотель (иметь суждение о чем-либо);
- Суд, решение, приговор – Эсхил (по приговору (т.е. по повелению) богов); Плутарх (решение об оружии (убитого Ахилла));
- Суд, судебное разбирательство – Платон (дать народу право участия в судебном разбирательстве); Аристотель (участие в судебной и административной жизни); Фукидид (привлекать кого-либо к судебной ответственности за что-либо); Фукидид (добровольно предстать перед судом);
- Состязание, спор – Геродот, Софокл (Состязание в стрельбе из лука);
- Спор, тяжба – Платон, Аристотель;
- Выбор, избрание – Аристотель;
- Исход, окончание – Фукидид (исход (персидской) войны был быстро решен двумя морскими и двумя сухопутными сражениями); Плутарх (безрезультатное сражение);
- (ис)толкование – Плутарх;
- Переломный момент, кризис – Аристотель;
Итак, что же это за слово. Собирая весь букет вместе, а с древним греческим языком нужно поступать именно так, а не выбирать, что понравится, получаем следующее. Кризис, это момент, в который происходит перелом в какой-то ситуации, когда принимается важное решение, решающий момент в сражении, определяющий финал какого-то спора, который длился какое-то время до него. По сути, значение этого слова гораздо шире, чем суд в нашем понимании.
Мы, как современные люди понимаем суд, как некий процесс, который может длиться бесконечно долго. Древний грек считал его скорее мигом, переломом, кризисом. Суд свершается не тогда, когда идет «разбор полетов» в зале заседания, а тогда, когда судья бьет молотком, завершив объявление вердикта.
Вот в таком значении Иисус использует это слово, когда говорит, что сегодня «для этого мира наступил кризис». И удар молотка – смерть Иисуса. И вот что важно. Суд ныне (настоящее время), а князь мира будет (будущее время) изгнан. Т.е. изгнан в результате суда, смерти Иисуса.
Кстати, обратите внимание, что Иисус никогда не говорил, что Он лишает власти дьявола. Он сказал, что дьявол будет «изгнан», т.е. отношение не как к тому, кто имеет легитимную власть, а как к тому, кто узурпировал ее как разбойник, не имея на это никаких прав. По сути дела, дьявол – самозванец.
Почему я так говорю? Потому что сегодня очень распространено мнение, будто человек, согрешив в Эдеме отдал власть дьяволу. И подразумевается, что Адам отдал именно свою Божественную или Царственную власть. Однако, мы забываем простую вещь. Нельзя передать власть, которая принадлежит не нам. Она принадлежит Богу. Он ее дает, и только Он имеет право передавать ее кому-то еще.
Итак, человек никому ничего не отдавал в Эдеме. Но человек, имея власть Божью, повиновался «советам» змия. Царь подчинил себя советнику. А власть и славу отобрал уже Сам Бог, когда изгнал человека из Рая. Т.е. дьявол ничего не получил, и это стало большой проблемой.
А, ведь, он очень хотел вместе с человеком (как верный советчик) сесть где-то там, на Небесах. И до сего дня он всеми силами старается сделать человека властелином Земли и людей. И сделать это в противовес Богу, вопреки Ему, Ему назло. Поэтому человек, увлеченный дьяволом так стремиться к власти. Это он так жаждет навести свой порядок на Земле. Это он хочет создать свой мир. Это он изобретает все новые варианты правления, полит-устройства, желая получить ту, утерянную возможность сесть с человеком на троне Божьем. Это он наслаждается даже небольшой властью. Если возможно, то над страной. Если нет, то над городом. В противном случае пойдет и возможность правления над женой, детьми, любым слабым человеком. А если и это не удается, то, хотя бы, над котенком, щенком, над чем или кем угодно, лишь бы править. Если говорить последнее слово, то только ему.
Итак, сегодня у этого мира кризис, переломный момент, страшный удар. Тот, кто столько лет управлял людьми, пользуясь их слепотой, вдруг покажет свою беспомощность. Опозорится на всю вселенную. И вдруг с глаз людей будет снята вуаль лживого тумана. Дьявол предстанет в полной своей «красоте». И окажется, что это совсем не тот страшный рогатый и огнедышащий змей. А всего-лишь безногий и безрукий инвалид, питающийся как вселенский бомж, тем, что падает из мусорного ведра человека. Змей, вся сила которого оказалась выдумкой глупых сказочников. И все, что он может – говорить. И это единственное его оружие и способность.
Итак, Иисус пришел для того, чтобы прославить имя Отца своей смертью, которая позволит породить из Него другие семена. И каждый, кто станет по воле Отца таким семенем, станет очередным кошмаром для дьявола. Вот он настоящий ужас. Убив одного, дал возможность породить многих. И этот кризис будет происходить так:
32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
(Иоан.12:32,33)
Сегодня весь Мир продолжает смотреть на Голгофский крест. Мир по разному оценивает его. Но факт есть факт. Все смотрят. Одни, чтобы осудить, другие, чтобы посмеяться, третьи с верой, четвертые с ненавистью. Но смотрят все. Даже равнодушие, чаще всего, лишь прием, чтобы не доставали расспросами. Т.е. результат страха перед реальностью Голгофы. Иисус всех привлек к Себе. А этот крест, на котором уже нет Иисуса, всем своим видом показывает глупость, несостоятельность, близорукость и слабость «великого советника» пожелавшего на плечах человека въехать в тронный зал и сесть с Творцом рядом.
Иисус просит Отца прославить имя Его. Сейчас церкви прославляют Иисуса. Скорее всего не понимают, что это роль Отца. От человеков Иисус славу не принимает. В человеках Иисус хочет более видеть не тех, кто за Него, а тех, в ком Он Сам будет жить, Тело Свое, .. А Сам Себя Иисус не славил. Не плохо быть за Иисуса, но Иисус хочет в нас видеть место Иисуса.
Как то так.