И снова Лазарь

думаюЕсли читать Евангелие от Иоанна так, как мы привыкли (под «мы» я понимаю христиан протестантского толка), то, обратившись к 12-й главе, мы бы отдельно читали об излиянии мира Марией. Потом отдельно рассуждали бы над въездом Иисуса в Иерусалим. Потом, зацепили бы во всем этом Лазаря, которого так же искали убить. И только потом, не соотнося одно с другим, принялись бы за речь Иисуса. 

Кстати, для лучшего «разбора» этих событий, мы бы перекинулись от Иоаннового Евангелия к текстам Матфея или Марка. Там подробнее.

Однако этот подход в корне неверен. Каждый раз, читая Евангелие от Иоанна, надо помнить, что это Евангелие написано как пояснение, а иногда исправление недопонимания, сложившегося после прочтения уже к тому времени известных текстов Марка и Матфея. Т.е. Иоанн, создавая свою поэму, ориентировался на то, что Евангелие от Марка, как и Евангелие от Матфея, уже хорошо известно в церкви. Иоанн полагается на знание этих текстов.

Когда же Иоанн дублирует написанное Марком и Матфеем, то делает это с какой-то определенной целью. Она может быть различной. Во-первых, как уже сказано выше, это может быть исправление непонятого ранее. Это достигается через введение каких-то подробностей или перестановкой акцентов. Во-вторых, это может быть простым ориентиром, чтобы читатель понял, когда происходило то, что идет за этими событиями или во время их. В-третьих, вторичное описание событий может предлагаться для указания причины, произошедшего после. Т.е. сами эти повторенные Иоанном события не важны. Они приводятся лишь для уяснения логики дел. Как бы, подробности мы должны и так помнить.

В начале 12-й главы мы видим краткое содержание событий, описанных в ранних Евангелиях с бОльшими подробностями. Если сравнить эти тексты, мы увидим, что Иоанн описывает эти события, как бы вскользь. Но при этом и не забывает добавить некоторую подробность. И эта подробность – Лазарь. Именно его воскресение Иоанн описал детально, со всеми уточнениями в предыдущей главе.

Итак, у нас новая подробность – Лазарь. Кроме того, Иоанн нам дает ориентир, что перед событием, которое он хочет описать, было несколько моментов. Первое – воскресение Лазаря, которое описано во всех подробностях. Второе, где так же присутствовал Лазарь, излияние мира Марией. Третье – въезд в Иерусалим. Где так же фигурирует имя Лазаря. Заметили?

Зачем Иоанн так настойчиво указывает нам на Лазаря? Интересно, что ни Марк, ни Матфей о Лазаре вообще не упоминают. Давайте посмотрим, что произошло из-за Лазаря.

Первое – по поводу воскрешения Лазаря фарисей собрали экстренное совещание. Их речь, вкратце, приводит Евангелист в предыдущей главе:

47 …: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

53 С этого дня положили убить Его.

57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.
(Иоан.11:47-57)

Вот эхо, распространившееся после воскрешения Лазря. Т.е. данное событие сильно напугало фарисеев. Они реально испугались потери власти. И под предлогом спасения народа они решили убить Иисуса. Ни одно чудо до этого момента так не пугало фарисеев.

Потом, в начале 12-й главы описывается излияние мира Марией, и вот, что мы там находим кроме этого:

9 Многие из Иудеев узнали, что Он(Иисус) там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11 потому что ради него (Лазаря) многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
(Иоан.12:9-11)

Итак, среди людей началось бурное движение. И виной этому воскрешение Лазаря. И многие люди шли к Иисусу только из-за Лазаря. Т.е. воскрешение Лазаря убеждало громче всего, что говорилось и происходило до этого. Кстати, противники чудес, обратите внимание на этот факт. Именно «РАДИ ЛАЗАРЯ» многие приходили и веровали в Иисуса. Здесь «ради»  — это слово, которое в сочетании с винительным падежом переводится как «ради», «из-за», «по причине», «вследствие».

Следующее событие. Иисус въезжает в Иерусалим. И вот, народ, идущий с Иисусом что-то говорит:

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
(Иоан.12:17,18)

Итак, все вокруг Лазаря. И, по словам Евангелиста, народ вышел встречать Иисуса с ветвями именно потому (18 ст), что «услышал, что Он сотворил это чудо». И вновь, противники чудес, это для вас. Как же обстоит дело с настроением фарисеев?

Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
(Иоан.12:19)

А вот теперь, неужели у кого-то повернется язык сказать, что такое отношение не связано с чудом воскресения? Было бы все это без него? Даже множество чудес, что были до этого момента, не доводили фарисеев до такого гнева и растерянности. И уж точно, ничего бы не было без чудес, которые творил Спаситель.

И вот, на праздник собралось много народа. Среди них были не только иудеи, но и Еллины (т.е. греки).  И стоит обратить внимание на ту «конспирацию» которой пришлось Иисусу окружить себя. Заметили, как просьба Еллинов была доведена до Учителя?

21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
(Иоан.12:21,22)

Филипп, услышав о желании Еллинов, прежде чем пойти к Учителю, идет к Андрею? Такой вариант возможен, только если Филипп не уверен, возможно ли этих людей связать с Наставником. Потому, что к Иисусу идут апостолы вместе, можно сказать, что сначала они, встретившись, совещались. И когда решили все предложить Иисусу пойти на такой риск, передали Ему их просьбу. Представляете себе, все жители Иерусалима ознакомлены с постановлением, по которому, как только заметишь Иисуса, тут же доложить, куда нужно. Открыть себя, означает позволить властям схватить себя.

Итак, Иисус прекрасно понимает, чем Ему грозит такой шаг. И вот, когда до Него доходит просьба Еллинов, Он понимает, час пробил. Пора! И теперь звучат Его самые важные наставления. Помните, мы говорили,  что Иисус самое важное припас к финалу. Что у Него есть некий «секрет», который Он откроет только тем, кто верит в Него и, будучи внимательным, не пропустит момента, когда Учитель раскроет главное. Давайте вчитаемся, может именно здесь кроется тот «грааль», что обещан Его последователям? И, кстати, обратите внимание, что последняя неделя, полторы, подробнейшим образом описаны не в одной главе, и даже не в двух. Тогда как 3 года уместились в 11 глав, последние 2 недели (!!!) описывают 10 глав! Нормально? 11 глав – 3 года, и 10 глав 2 недели!

Итак, приступим… (продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.