Уже из названия понятно, что речь пойдет о словах Иисуса при воскресении Лазаря. В данной работе под общим названием «И снова о Духе», мне интересно далеко не все. Самое пристальное внимание я уделяю словам Иисуса, которые как-то могут раскрыть смысл Его понимания Духа Святого, рождения свыше и всего, что из этого вытекает.
Итак, мы обращаемся к тексту о Лазаре. Как и раньше, я не буду приводить его целиком. Буду лишь останавливаться на особенностях, а остальное оставлю в качестве краткого напоминания.
Так вот, заболел Лазарь. Сестры Лазаря послали за Иисусом. И здесь вновь звучит знакомая нам уже фраза. Мы ее, правда, несколько в ином варианте, уже читали 2 главы назад.
Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
(Иоан.11:4)
Эту фразу я опять, пока, оставлю без ответа. Просто потому, что я не готов еще уяснить для себя ее смысл. Но важно отметить, что Иисус, хоть и немного перефразировав, повторил ее. И если внутри одного Евангелия, одна и та же фраза повторяется, это должно что-то значить. Автор не просто так акцентирует несколько наше внимание на ней. Ведь в других Евангелиях, я не помню, чтобы авторы сообщали нам что-то подобное. Итак, оставлю ее и продолжу.
Далее. Иисус узнает о болезни и… …не торопится на помощь Лазарю. Здесь два варианта. Либо Иисус не любит Лазаря, либо у Него есть «козырь в рукаве». Иоанн, чтобы мы не заблуждались, дает нам прямое указание на ошибочность первого суждения.
Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
(Иоан.11:5)
Остается второе. Иисус что-то задумал. Просто задержим это в памяти и пойдем дальше.
По прошествии двух дней, Иисус предлагает ученикам отправиться в Иудею. Ученики недоумевают. Совсем недавно они оттуда ушли, потому что Иисуса хотели побить камнями. А тут Он Сам идет на встречу с расправой. И вот фраза Иисуса, которая открывает что-то особенное.
9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
(Иоан.11:9,10)
Двенадцать часов во дне. Действительно, если считать, что еврейский день начинается с 6-и утра и заканчивается 6-ю вечера, то день – это, по-нашему, и утро, и день, и вечер (до заката). Так вот, в таком дне, который включает все светлое время суток, 12 часов. То есть речь о времени, когда светло. Если человек ходит, когда светло, он передвигается уверенно, без напряжения и без страха. Потому что все для него в обозримом пространстве ясно и понятно. В противоположность человеку, идущему ночью. Всегда есть опасность что-то или кого-то не увидеть. И если это бандит или хищник, подпустить слишком близко.
Эта фраза сказана в связи с планами Иисуса отправиться в Иудею. И вот как оценивают ситуацию ученики и Учитель. Для учеников этот поход –опасность. Для Учителя, наоборот, этот путь совершенно чист и ясен. Почему? Потому что ученики не видят света, в отличии от Иисуса.
И вот Иисус им говорит, что бы они не беспокоились. Он, Иисус, видит свет. Для него нет никаких тайн и опасностей, которые бы Он не замечал. Если ученики идут с Ним, они так же в безопасности. Все, что от них требовалось – довериться Ему. Он – свет для них. Если у них есть Свет, чего им опасаться?
Итак, ученики еще не рождены свыше. Они не имеют Духа Святого, потому что Сын Божий еще не прославлен. Они ничем не отличаются от простых людей. А значит, что их хождение всегда – блуждания в потемках. Иисус иначе. Он и есть Свет. Пока Он здесь, на Земле день. Наступит другое время, когда придет ночь, но это будет потом. Сейчас (в описываемое время) все еще есть Свет.
Что еще важно. Свет – это не учение Иисуса. Свет – это Он Сам. Чего бы ты ни знал, чему бы ты ни научился. Как бы хорошо ты ни знал Библию, сколько бы христианских учебных заведений не закончил, если у тебя нет РЕАЛЬНОГО Иисуса, ты в темноте. Но если Он присутствует в твоей жизни, не иллюзорно, не в вере только, но реально, тебе нечего бояться.
Далее. У Иисуса и апостолов возникает небольшой разговор на тему, уснул ли Лазарь или умер. И вот здесь Иисус снова произносит замечательные слова:
и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
(Иоан.11:15)
Вот здесь Он открывает немного свой замысел. Вот почему Он выжидал еще 2 дня. Важно, чтобы Иисуса там не было! Иисус решил дать умереть Лазарю! Зачем? Чтобы Его ученики чему-то научились.
Однажды Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному». И Он проводил перед человеком животных. И человек не нашел среди животных никого, с кем бы он хотел проводить время. И только тогда, когда человек оценил важность «второй личности» подобной ему, когда ему стало «нехорошо» одному, когда он осознал, что в мире нет той, кого так жаждет его сердце, вот тогда Бог дал ему подругу. И тогда Адам закричал от восторга: «Плоть от плоти моей!».
Чего-то очень недоставало ученикам в их вере. Что-то они постоянно упускали или недооценивали. А Иисус, это величайший учитель. Ему крайне важно, чтобы ученики были полноценно обучены. Чтобы они могли понести Слово Истины. И для этого Учитель делал много всего. Вот для этого Иисус выжидал, рассчитывая на то, что Лазарь к Его приходу уже будет похоронен и пролежит достаточно времени, чтобы «смердило». Чтобы у апостолов не возникало никаких сомнений в Его, а позже и в возможностях Духа Святого. Чтобы, оставшись наедине с Духом, они могли, не сомневаясь, поднимать таких мертвецов, которые умерли не только что, а уже какое-то время. Мертвецов, разложение которых уже очевидно.
Ученики ничего не поняли. Однако, надо отдать им должное, они решили умереть вместе с Иисусом, если придется. И вот, они приходят, все идет по плану. Лазарь уже смердит и завален камнем. А дальше начинаются встречи и речи. Сначала встреча с Марфой:
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
(Иоан.11:21,22)
Слова Марфы мне кажутся очень показательными. С одной стороны звучит сожаление. По мнению девушки время упущено. В ее словах звучит нота обвинения. Мол: «Тебя же звали, Ты же мог успеть!». Смерть ею воспринимается так же, как и всеми сегодня. Это точка невозврата.
С другой стороны Марфа проявляет «милость» к Иисусу. Она Его прощает. И это уже звучит в 22-м стихе. Просто, когда мы это читаем, не всегда до нас доходит смысл ее слов. А суть вот в чем: «Ладно, Ты не пришел, не спас. Но даже после этого, я все равно Тебе верю». Вот оно, прощение в действии! Вы скажете, что это ерунда? Тогда спросите самих себя, сколько раз вы уже прощали Бога за что-то? Вы молитесь за исцеление кого-то и не получаете. Что вы делаете? Чаще всего вопрос адресуется к Богу. И в этом вопросе практически всегда, даже если оно сильно завуалировано, звучит обвинение. Но проходит время и вы говорите: «Но я все равно верю, что Бог всемогущий». Вот тут вы «простили» Бога. И в нашем сознании мы, даже не осознавая этого, судим Бога и прощаем.
Марфа такая же как мы. Она ждала, надеялась, с нетерпением вглядывалась вдаль, не идет ли Спаситель. А за спиной в это время жизнь брата угасала. И вот, когда он умер, умерла и надежда. Все рухнуло. Спаситель не пришел. А ведь мог. И мы знаем, что Он не пришел специально. И вот женщина являет Иисусу милость. Она снизошла к Нему, объявив о своей поддержке: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог».
Что говорит Ей Иисус? Первое. Он не отреагировал на ее «великодушие». Что касается меня лично, я бы, наверное, что-то съязвил, не удержался бы. Иисус не показал виду. Все, что Он говорит: «Воскреснет брат твой». Но что говорит Марфа? И это опять очень показательно.
Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
(Иоан.11:24)
Я уверен на сто процентов в том, что все современные глупости в церкви начались еще при Иисусе, и достигли апогея уже в первом веке. Давайте сами себе ответим на вопрос. Если Иоанн писал свое Евангелие спустя лет эдак 40 после написания Евангелий Марком и Матфеем, дабы поправить какие-то заблуждения, разросшиеся к тому времени, и не собирался создавать альтернативу Марку и Матфею, то почему он поднимает именно этот разговор, тогда как ни Марк ни Матфей о нем не упоминают? Повторюсь, если Иоанн о чем-то пишет, значит в этой области ко времени написания Евангелия от Иоанна, именно в этом вопросе назрели проблемы. И вот она – проблема: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».
Скажите, чем эта фраза отличается от современного учения о последнем дне? А разве не Сам Иисус повторял эту фразу — «последний день»? Не надо ходить далеко. Прямо в этом Евангелии, некоторое время раньше мы читаем:
39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
…
44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
…
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
(Иоан.6:39,40,44,54)
Как мы видим, еще в 6-й главе Иисус внутри одной короткой речи повторяет эту фразу 4(!!!) раза. Марфа не с потолка взяла этот «последний день». Это Иисус ее научил. А что здесь не так? Наступит последний день, и тогда воскреснут все. Разве нет? Вот она и цитирует Иисуса прямо Ему в глаза. И здесь так же есть некий вызов: «Разве не ты сказал? Вот я и говорю, что верю Тебе, что однажды, когда-нибудь, в каком-то веке, в далеком предалеком будущем, мой брат воскреснет, вместе с множеством других таких же умерших, к кому Ты так и не пришел, хоть Тебя и звали». Чем эта философия отличается от нашего учения? Да ничем. Мы все хором ждем этого великого и славного «последнего дня». Правда, называем его по-разному. Но для всех это некий совершенно определенный день. Общий день для всех. Так что, она все цитирует верно… Или нет? Но вот что отвечает Иисус:
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
(Иоан.11:25,26)
Прямо сейчас мы свами читаем историю о том, как два человека умудряются говорить на разных языках. В сознании Марфы, Иисус предал Лазаря. И ей с этим приходится как-то мириться. Ей теперь с этим нужно как-то жить. Иисус же говорит ей, что прямо сейчас перед нею стоит в физическом обличии воскресение Лазаря. Воскресение, это не дата, не план. Это не то, что должно произойти в последний день существования Мира. Воскресение – это Он, Тот, кто прямо сейчас стоит перед Марфой. И Он не только воскресение, но еще и сама жизнь.
А теперь смотрим, что гарантирует Иисус: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это первое. Крайне важное требование воспринимать Иисуса в качестве и воскресения и жизни. Все это Он Сам. Это не способность воскрешать. Это не дар. Это Он Сам. Если Он пришел, значит пришла жизнь. И, исходя из этого, если у христианина нет жизни, видимо Он не пришел. Вы понимаете, о чем я?
Кстати, очень многие современные христиане жалуются на «отсутствие жизни». Они смотрят на то, как живут богатые, завидуют их домам, машинам, одежде, отдыху. И все это называя жизнью говорят, что у них нет ее. Это явный и полноценный признак того, что данный христианин не знает Иисуса. Добавлю, не знает НИКАК! Христианин, если твоя жизнь зависит от государственной власти, политики, решений какого-либо съезда какой-то партии, совета банков, и прочего, то она с гарантией НЕ зависит от Иисуса. Ты называешь себя христианином незаконно. Ты самозванец.
Итак, прямо сейчас перед Марфой стоит Воскресение и Жизнь, которую можно потрогать. И Жизнь говорит: «Вот, я пришла!». И вот Иисус говорит интересную фразу. Правда, возможно, эта игра слов продиктована тем, что сам текст у Иоанна написан стихами. Но от этого ее смысл лишь подчеркивается. Итак, что здесь такого?
Слово жизнь, в данном конкретном случае, это слово греческое слово «зОэ». У греков есть синоним – «бИос». Чем одно слово отличается от другого, хоть они и синонимы?
Слово «зоэ» имеет следующий набор значений: жизнь, жизненный путь, долговечность; средства к жизни, средства пропитания; образ жизни; имущество, достояние.
Слово «биос» наполнено следующими понятиями: жизнь, средства к жизни, пропитание, имение, достаток; образ жизни.
Уберем все, что полностью повторяется, останется то, что отличает. И осталось у нас только то понятие, которое говорит о пути и вечности. Иисус выбрал для своей речи именно то слово, где содержится понятие вечности и движения. Если слово «биос» ограничено низменными ценностями, то у слова «зоэ» есть нацеленность в божественное.
Зачем я это говорю? Это слово в 2-х стихах речи Иисуса в разных формах повторяется трижды. Где?
Он говорит, что Он и есть жизнь. Это раз. Если верующий в Него умрет, будет «иметь жизнь». Это два. И три, когда Он говорит, что всякий «живущий» и верующий в Него НЕ УМРЕТ ВОВЕК.
Если не учитывать поэтичность текста даже в таких мелочах как повторение определенного варианта слова «жизнь» трижды, то мы рискуем упустить логику. Действительно, как можно понять две фразы, стоящие рядом одна с другой? В одной Иисус говорит, что верующий не умрет, а в другой, «если умрет». Так умрет или нет? Если есть «если» значит, все-таки умереть может. Но тогда Иисус обманывает, когда говорит, что «не умрет вовек». Но мы знаем, что Иисус не обманывает. Но когда мы соглашаемся говорить о «зоэ» как об особенной жизни, то вырисовывается логика. Давайте еще раз посмотрим на текст:
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
(Иоан.11:25,26)
Итак, Иисус Сам по Себе является этой ОСОБЕННОЙ ЖИЗНЬЮ. Т.е. жизнью, которую обычный человек не имеет. Теперь, даже если обычный человек умрет, но умрет, доверяясь Иисусу, то оживет. То есть «будет иметь (приобретет) ОСОБЕННУЮ ЖИЗНЬ». Судя по тексту, для получения ЖИЗНИ не обязательно умирать. И вот тогда, когда человек ИМЕЕТ ОСОБЕННУЮ ЖИЗНЬ, тогда он не может умереть «вовек».
Не задавайте мне вопрос, умер ли апостол Павел, и т.д.. Я здесь не готов отвечать на разные вопросы такого рода. Я лишь читаю текст, в надежде, что со временем Сам Иисус все расставит по местам. Одно могу сказать точно. Иисус не обманывает. Если вам не терпится получить ответ, получите его сами, а потом поделитесь со мной. Я скажу спасибо, даже если этот ответ будет неверный. Вы же трудились. Вернемся к тексту.
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
(Иоан.11:27,28)
Знаете, что я здесь вижу? Скажите, если у вас кто-то умер. И вот перед вами стоит воскресение этому человеку. Что вы будете делать? Неужели вы пойдете кого-то звать? Неужели вы будете продолжать страдать от потери? Ведь вот, прямо перед вами стоит Воскресение! Вы понимаете? Перед вами не МожетБытьВоскресение, а Воскресение! Но Марфа говорит что-то и уходит. У-ХО-ДИТ!!! Она уходит от Воскресения ее брата! Все просто. Она не услышала Иисуса. Посмотрите, что она говорит перед тем, как уйти!
Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
(Иоан.11:27)
Что?! Она говорит именно то, что мы повторяем на наших служениях! И что дальше? Это ей как-то помогло? НЕТ! Она ушла в том же разочаровании, в котором и встретила Иисуса. И ее слова, говорят не о вере в Воскресение, стоящее перед ней. А о вере в Мессию. У нее присутствуют все исповедания! Марфа исповедала, что Он Господь (господин). Она исповедала, что Он Христос (Мессия). Она так же исповедала что Он Сын Божий. И даже то, что Он «приходящий в мир». Но все эти исповедания ничуть не изменили ситуацию. Почему? Потому что она во всех этих исповеданиях не увидела истины. Ни в одном из них, она не увидела жизни.
Смотрите, что делает Иоанн. Он привел нам в пример историю, которая может навести некоторый порядок в наших убеждениях. И почему так? Потому что Иоанн писал свое Евангелие в ответ на заблуждения того времени. И вот одно из них. Церковь исповедует Иисуса и Господом, и Христом, и Сыном Божьим, и грядущим в мир. Но при этом, Он Сам стоит у двери и стучит. Точно так, как это было с Марфой. Она исповедала Иисуса всеми регалиями, но ушла.
Приходит Мария. Может она лучше понимает Иисуса? Что говорит она?
Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
(Иоан.11:32)
И снова здорОво! Речь под копирку. Как бы вы отреагировали на такое тотальное непонимание ваших слов людьми в церкви? Я бы, может, постарался не подать виду, но точно внутри бы бурлил как доменная печь. Как Иисус отреагировал?
Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
(Иоан.11:33)
Восскорбел (1690): 1.говорить со строгостью, ругать, отчитывать, выговаривать, порицать; 2.негодовать, сердиться, возмущаться.
У древних, почти тот же набор. Итак, ни о какой «скорби» здесь речи не идет. Совершенно ясно, что Иисус здесь вспыхнул негодованием.
Возмутился (5015): смущать, тревожить, возмущать, приводить в смятение или замешательство.
Древние:
- Мешать, размешивать;
- Смешивать;
- Волновать, вздымать;
- Взрыхлять, вспахивать;
- Сотрясать, сокрушать;
- Потрясать, мутить, приводить в смятение, смущать, тревожить;
- Приводить в замешательство, расстраивать;
- Ворошить, разгребать;
- Возбуждать, поднимать, начинать.
- (перфект) находиться в волнении, волноваться.
Если учесть, что в греческом тексте предложение построено так, что Иисус «возмутил Сам Себя», то получим, что Он сильно рассердился и сам себя взбудоражил, поднял, сотряс. Т.е. что-то начал делать. Сдвинулся с «мертвой точки».
Перевожу на русский язык. Иисусу надоела эта бессмысленная попытка объяснить что-то. И Он, взорвавшись, начал действовать. Он идет к гробнице, там, по всей видимости, уже стоит Марфа, размазывая свои слезы по стенке. Иисус командует, чтобы убрали камень. Марфа возмущается, потому что «уже смердит». Т.е. разложение идет уже полным ходом. И тут Иисус говорит следующее:
Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
(Иоан.11:40)
Скажите, а когда Иисус сказал Марфе: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию»? И мы обнаруживаем, что в ближайшем прошлом Иисус ей такого не говорил. Но значит ли это, Что Иисус ошибся? Нет. Просто эти Его слова не являются буквальным повторением. Это повторение сути. А вот суть вопроса Иисус говорил ей несколько минут назад, когда сказал, что Он – воскресение и жизнь. И что человек, который верит, если и умрет, воскреснет. Т.е. Он мог с тем же успехом сказать: «Разве Я не сказал тебе, что верующий, если и умрет, воскреснет?». Вот в этом действии и должна была Марфа увидеть славу Божию.
41 Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
(Иоан.11:41,42)
Эта фраза здесь появилась неспроста. Несколько минут назад Марфа произнесла:
Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
(Иоан.11:22)
Иисус прямо так и сказал, что мог и не говорить этой фразы. Но сказал ее специально «для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Что за «народ», который еще должен во что-то поверить? Самое интересное, главным представителем здесь оказывается именно Марфа. Именно она, сказав эту фразу проявило полное неверие. Она не осталась рядом с Иисусом, она ушла. И к гробнице пришла одна. Ей уже было все равно. Это не признак веры.
И на этом примере Иоанн показывает болезнь церкви того времени. Христиане верят в то, что Иисус Господь, что Он Мессия (Христос), что Он Сын Божий. И даже в то, что Он приходящий в мир. Однако, при всех этих убедительных признаках веры, Марфа, как и многие другие представители христианства, оказывается неверующей.
Одно из значений, в котором древние употребляли слово, переведенное здесь как «народ», звучит как «беспорядочное скопище», или «толпа». Как бы там ни было, это слово унизительное. Это слово – оскорбление. И этим словом Иоанн показывает презрение с каким Иисус относится к «таким верующим». Не забываем, что в данный момент Иисус возбужден, рассержен. Он в гневе. Двух девушек, как под копирку повторяющих одно и то же, достаточно, чтобы понять, Его окружают сплошные Марфы. Так вот пусть это «беспорядочное скопище» наконец уяснит суть того, что именно они исповедуют.
Еще одно отступление. Напомню, что до сих пор даже Иисус не воскрешал людей, умерших более одного дня. По крайней мере, нам об этом ничего не известно. И воскресение уже разлагающегося человека, это очень сильно!
Итак, Лазарь воскрес! Мария и Марфа постыжены. И для нас указание, что не исповедание решает вопрос. А Сам Иисус. А это значит, что исповедание бывает разным. Исповедание Марфы и Марии не выдержало испытания. Оказалось фиктивным. А как на счет нашего?
И, вот еще что. При всем своем негодовании в отношении веры Марфы и Марии, Он не перестал их любить, как и они Его. И позже мы увидим результат этого.
Если в нас дух Бога что-же нет таких плодов как у Иисуса значит что-то не так какой-то он совсем не Христов этот дух.
Комментарий Александру
Вау!!!!
Спасибо!
Прекрасная статья!
По поводу высказывания Иисуса:
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
(Иоан.11:25,26)
Речь идет о верующем в Него, а мы знаем, что всякий верующий в Христа рожден свыше (в Царстве Небесном) Значит когда в нас рождается наш дух принимая Христа своим Господом мы уже не принадлежим этому миру, и верующий уже имеет жизнь вечную, потому что в Царстве Небесном нет смерти, и даже если и физическое тело умрет, то дух наш будет все равно с Ним. И еще для размышления, Христос говорил что мы и больше Него сделаем, а он воскрес! Дух Божий, что Его воскресил и на нас СЕЙЧАС пребывает как на Нем