Я отдаю Жизнь Мою

думаюНаступает праздник Ханука (обновления). Это, приблизительно, конец ноября, начало декабря – зима. А последняя, описанная Иоанном, встреча с фарисеями произошла на праздник Кущей (сентябрь – октябрь). Т.е. можно представить, сколько времени фарисеи пережевывали этот разговор. И вот, Иисус ходит в притворе Соломоновом. Т.е. в колоннаде или колонной галерее перед входом в Храм. 

22 Настал же тогда в Иерусалиме [праздник] обновления, и была зима.
23 И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.
(Иоан.10:22,23)

Итак, праздник обновления, это Ханука. Празднуется в честь очищения Храма и восстановления богослужения, после осквернения Антиохом Эпифаном. Зачем автор указывает на эти подробности? Тут еще сказано, что «была зима». Вообще, это указание несколько странно, потому что, если идет расчет на тех, кто знает, что такое «обновление», должен бы знать, что это зима. А если расчет натех, кто не знает, тогда зачем указание на праздник, который читателю ничего не откроет?

Это не только мое мнение. И вот я обнаруживаю, что некоторые переводчики настаивают на иной перевод слова «зима». Дело в том, что в греческом здесь стоит слово, которое, действительно может быть переведено как сезон. Но это слово включает в себя нечто большее. В древнем слове включено понятие ненастья. Это не просто Зима, это сезон ненастий. И древние греки просто говорили, наступили ненастья. Если читать так, то получаем «и было ненастье». В общем смысле, становится понятно, почему Иисус ходил только внутри колоннады. Судя по всему, было ненастье, возможно сильный дождь или еще что-то. И, как нормальный Человек, Иисус пережидал это ненастье, находясь под крышей колоннады (портика), построенного, видимо, Соломоном.

Иначе говоря, Иисус был временно ограничен в передвижении. Не знаю, почему Он не устроил хорошую погоду, видимо это тоже было частью плана, либо не было особой необходимости. И фарисеи, мучавшиеся размышлениями над последней беседой со Спасителем около месяца, наконец-то увидели шанс расставить все точки над «и».

Мало того, что Иисус назвал их не настоящими пастырями, наемниками и потенциальными предателями. Он еще сказал странную вещь, о каких-то «овец не сего двора», который Он собирается привести к Богу. А ведь в сознании фарисеев это Бог Иудеев. И Он обещает соединить два народа, из двух сделать одно. И за все это Иисус Сам отдает свою жизнь. При этом уточнил, что никто не может ее забрать. Он сам ее волен отдать, а волен забрать обратно. После этих слов фарисеи вообще взорвались, стали оскорблять Иисуса и т.д. И вот, через месяц, или около того, они, наконец-то воспользовались шансом разобраться в своих сомнениях.

Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.
(Иоан.10:24)

В самом этом стихе особенно нечего разбирать. Здесь и так все понятно. Хочу лишь обратить внимание на дословный перевод фразы «долго ли Тебе держать нас в недоумении»? Уже в данном переводе фарисеи признаются Иисусу в том, что все это время, после последней встречи, они находятся в «недоумении». Но греческий еще более живописно описывает эту фразу: «До каких пор  душу нашу забираешь?». Скажу более понятно. Иисус у них забрал душу, т.е. они потеряли покой, они и спать не могут и есть (шутка). Мы бы сказали, что Иисус вывернул их наизнанку и отобрал покой. Итак, это не равнодушные наблюдатели, они волнуются, беспокоятся. И, судя по всему, постоянно между собой спорят о Нем. Видимо идея того, что Иисус может оказаться Мессией их сильно мучает. Однако они не готовы это принять за истину. Иисус уже все сказал раньше, но им еще и еще раз нужно какое-то подтверждение. Это значит, они не ищут истины, но опровержения. Им страшно согласиться с Иисусом, ведь тогда придется от многого отказаться, пересмотреть все их слова и поступки. Что же ответил им Спаситель?

25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
(Иоан.10:25,26)

Вот это предложение (здесь не два, а одно предложение) построено очень любопытно. Здесь все построено вокруг фразы «не верите». Если перевести смысл текста, получим следующее: «Я уже сказал вам, и не верите. Дела мои уже сказали о Мне, и вы не верите. Вы не верите, потому что не из овец Моих, как я и сказал вам (еще месяц назад)».

27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
30 Я и Отец — одно.
31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
(Иоан.10:27-31)

Итак, как Учитель уже сказал, они не из Его овец. И вот еще признаки, по словам Иисуса. Во-первых, Его овцы, слушаются Его голоса. Во-вторых, Он их знает.

Что касается первого. Слово «слушаются», имеет следующие значения: слышать кого-либо, слушать, благосклонно выслушивать (внимать), слушаться или повиноваться, понимать, узнавать (о чем-то), прослышать (прослыть, узнавать о себе что-то). Надо понимать, что это слово вмещает в себя все эти значения разом. Т.е. Овцы Иисуса и слышат Его, и внимают Ему, и повинуются, и понимают. Т.е. Иисус рисует нам очень внимательных к Его речам и делам людей.

Что касается второго, Иисус говорит, что Он всех тех, кто на самом деле принадлежит Ему, знает. Это возвращает нас к понятию «настоящего (доброго) пастыря», который знает всех по имени.

Почему я не отметил третью часть предложения как еще один пункт, характеризующий тех, кто принадлежит Ему? Потому что это уже описание того, что было сказано прежде. А именно, об этом сказано уже в пункте про «слушаются».

Итак, принадлежащие Ему люди, а) внимают, повинуются Ему, б) Он их всех прекрасно знает. Что из этого вытекает? А вытекает из этого следующее.

  1. Они идут за Ним,
  2. Он дает им жизнь вечную.
  3. Он дает гарантию от гибели.
  4. И гарантию на сохранность.

Т.е «они идут за Мною», это не причина, почему «Я даю им жизнь вечную». А причина этого в том, что они принадлежат Ему.

Итак, есть только одна причина, почему Иисус дает столько гарантий. Потому что Они слушают, повинуются, внимают Ему, т.е. учатся, перенимают опыт. Иисус здесь нам рисует именно учеников, т.е. тех, кто будет продолжать Его дело. Он пришел ради них, чтобы их научить, дать им все необходимое, чтобы они выполняли работу по спасению Мира.

Итак, если ты внимателен к Нему, послушен, обучаешься, подражаешь и т.д., то ты, само собой следуешь за Ним и все перечисленные гарантии относятся к тебе.

Но, давайте вспомним, Иисус здесь говорит с врагами. Это Он им говорит о том, что Он дает своим. Т.е. то, чего Его враги лишаются напрочь. То есть иудеи, что стояли перед ним, не получают ни вечной жизни, хоть и верили в нее, в отличии от саддукеев. Они рано или поздно с полной гарантией погибнут так или иначе. И они обречены на то, что их постоянно кто-то будет «воровать». Т.е. они никогда не будут в руке Божьей.

Не удивительно, что такие речи вывели иудеев из равновесия и те похватались за булыжники. Чем и выдали себя с потрохами. А ведь всего какой-то месяц назад они говорили: «Кто хочет убить Тебя?». В ответе а этот порыв Иисус говорит с явной насмешкой над ними.

32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
(Иоан.10:32,33)

И вот тут Иисус бьет их «ниже пояса». Он приводит им  место Писания, против которого у них нет аргументов:

34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, —
36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
(Иоан.10:34-36)

Действительно, а где Бог сказал это? Простите, я приведу весь псалом. Думаю это интересно:

1 Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
(Пс.81:1-8)

Согласитесь, очень занимательный текст. Причем здесь явное противопоставление  этих «богов» «человекам» (стих 7). Но, кто-то спросит: «Может речь о каких-то языческих богах?» — или- «Может Асаф не такой духовный, что позволил себе такое выражение?».  Приведу еще один стих, с которым спорить совсем невозможно:

Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком:
(Исх.7:1)

Вот ни много ни мало Богом! Как вам такое? Или, о чем пел царь Давид?

Давида. Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе.
(Пс.137:1)

Итак,    аж в трех местах, разными великими Божьими людьми сказано одно и то же в отношении людей. Причем, какие-то люди – боги, а какие-то нет. И вот как Иисус объясняет это.

… Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, …
(Иоан.10:35)

Вы решитесь спорить с Иисусом? То есть, если вы те, к кому адресовано Божье слово, то… …делайте выводы.  И, как Он же продолжил «и не может нарушиться Писание»! Вы не можете ничего изменить в Писании. И если Бог так назвал тех, к кому обращено Слово Божье, с этим придется смириться.

Итак, в этом тексте, совсем не очевидно, что те, кто стоит сейчас перед говорящим эти речи Иисусе, относятся к категории Богов. Ведь они «не Мои». И, судя по их агрессии, Божье слово к ним не имеет отношения. Нет, они, конечно, используют Писания, прикрывают ими свои дела, но… …ну вы поняли.

А вот те, кто Его, те, кто слушается Его, внимает Ему, это те, к кому Слово Божье имеет прямое отношение. Но ладно, это пока оставим. Иисус говорит с фарисеями. И Его логика прозрачна. Бог называет Богами тех, к кому Он говорит. А тут стоит Тот, Кто послан Им. Даже если Иисус был бы просто человеком, мог ли он называть себя богом, опираясь на это место Писания? Скажу так, если бы он убегал бы от этого места Писания, то был бы преступником, желавшим «нарушить Писание».

Итак, если Бог называет богами тех, к кому говорит, то почему Иисус не может Себя назвать Богом, просто опираясь на этот текст? Ведь Его послал Бог! Ведь если это единственное обвинение, и других нет, то иудеи имеют жалкий вид. Если бы они могли противопоставить что-то иное, но нет, им нечего сказать. И вот, то, в чем они обвиняют Иисуса, обвиняет их самих. Если они отрицают это место, тем самым они подтверждают, что Божье Слово к ним не относится! А если относится, то они обязаны (!!!) признать себя богами! Вот это вилка!

Но Иисус даже ни разу не сказал: «Я Бог». Все, что Он говорит: «Я Сын Божий», или, «Бог – Отец Мой».

37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
39 Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их,
(Иоан.10:37-39)

Итак, судя по Писанию, если к тебе Слово Божье относится, ты в полном праве признать себя богом. Правда, при этом, от тебя ожидается «послушание Слову». И вот Иисус предлагает иудеям посмотреть на дела Иисуса. Если это не Божьи дела, то они правы. А если Божьи, то, даже если им не внушает доверия Иисус, они должны верить хотя бы самим делам. Т.е. пусть дела станут доказательством.

Хорошо, ты не веришь, что Иисус – Сын Божий. Можно по этому поводу философствовать сколько угодно. Но просто посмотри на дела Его. И если не веришь в божественность Иисуса, пусть эти дела заставят тебя пересмотреть свою уверенность в правоте. Рассмотри Его поступки и реши, чьи они. Может ли так поступать пусть даже самый великий человек? Способен ли пусть даже самый самый самый великий человек дать зрение слепорожденному, воскресить мертвого после того, как уже «смердит»? И если это невозможно человеку, тогда признай очевидное.

В этом Человеке, который не выглядит как Великий, на самом деле есть Бог. И этот Человек, на самом деле ходит в Боге.

Знаете, почему они снова хотели схватить Его? От бессилия. Потому что им нечего больше противопоставить. Их взбесило собственное бессилие против Него. И все это видели многие люди. Ведь все это происходило практически на улице. Под крышей портика, когда люди столпились туда, желая спастись от дождя. И то, что они увидели и услышали, убедило многих.

40 и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.
41 Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.
42 И многие там уверовали в Него.
(Иоан.10:40-42)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*