Не увидит смерти

думаюМы продолжаем рассматривать разговор Иисуса с фарисеями на следующий день после праздника. Давайте бегло вспомним, что происходило в этот день. Итак, к Иисусу приводят девушку с обвинениями в прелюбодеянии. Кстати, мужчину, почему-то не привели. Ну да ладно. Иисус освобождает девушку, и указывает на освобождение, как на дело света для Мира, Которым и называет Себя: «Я свет Миру». Косвенно указывая на то, что если человек будет с Этим Светом, то никогда не окажется в подобной ситуации (в темноте). 

Фарисеи не выдерживают такого заявления и встают в оппозицию. В ответ Иисус обещает каждому уверовавшему в Него открыть некий секрет, который сделает его свободным навсегда.  Это заявление приводит фарисеев в возмущение и они заявляют, что уже свободны. Иисус указывает им на другую реальность. При этом заявляет, что существует две категории людей. Это рабы греха и сыны греха. Первые не останутся в доме греха вечно, в отличии от сынов греха.

Фарисеи противятся, заявляя, что они сыны Бога. Иисус и здесь противостоит, указывая на их дела, которые с достоверностью доказывают обратное. И в результате открыто объявляет им, что они и есть самые настоящие дети дьявола. Фарисеи ничего не могут придумать лучшего, как просто обозвать Иисуса одержимым. Но Иисус удерживает это слово и заявляет, что они оскорбляют Его именно потому, что не в силах слышать Божьего слова. Что, опять же, доказывает их дьявольскую природу. И здесь Он говорит, что Ему не интересна их поддержка (слава от человеков). Славу и поддержку от людей себе ищет только одна личность – их отец, т.е., опять же, дьявол.

Отчасти к ним же, фарисеям, отчасти к тем, кто уже уверовал в Иисуса (возможно из той же группы), Иисус вновь говорит о некоем секрете, который получат верующие в Него.

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
(Иоан.8:51)

Здесь есть пара вопросов. Что значит «соблюдет», и что именно является «словом Его»? По первому вопросу так:

Соблюдет (5083): охранять, оберегать, стеречь, блюсти, содержать под стражею;
перен. Соблюдать, хранить, исполнять.

Любопытно, что мистер Стронг (Номера Стронга) заметил важный момент. Значение «исполнять» здесь можно использовать лишь в переносном, не прямом смысле. Прямое же значение, это «хранить», «стеречь». Давайте сравним с тем, как древние использовали это слово:

  1. охранять, оберегать – Пиндар, Аристофан, «Гимны» (смотреть за домом); Фукидид (наружная часть (стен)находилась под охраной); Платон (смотри, как бы нас кто-либо за это не упрекнул); Аристофан (поостережемся, как бы он (чего-либо) не заметил);
  2. наблюдать, следить, выслеживать – Аристофан, Фукидид (выслеживать чьи-либо ошибки);
  3. подстерегать, выжидать – Демосфен, Софокл (подстерегши, он ударил меня плетью посреди головы); Фукидид (выждав благоприятного для переправы ветра); Лисий (пока не дождался условленного момента);
  4. соблюдать, выполнять – Лисий.

Какой можно сделать вывод. Это слово крайне любопытно тем, что подразумевает наблюдение, а не выполнение (если не брать в расчет переносный смысл). Т.е. что значит «охранять» или «оберегать». Это отчасти процесс наблюдения и готовности отбить врага, вора и т.д. Я уже не говорю о таких значениях этого слова как «наблюдать, следить и выслеживать». То же самое справедливо и для третьей грани – «подстерегать или выжидать». Это опять же связано с внимательным наблюдением и готовностью что-то сделать.

Итак, если рассматривать это слово со всех сторон, то мы можем там найти «исполнение», однако это совсем не главный смысл слова, а второстепенный.  В рамках именно той речи, что мы читаем, Иисус говорит не о списке неких правил, которые Он мог бы объявить для исполнения, но что-то совсем другое. Он говорит не об исполнении, а о внимательном и неотрывном наблюдении, ожидании, подстерегании. Иначе говоря, пристальном внимании к Его слову.

Что касается второго вопроса, о каком именно слове идет Речь. Вновь обратимся к источнику перевода. И видим слово имеющее один корень со словом логос – учение, замысел, идея. Прямо внутри этой речи Иисус несколько раз указывал на то, что Он свет миру. И у кого есть этот свет, тот никогда не будет во тьме. Он намекнул на некую тайну, которая сделает людей свободными. Каких людей? Уверовавших в Него. И тут снова намек на это пока-что скрытое от слушавших Иисуса. И он предлагает соблюсти, т.е. быть предельно внимательным и терпеливым к Его слову. Важно в нужный момент не пропустить объявления этого секрета. Ведь его услышат лишь те, кто сохранил внимание к слову Учителя. Таким образом, соблюдать слово (здесь, в данный момент речи Иисуса) означает быть терпеливым, внимательным и не пропускать ничего из того, что Им говорится.

Может показаться, что такой подход не вяжется с концепцией соблюдения слова Иисуса как исполнения Его заповедей. Однако это не так. Ведь, если человек внимателен к слову Иисуса, то он и исполняет его. Речь о настоящих и потенциальных учениках.

Итак, Иисус еще раз обратил внимание на некую информацию, которую люди не должны пропустить. Так как эта информация станет ответом для всей их жизни. Но, фарисеев уже не остановить. Они ничего не слышат и не видят. Гнев залил им глаза, и они, как быки на стадионе жаждут крови, не осознавая той игры, которую умелый тореро ведет с ними. И что их конец уже предрешен. Чем и выдают свою рабскую сущность.

52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.
53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
(Иоан.8:52,53)

Они считают, что если Авраам лежит в могиле, то он мертв. И, опираясь на свою веру в истинность своих слов, они задают риторический вопрос, т.е. они для себя уже уверены, что Иисус Сам себя кем-то выставляет: «Чем ты Себя делаешь?». На это Иисус отвечает в обратном направлении. Сначала отвечает на вопрос «Чем ты Себя делаешь?».

Кстати, здесь нет никакого подвоха в слове «чем», это нормальный вопрос, если интересуются о положении человека, профессии, звании или должности. Итак, что же отвечает Учитель?

54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
(Иоан.8:54,55)

Итак, они заявили, что Он Сам Себя чем-то делает. Т.е. Он Сам Себя славит. Иисус отрицает это по простой причине. Потому что, если человек славит сам себя, то эта слава ровно ничего не стоит. Это понимает любой человек. Кем бы себя человек не делал, в результате все равно все выйдет наружу. Так что, по словам Иисуса, ему такая слава неинтересна (то слава Моя ничто).

Затем Он говорит, что слава, которая у Него есть, появляется независимо от Него Самого. И это истинная правда. Ведь с самого начала мы обнаруживаем, что Иисус больше скрывается, чем действует открыто. Он просит многих исцеленных не говорить, кто это сделал. Однако, как бы Иисус не сопротивлялся славе, слава догнала Его. Почему? Потому что это делает Отец. С этой славой ты уже ничего не можешь сделать. Мне кажется, такому подходу следует нашим христианам поучиться, а не брать пример с братьев с Америки, которые больше шумят, чем делают. Правда, пока что, этот метод имеет результат. Но «пока что»!

До сих пор с содроганием вспоминаю, как лет так 15 назад приезжал замечательный брат, ничего против него не хочу сказать, который  действовал как все американские проповедники. И многие заметили в афишах, что его имя на афише написано гораздо более крупными буквами, чем имя Иисуса. А ведь это проповедник Христа. И, наоборот, когда я первый раз увидел служение Ренди Кларка, то меня поразило отсутствие рекламы и дешевых «понтов», извините за выражение. Но и результаты были совершенно разными. Служение с Ренди я вспоминаю как нечто величественное до сих пор. Это служение изменило всю мою жизнь. А служение того брата, что свое имя написал крупнее чем имя Иисуса, запомнилось только этими буквами.

Итак, Иисус указывает им на то, что славить самого себя глупо. Это НИЧТО. Т.е. совершенно пустое место. Но та слава, что есть у Иисуса, построена Богом. А так как фарисеи воюют с тем, что построено Богом, то кто они, если не враги Богу?

Далее Иисус совершенно определенно говорит, что они не знают Бога. И проблема в том, что если Иисус скажет, что Бога не знает, то Он будет лжецом. Причем фарисеи по определению лжецы. Итак, Иисус называл их лжецами. А про себя, не желая становиться лжецом, говорит правду о том, что Он а) знает Бога, и б) соблюдает Его слово.

Здесь использовано то же слово «хранить», «наблюдать в готовности что-то делать», «быть предельно внимательным».

Закончив со вторым вопросом, Иисус переходит к первому, вопросу об Аврааме. Умер он или нет?

56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
(Иоан.8:56-58)

Вот этот стих не так прост, как многим кажется. И дело здесь не в том, жив Авраам или нет, а в понимании этой жизни. Постараюсь, насколько возможно, пояснить эту мысль. Итак, первое, что говорит Иисус: «Авраам,…, рад был увидеть день Мой».

Иначе говоря, Авраам, блуждая по Палестине среди чужих народов, наблюдая за всем, что там происходило, зная Бога, чего-то очень сильно ждал. Как любой человек, понимающий, как все должно быть на самом деле, он с верой смотрел в будущее, ожидая, что Бог что-то сделает, чтобы изменить этот мир, исцелить его и вернуть людей в истинное положение. Иначе говоря, Авраам мечтал о том, что наступит этот особый день, когда все изменится. И совсем не обязательно, чтобы Авраам все понимал в точности так, как это произошло. Важно, что он ожидал вмешательства Божьего в жизнь человека. И это вмешательство Иисус называет «день Мой».

Вторая часть – это заявление Иисуса о том, что Авраам «увидел и возрадовался». Если не обращать внимания на последующее пояснение Иисуса, создается впечатление, что Авраам каким-то образом присутствовал во дни Иисуса и сам лично наблюдал за всем происходящим. Однако пояснения Спасителя дают другое направление понимания. Давайте посмотрим.

Вот фарисеи насмехаются над Иисусом, указывая на недостаточный возраст Иисуса, чтобы Авраам мог видеть Его. Сразу обратим внимание на то, что не Иисус видел Авраама, но Авраам видел «день Его». Фарсеи, независимо от того, как мы это понимаем, поняли слова Иисуса так, что отнесли встречу Авраама с Иисусом в прошлое, а не настоящее. Их слова насмешки содержат отсыл в это прошлое. Они, издеваясь над словами Спасителя, указывают не молодость Его, и тем самым подчеркивая, что Иисус не мог быть замечен Авраамом, так как в те времена Иисуса на Земле не было.

Здесь еще одна вещь, которая заставляет напрячься. Дело в том, что перед Иисусом фарисеи, а не саддукеи. Если вторые НЕ ВЕРЯТ в воскресение, то для фарисеев – это неотъемлемая часть их учения. Фарисей не может (!!!) противостоять учению о воскресении и вечной жизни. Если мы вспомним Деяния Апостолов, так там апостол Павел столкнул лбами фарисеев и саддукеев именно на этой почве. Итак, если фарисеи ВЕРЯТ в воскресение и жизнь вечную, то откуда насмешка? А насмешка от того, что речь здесь не шла ни о воскресении, ни о жизни вечной. Речь шла о возможности для встречи двух людей живущих в разные эпохи,  разнесенные во времени на полторы тысячи лет.

Итак, фарисеи, основываясь на услышанном от Иисуса, не стали издеваться над тем, что Авраам по сей день жив. Но уперлись в то, что во времена Авраама Иисуса не могло еще быть. Вы понимаете разницу? В первом случае, они бы спорили сами с собой, опровергая учение о жизни вечной и воскресении, что невозможно. Во втором случае, они не понимали, как Авраам мог встретить еще не рожденного Иисуса, чье рождение произойдет лишь через полторы тысячи лет. Именно на этот вопрос и отвечает Иисус.

Повторюсь еще раз. Речь здесь не о том, что Авраам дожил до прихода Иисуса, но о том, что Авраам мог увидеть Его еще при своей жизни. В первом случае Иисус, скорее всего, ответил бы словами из Писания: «Бог есть Бог Авраама, Исаака и Иакова. Бог ни есть Бог мертвых, но живых». Но здесь Иисус это доказательство не приводит. Совсем иначе звучит ответ. Его ответ говорит о том, что Он, Иисус, ЕСТЬ тогда когда Авраам еще БЫЛ.

Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
(Иоан.8:58)

Настаиваю на этих двух глаголах. Давайте повнимательнее посмотрим на этот текст. Итак, мы видим два глагола «был» и «есмь». Словом «был» переведен глагол «генЕстай» — это 2-Аорист, медиального залога, неопределенной формы от глагола «гИномай».

Был (1096): 1. быть, становиться; 2. рождаться; 3.происходить, совершаться; 4. наступать, приходить.

Слово «есмь», это глагол «(г)ейми», извините, если неточно воспроизвожу произношение. Это глагол настоящего времени, без залога, Изъявительное наклонение, 1-го лица, единственного числа.

Есмь (1510): быть, существовать, находиться; часто не переводится.

Этот глагол во многом похож на глагол «be» в английском языке. В современной русской речи он игнорируется. Здесь же он переведен умышленно, чтобы показать важное противоречие двух времен. Если бы он был не важен, мы бы получили следующий перевод: «… Я родился раньше Авраама».  Но тогда глагол «быть» должен быть так же во 2-м Аористе. Но он в настоящем времени.  И вот перевод, по-моему, более понятный, чем тот, что мы читаем в синодальном варианте:

Иисус сказал им: « Истинно, истинно говорю вам: «Я существую раньше, чем мог родиться Авраам». Или: «Я существую раньше жизни Авраама». Здесь проблема еще и в том, что нельзя перевести это предложение со словом «начал» или «появился». Т.е. нельзя сказать: «Я появился раньше», или «Я начал жить раньше». Потому что во время Авраама Иисус уже существует, но не родился в теле.

Так же нельзя перевести глаголом прошедшего времени. Потому что Его существование не прошло, оно происходит. Причем важно, что происходит вне времени. Независимо от того в прошлом это или в настоящем или в будущем.

Итак, Иисус говорит не о том, что Авраам жив по сей день, хоть и не спорит с этим, но о том, что встреча Авраама с Иисусом имела место быть.  И если Авраам еще при жизни встретил Иисуса, говорит о многом. Например, о том, что и во время до Завета люди получали спасение через Него, ожидая пришествия Сына Божьего и исполнения Его плана.

Возвращаясь к словам вопросу фарисеев о том, кем же Иисус себя делает, ведь и Авраам и пророки умерли, ответ такой. Если Авраам и умер (физически), это не значит, что смерть действует над Иисусом и всеми теми, кто уверовал в Него теперь. Потому что Авраам родился и умер. А Иисус всегда был и, пройдя сражение со смертью, больше никогда не умрет. Т.е. речь не об Аврааме вовсе, но о жизни вечной в Самом Иисусе.

Именно о том, как это получить, Иисус скажет отдельно, а сейчас звучит лишь как обещание, как интрига. Для тех, кто еще не понял, повторю. Речь не об Аврааме, но о жизни вечной, которая есть в Иисусе. Если бы Иисус говорил об Аврааме, то привел бы другие доказательства.

Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
(Иоан.8:59)

В этой последней фразе не вижу ничего интересного, так что, в следующий раз сразу продолжу с другого места.

Не увидит смерти: 2 комментария

  1. Интересно, в последнем стихе, скрылся и вышел посреди них. Я так тоже хочу. Представляю, стоят полицаи, я скрываюсь, прохожу сквозь них и потом появляясь. Просто как человек -неведимка. Есть ещё одно место, когда Иисуса со скалы сбросить хотели. Тоже скрылся, прошёл мимо и явился. Вот это интересно.

    • На самом деле в этих словах нет ничего фантастического. Это мы додумываем, что Иисус стал невидим и т.д. Просто потому, что так переводят и так понимают. Но смысл слова в другом. Его хотели побить камнями, но Он неким естественным способом избежал этого. Например, если ты находишься в окружении толпы людей, это почти гарантия, что даже самые смелые ребята не будут закидывать тебя камнями. Потому что гарантированно получат в ответ от прохожих. Скрылся, значит где-то укрылся, нашел способ избежать. Да просто, нырнул в их же толпу, куда кидать камни? То же самое и тогда, когда его хотели сбросить со скалы. Обрати внимание, никто из Евангелистов не обращает на это внимания как на чудо. Но указывают как на некий проходящий исторический факт. Иначе они бы сказали, что все изумились, или многие тогда покаялись и т.д.. Но ничего этого нет. Все, что касается Его «невидимости», когда Он был в теле, наши измышления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*