Продолжение разговора

думаюЧуть раньше Иисус сказал, что Он – свет Миру. Фарисеи возмутились и обвинили Иисуса во лжи. На это Учитель ответил, что это правда уже потому, что Он, Иисус, знает, что это правда. Второе, перед фарисеями, независимо от того, видят они это или нет, стоят два свидетеля. А по Закону этого достаточно, чтобы признать сказанное за правду. И, наконец, Иисус предлагает им уверовать в Него, так как времени очень мало, и совсем скоро Иисуса не будет перед ними физически. И они, даже все осознав, не смогут его найти. Не смогут, потому что они не рождены для того мира, куда уходит Иисус. Он от вышних, а они от нижних. И тут фарисеи, по всей видимости с иронией, спросили, кто же Он. На такой вопрос Иисус ответил, что они уже все слышали с самого начала. 

Важно понимать настрой этой беседы. Иисус видит их слепоту и глупость. И Его речь продиктована Его пониманием их безысходности. Даже для них Он хотел бы спасения. Но они сами отказываются от Него.

26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.
(Иоан.8:26,27)

И вот Иисус говорит интересные слова. Что значит, «Много имею говорить и судить о вас»? Говоря современным языком, мы бы сказали так: «У меня есть много, что вам высказать, и в чем обвинить». Т.е. если бы Иисус захотел, то излил бы на них такой поток обвинений, что им вообще не чем было бы крыть. Они бы в поту и с покрасневшими физиономиями прятались бы от Него. Но Он не стал этого делать. И вот почему. Оказывается, Иисус не пользуется возможностью опустить фарисеев ниже плинтуса потому, что Тот, Кто Его послал «есть истинен».

Что это значит «есть истинен»? Что касается слова «есть», то его можно перевести как «является». Т.е. Тот, Кто послал Иисуса является истинным. Но что значит, быть истинным? Слово, которое использует автор переводится так:

Истинный (227): истинный, правдивый, верный, справедливый, искренний;

  1. говорящий правду, правдивый – Гомер, Эсхил, Плутарх, Фукидид;
  2. истинный, верный, подлинный, достоверный – Геродот, Феокрит, Эврипид, Платон, Плутарх, Эсхил (осуществить проклятие (сделать проклятие достоверным, подлинным));
  3. искренний – Пиндас.

Вывод, Иисус называет отца «настоящим» или «правильным». Значение предлагаю из контекста. Т.е. суть Его слов в том, что Отец Иисуса знает все так, как оно есть, поэтому Иисус полностью подчиняется Ему. Т.е. Отец всегда прав, поэтому Он делает и говорит только то, что слышал от Него. Причем «слышал» до того, как стал говорить это. Такая расстановка времени показывает, что Отец не управляет Сыном в момент речи. Но то, что Иисус ранее в неопределенном прошлом научен Отцом. И теперь применяет этот навык. Иначе говоря, Отец научил Сына как поступать в подобных ситуациях, поэтому Он, как послушный Сын, признающий правоту Отца, руководится именно Его инструкциями, а не велениями сиюминутных эмоций, отображающих плотские чувства.

При этом Иоанн поясняет, что фарисеи не поняли, о ком говорит Иисус. Это уточнение он дает от того, что фарисеи под «пославшим» Иисуса поняли кого угодно, только не Отца. Это наводит на мысль, что в их понимании Иисуса послал кто-то из людей. То ли это какой-то бунтарь, то ли, что крайне опасно для фарисеев, некий Римский правитель. Если это так, то им нужно быть аккуратнее с Иисусом.

28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
(Иоан.8:28,29)

Надеюсь, мы еще помним, что в этой речи Иисус уже намекал фарисеям на то, что у них не так много времени. И если они сейчас, пока Иисус ходит по этой земле, не уверуют Иисуса, дальше будет проблема. Однако фарисеи не вняли Его предупреждениям. И вот здесь (несколькими фразами позже) Иисус заявляет, что они, все-таки, поймут, Кого распяли (вознесли). Но, как сказано ранее, будет уже поздно. Потому что они, осознав свою ошибку, будут искать Иисуса, но найти не смогут.

Именно тогда, когда они казнят Того, Кто стоит перед ними, тогда, вдруг, до них дойдет, что Иисус на самом деле свет Миру,  как сказано ранее. Вместе с тем они поймут, что Иисус ничего от Себя не делал, но всегда поступал так, как Бог научил Его. И для них это будет большей бедой, чем для Спасителя. Потому что, независимо от их понимания, Иисус не один. Отец всегда с Ним. Почему? И здесь вот в чем суть. В отношении Иисуса, по Его же словам, Отец всегда с Иисусом потому, что Он, Иисус, всегда делает то, что Ему угодно. Так и хочется добавить, «в отличии от нас». Т.е. Иисусу не нужна милость. Ему не нужна благодать. Потому что Он все заслужил. Но благодать и милость нужны нам, кто не способен жить так, как Наш учитель в полной мере.

30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
(Иоан.8:30-32)

К сожалению, это место постоянно цитируется неправомерно. Как, в прочем, и многое другое. В чем же тут обычно ошибка? Дело в том, что это место всегда звучит в устах современных христиан, как указание на пребывании в чтении текстов Евангелия или постоянном исполнении сказанного в этих текстах. Такие люди, через понимание текста приходит к познанию истины. И эта истина делает человека свободным.

В общем смысле, можно было бы так цитировать это место, если бы ни одно но. Не те условия и не те люди. Да и смысл несколько иной. Но, давайте все по порядку.

Еще и еще раз нужно повторить. Времени, как у Иисуса, так и у слушающих Его, не так много. Еще немного и они попрощаются с Наставником. Но вот проблема. До сих пор, все, что они слышали от Иисуса, это утверждение, что все возможно делать только через Него. И есть великая опасность, после вознесения Иисуса искать Его и не иметь шансов на то, чтобы Его найти.

Совершенно очевидно, что Иисус сказал не все. Не может быть, что спасение людей было дано только на период жизни Иисуса на земле. Он должен был открыть тайну, которая продлила бы благодать Божью на гораздо более долгую дистанцию во времени.

И вот Учитель, обращаясь к тем, кто, все же, уверовал в Него, сообщает любопытную информацию. Но, отвлекусь на пояснение к словам.

Пребудете (3306): 1.перех. ждать, ожидать; 2.неперех. оставаться, пребывать, жить, быть;

Древние:

  1. стоять на месте, стойко держаться – Гомер, Ксенофонт;
  2. оказывать сопротивление, выдерживать – Гомер (что же ты не сразился с Менелаем?). Здесь «сразился» — оказал сопротивление;
  3. ждать, ожидать, поджидать – Гомер, Ксенофонт, Эсхил (я жду, чтобы услышать, каков будет исход борьбы);
  4. оставаться, пребывать – Гомер, Пиндар, Эсхил, Софокл, Эврипид, Ксенофонт (оставленные для несения охраны); Платон (оставаться при своем намерении); Демосфен (оставаться при чем-либо, то есть довольствоваться чем-либо);
  5. оставаться в покое, быть неподвижным – Гомер, Платон (покоящееся и движущееся), (все движется, и ничто не покоится); Аристотель (неподвижные звезды);
  6. перен. Быть незыблимым, быть неизменным, оставаться в силе, длиться – Ксенофонт, Гомер, Демосфен (продолжать войну);
  7. оставаться вдали, быть далеким – Гомер;
  8. оставаться бездеятельным, сидеть без дела, бездействовать – Гомер;
  9. ожидать, в смысле предстоять – Эврипид.

И, наконец, слово «слово». Это всем знакомое слово «лого», производное от «логос». А логос, вопреки многим толкованиям, это речь, учение, слово, содержащее нечто не выраженное, замысел.

Итак, что мы получаем? Если те, кто в тот момент слушал Иисуса, продолжат слушать Его, вникать в Его учение, останутся с Ним. То они узнают правду. Здесь есть намек на то, что Иисус скажет им что-то, чего еще не объявлял, чему еще не учил. И то, что Он им передаст, сделает их свободными. Речь о какой-то тайне, узнав которую они получат спасение. Здесь интрига. Что такое Иисус собирается им сказать? Но, чтобы узнать, надо учиться, надо быть внимательным и не упустить озвучивания этой тайны. Тайна, это еще не истина. Но истина откроется через объявление этой тайны.

Итак, где-то внутри Евангелия Иоанн обещает нам открыть эту тайну. И мы не будем забегать вперед.

(продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.